Найти в Дзене
SPIK.KZ

Произошло столкновение мировоззрений — Эдуард Полетаев

Оглавление

Сейчас видна попытка влиять на третьи страны, в том числе и Казахстан — известный политолог о конфликте России и Украины.

То, что сегодня происходит между Россией и Украиной, не может не затрагивать и другие страны постсоветского пространства, в том числе и Казахстан. Как нам относиться к этой ситуации, и каким образом нужно действовать? На эти и другие вопросы отвечает политолог, руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев.

Войну не объявляли, но она идет

— То, что происходит сейчас между Украиной и Россией, война или просто локальная военная операция?

— Парадокс ситуации заключается в том, что война есть, она идет. Более того, это, по сути дела, самая крупная операция в Европе после Второй мировой войны, наверное, и одна из самых масштабных. И притом официально это не война, то есть, ее никто не объявлял. Россия называет это спецоперацией Вооруженных сил. Украина ввела военное положение, мобилизацию населения, но не объявляла войну. Идет гибридизация военных действий, которые начались уже давно, вооруженный конфликт на востоке Украины идет с апреля 2014 года. Информационная война между двумя государствами также продолжается длительное время. Информационные войска, специальные подразделения существуют, которые этим занимаются. В конце февраля Украина объявила об открытии киберфронта. В ходе конфликта важно оказывать эмоциональное воздействие на противника. В доинтернетную эпоху использовались листовки. Сейчас самые разные фейки, искаженная информация. Допустим, произошел взрыв в доме, сразу несколько версий появляется: либо это сделали российские войска, либо это старые фотографии, например, от взрыва газа, либо это сами украинцы сбили ракету, мимо города пролетавшую, и так далее и тому подобное. Таких ситуаций много появляется, работают секты «Свидетелей Телевизора» и «Свидетелей Интернета». Объективности на войне нет; надо самому все фильтровать и не делать спешных выводов.

В этой ситуации, конечно, я, как и большинство казахстанцев, выступаю за мир, но надо еще и понимать, что в белом пальто остаться не получится, хотя многие тут их быстро одели, и в соцсетях флаги повесили. На всех негативно отразится происходящее. Происходящее сегодня — это провал дипломатии, вызов для всего мира.

Это — конфликт не просто России и Украины, и не русского народа с украинским. Это конфликт мировоззрений, в первую очередь. Мировоззрение старого — постсоветского, имеющего популярность и историческую устойчивость, и мировоззрения нового – проевропейского, прозападного, которое обрело влияние на Украине после 2014 года. Я не буду рассуждать здесь, что из этого хорошо, а что плохо. Проблема в том, что эти мировоззрения никак не соприкасаются и общий язык не находят. К тому же явно есть силы, которые от этой войны выиграют, заработав миллиарды долларов. И, к сожалению, на войне все средства хороши, поэтому пытаться быть уравновешенным, сдержанным не получается. Нет места для удобного конформизма. Тут любого объективного человека все равно заклюют, даже просто за то, что он пытается быть таковым. И могут заклевать обе стороны причем, потому что много противоречий вылезло между гражданской, мировоззренческой, региональной, национальной идентичностями. И это беда. Она отражается на нас не только потому, что в экономике появились проблемы: девальвация тенге может показаться ерундой по сравнению с тем, что будет дальше.

А дальше — важная проблема, с которой уже столкнулся Казахстан, у нас нет единой позиции по отношению к происходящему в Украине. Общество разделяется, конфликтует друг с другом. Пока еще на уровне «диванных войн» в соцсетях идет — ничего страшного. Но не дай бог, это выплеснется на улицы. Тем более, что на самом-то деле реальную обстановку в Украине мало кто знает, к тому же она довольно быстро меняется. Это — специфика гибридных военных действий.

Нужно пытаться отходить от эмоций. Война практически никогда не ведется по правилам. Я в свое время закончил спецкурс «Международное гуманитарное право», он включал в себя изучение Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, правила поведения комбатантов, то есть, лиц, которые имеют право применять силу, и т. д. Увы, практика показывает, что практически во всех конфликтах гуманитарное право исполняется плохо. Даже если взять статью вторую Устава ООН -   основополагающего документа мирового сообщества, то там полный запрет применения силы, как средства национальной политики указан, и страны под документом подписались. Но мы видим, что значительная часть государств все таки, ссылаясь на существование неразрешенных споров, различных проблем, продолжает нарушать международное право. А это — право мира по сути дела. Однако, кто бы завтра ни победил, мир от этого не станет лучше. Сейчас люди находятся под влиянием партии телевизора, а скоро начнет побеждать партия холодильника, цены ведь на продукты вырастут. Общественные настроения будут меняться во многих странах.

Наша страна ни с кем не конфликтует

— Эдуард, но как быть в такой ситуации Казахстану? Оставаться нейтральным?

— Казахстан официально никакой нейтралитет не объявлял. Он не может быть нейтральным государством просто потому, что находится в военно-политическом блоке ОДКБ. Хотя основа его внешней политики — абсолютно миролюбивая, об этом можно судить по действиям и документам, не нужно выдумывать ничего, надо заглянуть в Концепцию внешней политики Республики Казахстан, которую в 2020 году приняли до 2030 года, там все указано. Ни с кем Казахстан не конфликтует и делать этого не собирается.

