По данным исследования, 26% представителей малого и среднего бизнеса прогнозируют закрытие в 2022 году. И только 43% компаний из сектора торговли сообщили о росте выручки. А что же делать остальным?
Мы не можем сказать, есть ли у оставшихся 57% управленческий учёт. Но что нам точно известно — управленческий учёт поможет достичь поставленных бизнес-целей, если его корректно выстроить.
На какие этапы обратить внимание при построении управлёнки? Как найти точку безубыточности и планировать выручку? На эти вопросы отвечаем в сегодняшней статье.
Как построить управленческий учёт в торговле?
Чтобы наладить управленческий учёт в торговле, нужно
- выделить центры ответственности;
- определить состав отчётности;
- выделить учётные статьи;
- сформировать планы по каждой из статей.
Расскажем о каждом этапе.
Центры ответственности
В розничной сети центры ответственности — отдельные точки продаж. Собираем информацию о доходах и расходах по каждому магазину. Офис — отдельный центр, который также несёт расходы.
Состав управленческой отчётности
Выбираем, на какие отчёты смотреть. Например, движение денежных средств (ДДС), отчёт прибыли и убытков (ОПиУ), отчёт по продажам. Далее по ним ведём план-фактный анализ.
Учётные статьи
Состав учётных статей для отчёта ДДС и ПиУ может отличаться. Например, вам пришёл платёж на расчётный счёт. Выручка от реализации в ДДС на 200 рублей, а в ОПиУ — реализация 180 рублей и доставка продукции 20 рублей.
Две проводки по разным статьям нужны, чтобы видеть, как именно формируется доходная часть компании.
Планы по статьям
Например, это могут быть планы по:
- выручке;
- себестоимости;
- зарплате и отчислениям;
- налогам;
- прямым расходам от каждой торговой точки и аппарата управления.
Точка безубыточности
Когда будете настраивать управленческий учёт в торговле, обратите внимание на уровень постоянных расходов на аппарат управления (аренда офиса, зарплата, отчисления с зарплаты офисных сотрудников). Эти расходы могут «съедать» всю прибыль от торговых точек, а бизнес рискует стать убыточным.
При высоких расходах на офис и недостаточном количестве торговых точек, бизнес станет нерентабельным.
Важно просчитать минимальное количество торговых точек. Для этого ищем точку безубыточности — уровень постоянных и переменных расходов, при котором точка будет выходить «в ноль». Чтобы её определить, понадобится статистика предыдущих периодов.
Для чего нужно рассчитывать точку безубыточности?
Рассчитываем точку безубыточности, чтобы:
- планировать итоговый финансовый результат торговой точки по месяцам и на год;
- планировать общий финансовый результат торговой сети по месяцам и на год;
- устанавливать план продаж для продавцов конкретной торговой точки на месяц.
Как планировать выручку в торговле?
Мы разобрали этапы построения управленческого учёта в торговле и нашли точку безубыточности. Далее спланируем выручку. Учитываем следующее:
- точку безубыточности — по каждой торговой точке;
- статистику предыдущих периодов;
- желаемый процент увеличения продаж;
- сезонность.
О том, как планировать выручку, расскажем в следующих статьях.
Если вы планируете внедрить управленческий учёт в торговле, сервис «Финансист» поможет. Оставьте свой номер, финансовый аналитик свяжется с вами и покажет, как это сделать на практике.