Найти тему
Сервис «Финансист»

Управленческий учёт в торговле. Что важно знать?

Photo by Scott Graham on Unsplash
Photo by Scott Graham on Unsplash

По данным исследования, 26% представителей малого и среднего бизнеса прогнозируют закрытие в 2022 году. И только 43% компаний из сектора торговли сообщили о росте выручки. А что же делать остальным?

Мы не можем сказать, есть ли у оставшихся 57% управленческий учёт. Но что нам точно известно — управленческий учёт поможет достичь поставленных бизнес-целей, если его корректно выстроить.

На какие этапы обратить внимание при построении управлёнки? Как найти точку безубыточности и планировать выручку? На эти вопросы отвечаем в сегодняшней статье.

Как построить управленческий учёт в торговле?

Чтобы наладить управленческий учёт в торговле, нужно

  • выделить центры ответственности;
  • определить состав отчётности;
  • выделить учётные статьи;
  • сформировать планы по каждой из статей.

Расскажем о каждом этапе.

Центры ответственности

В розничной сети центры ответственности — отдельные точки продаж. Собираем информацию о доходах и расходах по каждому магазину. Офис — отдельный центр, который также несёт расходы.

Состав управленческой отчётности

Выбираем, на какие отчёты смотреть. Например, движение денежных средств (ДДС), отчёт прибыли и убытков (ОПиУ), отчёт по продажам. Далее по ним ведём план-фактный анализ.

Учётные статьи

Состав учётных статей для отчёта ДДС и ПиУ может отличаться. Например, вам пришёл платёж на расчётный счёт. Выручка от реализации в ДДС на 200 рублей, а в ОПиУ — реализация 180 рублей и доставка продукции 20 рублей.

Две проводки по разным статьям нужны, чтобы видеть, как именно формируется доходная часть компании.

Планы по статьям

Например, это могут быть планы по:

  • выручке;
  • себестоимости;
  • зарплате и отчислениям;
  • налогам;
  • прямым расходам от каждой торговой точки и аппарата управления.

Точка безубыточности

Когда будете настраивать управленческий учёт в торговле, обратите внимание на уровень постоянных расходов на аппарат управления (аренда офиса, зарплата, отчисления с зарплаты офисных сотрудников). Эти расходы могут «съедать» всю прибыль от торговых точек, а бизнес рискует стать убыточным.

При высоких расходах на офис и недостаточном количестве торговых точек, бизнес станет нерентабельным.

Важно просчитать минимальное количество торговых точек. Для этого ищем точку безубыточности — уровень постоянных и переменных расходов, при котором точка будет выходить «в ноль». Чтобы её определить, понадобится статистика предыдущих периодов.

Для чего нужно рассчитывать точку безубыточности?

Рассчитываем точку безубыточности, чтобы:

  • планировать итоговый финансовый результат торговой точки по месяцам и на год;
  • планировать общий финансовый результат торговой сети по месяцам и на год;
  • устанавливать план продаж для продавцов конкретной торговой точки на месяц.

Как планировать выручку в торговле?

Мы разобрали этапы построения управленческого учёта в торговле и нашли точку безубыточности. Далее спланируем выручку. Учитываем следующее:

  • точку безубыточности — по каждой торговой точке;
  • статистику предыдущих периодов;
  • желаемый процент увеличения продаж;
  • сезонность.

О том, как планировать выручку, расскажем в следующих статьях.

Если вы планируете внедрить управленческий учёт в торговле, сервис «Финансист» поможет. Оставьте свой номер, финансовый аналитик свяжется с вами и покажет, как это сделать на практике.