Однако нейтральное государство в мире, имеющее ООНовский статус, только одно, по сути дела. И это не Швейцария, которая два века пыталась оставаться в стороне от войн, а сейчас присоединилась к антироссийским санкциям ЕС, а Туркменистан. Там даже государственным праздником считается День нейтралитета — 12 декабря.

Казахстан себя не позиционировал в таком качестве, напротив, он активно участвует в интеграционных объединениях. Но, с точки зрения его дипломатической, политической, военной практики, можно сказать, что Казахстан придерживается всех основополагающих международных документов и, в конфликтах, если и принимает участие, то в качестве миротворца. Те же «казбатовцы» выезжали в разные «огнедышащие» регионы мира, и в Ираке, в том числе были.

— И все же, как реагировать на происходящее нашей стране?

— Понятное дело, что Казахстан не может равнодушным оказаться. И тут дело даже не в цифрах, с кем выгоднее дружить. Выгоднее нам это делать с Россией, если так разобраться. У нас с Россией товарооборот вырос почти на 27 процентов в 2021 году. Если не ошибаюсь, он 24,2 миллиарда долларов составляет, а с Украиной у нас еле дотянулся до миллиарда. И в последнее время, особенно после 2014 года, падал неуклонно. И если посмотреть расклад по экспорту-импорту Казахстана с Украиной — там нет каких-то незаменяемых товаров. Некоторые из них вообще исчезли из товарооборота двух стран. Казахстан в основном отправляет газ, удобрения. А Украина импортирует нам продукты питания, солод, ряд других товаров. То есть, это все можно приобрести и в других государствах.

Но это не значит, что мы должны в 24 раза больше любить Россию, чем Украину. Здесь такой цифровой прагматизм не уместен, тем более что Казахстан позиционирует себя как часть СНГ, и постсоветское пространство для него не пустой звук. Стране сейчас, конечно, непросто. Происходящее в Украине осколочными снарядами ударило по экономике. На двух стульях тут не усидишь никак, но он и не пытается (как это хотят показать некоторые) высиживать. Так или иначе, то, что заложено в рамках двусторонних отношений с Украиной, Казахстан выполняет, и с этим проблем особых не возникает. Я вот, во всяком случае, даже на дипломатическом треке ни разу не видел каких-либо проблем между странами в этом плане.

Но Российская Федерация, как говорили наши руководители, это Богом нам данный сосед. Не стоит обострять взаимоотношения только потому, что Российская Федерация сейчас в непростой ситуации находится. Понятное дело, мало кто ожидал, что конфликт так быстро разрастется. Казалось, что признанием этих республик дело и ограничится. Многое, я думаю, мы не знаем. Возможно, решение о спецоперации было принято за день, за два. Некоторые говорят, что подготовка велась давно, но я думаю, просто разные варианты рассматривались. Стратегиями этими занимаются специальные люди, в каждом государстве так реагируют на ту или иную ситуацию, рассматривая варианты поведения.

Казахстану сейчас, конечно же, не стоит вступать в агрессивные стадии этого военного конфликта. Потому что у нас много внутренних проблем, которые необходимо решать. Еще январские события остаются незаживающей раной. Надо восстанавливать экономику, привлекать инвесторов и так далее. Может быть, даже случится так, что вот эта трагедия, которая на Украине происходит, она где-то и в пользу Казахстану пойдет. Из-за антироссийских санкций Казахстан способен как-то экономически выиграть. Использовать свою территорию в качестве реэкспорта товаров, транзита, например. Уже российские самолеты стали больше летать через Казахстан. Ну и, в конце концов, мы знаем еще со времен других войн, той же иракской войны, что конфликты приводят к повышению цен на нефть и другие природные ресурсы, а это — основа нашего экспорта, дополнительные поступления в бюджет, в Национальный фонд, что может несколько нивелировать последствия девальвации и инфляции.

Четко формулировать позицию

— Однако рано или поздно Казахстану придется определяться…

— Самое главное сейчас, когда конфликт происходит между двумя странами, видна попытка влиять на третьи страны, среди которых и Казахстан. Так или иначе, будут накачивать ситуацию, чтобы наши власти и общество поддержали одну, либо другую сторону. Это где-то само собой происходит, люди ведь не автоматы. У кого-то есть родственники, друзья, знакомые, партнеры на той или другой стороне. Но нужно все-таки стараться воздерживаться от эмоций, укрепить состояние наших умов, ну и, наверное, стране как-то все-таки позицию сформулировать более четко.

Пока видно, что от официальных лиц Казахстана очень мало информации по отношению страны к конфликту. То есть, общество высказывается так или иначе, а власть пока держит паузу. Наверное, с точки зрения политического прагматизма это верно, потому что сейчас непонятно, как все обернется, каждый день кучу новостей приносит. Возможно, и разумно подождать, потому что эмоциям, как я уже говорил, не нужно подвергаться, тем более — государственным деятелям. Но посмотрим, в любом случае нужно думать о своем государстве, о своей стране, и сделать так, чтобы мы и дальше продолжали жить в спокойной, мирной обстановке.