Святитель Макарий (Невский): "богоугодная жизнь: правда, мир и радость, составляющие сущность царствия Божия, не легко даются, но требуют усилия. Это усилие есть тот огнь ревности об угождении Богу, о котором Господь сказал: «Огонь я пришел низвести на землю» (Лк.12:49). Как огнь сожигает то вещество, которое он объемлет, так огнь ревности о богоугодной жизни сожигает в душе все то, что несогласно с таковою жизнью. «Духа не угашайте» (1Сол.5:19), – говорит Апостол, т.е. вы восприяли огнь Духа Божия, как искру; не угашайте ее, а воспламеняйте. Огнь требует поддержки, подкладыванья дров или иного горючего материала, иначе – он угаснет. И жизнь христианская требует поддержки огня ревности – чтением, размышлением, молитвою и принуждением себя ко всякому труду. С холодным сердцем, нерадиво, кое-как проходить жизнь христианскую невозможно. Богоугодная жизнь есть дело трудное, а трудное дело без усилия не совершается. Посмотрите на владельца многомиллионного богатства, начавшего торг свой с грошей. Не чрезмерными ли усилиями, предусмотрительностью, осторожностью и чрезвычайной воздержностью он приобрел свое богатство? Иногда ночи не спал, не доедал, не допивал, не боялся ни страха ночного, ни нападения разбойников; переезжал горы, переплывал реки; носился, быть может, со своей коробкой за плечами и в бурю, и под дождем. Кто хочет в Бога богатеть, тот должен поступать так же. А едой, питьем, спаньем да покоем, пирами и забавами Царствия Божия не приобретешь. Чтобы приобрести богатство Божие, нужно делать все, что требуется богоугодною жизнью, а не кое-что только и не-как. Нужно и к больному сходить, и нуждающемуся помочь, с плачущим поплакать, и с радующимся порадоваться. Нужно и в церковь ходить, и дома Богу молиться; нужно и к утрени рано вставать, а не к половине литургии только приходить. Нужно и посты соблюдать, и в праздники, до конца литургии, воздержание хранить, не считая безразличным делом – идти ли в храм Божий не поевши и не попивши, или уже сделавши то или другое; ничего не считай малым, а все пусть будет для тебя как бы главным. Знай, что когда начнешь искренно Богу работать, то встретишь много препятствий, много и врагов: и плоть твоя – враг твой, и домашние – враги человеку, и мир – его враг; а самый злой враг твой есть сатана, который, «как лев рыкающий, ходит, ища кого поглотить» (1Пет.5:8). Ходи всегда во всеоружии. Будь подобен воину, вооруженному и защищенному с ног до головы, облекшись во всеоружие Божие; иначе может случиться то, что враг твой уязвит тебя в то самое место, которое не прикрыто. Пусть на чреслах твоих будет пояс истины, облекись в броню праведности, держи в руках меч молитвы, на ногах – обувь мира и твердости. Посмотри на воина, когда он стоит на страже. Вот он постоянно ходит взад и вперед и не спит; постоянно осматривает кругом, нет ли где-либо опасности. И ты так же делай: не спи, держи оружие в руках, и осматривайся, не подходит ли к тебе враг откуда-либо. Когда в человеке является таковая бдительность, сей огнь ревности о богоугодной жизни, тогда можно думать, что его постиже Царствие Божие, что в нем началась жизнь христианская.
Царство Божие внутри человека вначале бывает весьма мало, подобно горушному семени. Как у семени сперва не бывает ни корней, ни листьев, ни ветвей, ни плодов, так Царствие Божие бывает неприметно для самого человека: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (Мк.4:26–27). И возрастание этого семени Царства Божия подобно возрастанию земного семени. Семя прозябает не на всякой земле, и семя царствия Божия возникает не во всяком сердце: в ином оно так и остается невсхожим и бесплодным. Не все семена приносят одинаковые плоды, но иные больше, а иные – меньше; в сердце человека семя царствия Божия не одинаково плодоносит: но в ином – скуднее, а в другом – больше. Иное сердце дает больше добра, любви, мира, правды, кротости, смирения и терпения, а другое – меньше. Семя требует ухода, и семя Слова Божия требует того же. Сердце человека можно уподобить саду или огороду, а человека – огороднику. Что будет с огородом, если огородник или огородница во все лето не заглянет туда? Все зарастет травой, а овощей не будет. Так и сердце человека, – требует ухода и труда, а труд – самопринуждения. Никто не думай, что ревность о богоугодной жизни приходит сама собой, по одному желанию человека. Она подается от Бога, но не без участия свободной воли человека. Об ней нужно молиться и быть готовым к принятию ее. Итак, Царство Божие, или жизнь христианская, начинается внутри человека от благодатного семени, как зерна горушного, при готовности человека к восприятию его и при усилии к возрастанию, при содействии той же благодати Божией. Благодатное семя, от которого возрастает Царствие Божие, подается от Бога чрез св. таинства – крещение и покаяние".