Найти тему
HK

Федор Лукьянов: Конец эпохи

Страница сотрудничества с Западом "перевернута"
Страница сотрудничества с Западом "перевернута"

Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, научный руководитель Международного дискуссионного клуба "Валдай".

Военная интервенция России в Украину ознаменовала собой конец эпохи в состоянии глобальных дел после того, как президент Владимир Путин начал эту акцию на прошлой неделе. Ее последствия будут ощущаться еще долгие годы, но Москва позиционирует себя как "агент кардинальных перемен для всего мира".

Операция российских вооруженных сил в Украине знаменует собой конец целой эпохи. Она началась с падения Советского Союза и его распада в 1991 году, когда довольно стабильная биполярная структура была перевернута тем, что в итоге стало известно как "либеральный мировой порядок". Это открыло путь для США и их союзников к доминирующей роли в международной политике, основанной на универсалистской идеологии.

Кризис проявился давно, хотя не было значительного сопротивления со стороны крупных держав, которые остались недовольны своим положением на новом политическом поле. На самом деле, в течение довольно длительного времени (по крайней мере, полтора десятилетия) оппозиции практически не было вообще. Незападные страны, а именно Китай и Россия, приложили усилия, чтобы интегрироваться в иерархию. Пекину удалось не только сделать это, но и максимально использовать ситуацию, чтобы закрепиться в качестве доминирующего игрока. Москва, однако, выступила гораздо хуже, и ей потребовалось больше времени, чтобы приспособиться к новому мировому порядку и занять достойное место в его рядах.

Система оказалась одновременно негибкой и шаткой, поскольку концептуально исключала какой-либо баланс сил. Однако, что еще более важно, она не допускала достаточного уровня культурного и политического разнообразия, которое по своей сути необходимо для устойчивого функционирования мира. Единое мировоззрение, исключающее все другие, навязывалось различными средствами, в том числе и отношением к военным действиям.

Российская операция является зеркальным отражением того, что США и их союзники не раз делали в последние десятилетия в разных частях света.

Как гласит легенда, царь Петр Великий поднял тост за своих "шведских учителей" после Полтавской битвы в 1709 году. Сейчас нынешнее российское руководство также может сказать, что оно многому научилось у Запада. В действиях России в Украине легко обнаружить элементы - от военных до информационных - которые присутствовали в кампаниях Америки и НАТО против Югославии, Ирака и Ливии.

Напряженность уже давно кипит, и Украина теперь стала решающим фронтом. Это не идеологическая битва, подобная той, что наблюдалась во второй половине двадцатого века. В настоящее время мировая гегемония оспаривается в пользу гораздо более распределенной модели. Старая концепция "холодной войны" о "сферах влияния" больше не применима, потому что мир стал гораздо более прозрачным и взаимосвязанным, что делает изоляцию возможной лишь в ограниченной степени. По крайней мере, так мы думали до сих пор.

Как это часто случалось в прошлом, нынешняя борьба ведется за стратегически важную территорию. Старая пословица "история повторяется" становится очевидной, когда переходишь от одного СМИ к другому. Столкнулись два разных подхода. С одной стороны, классическая жесткая сила, которая руководствуется простыми, неотшлифованными, но понятными принципами - кровь и земля. С другой стороны - современный метод распространения интересов и влияния, реализуемый через набор идеологических, коммуникативных и экономических инструментов, эффективных и, в то же время, податливых - обычно называемых "ценностями".

Начиная с холодной войны, более современный из этих подходов почти всегда был основным методом. Назовем его модным, но неточным названием - "гибридная война". Однако в большинстве случаев это никогда не встречало серьезного сопротивления, не говоря уже о прямой вооруженной конфронтации.

Украина 2022 - это решающий тест, который покажет, какой из этих подходов победит. В этом смысле правы те, кто подозревает, что последствия могут быть гораздо более глубокими, чем они думали.

Российское руководство, решившееся на крайне радикальные шаги, вероятно, понимало последствия, или даже сознательно стремилось к ним. Страница сотрудничества с Западом перевернута. Это не означает, что изоляционизм станет нормой, но это знаменует конец важной исторической главы в политических отношениях. Новая холодная война не закончится быстро.

Через некоторое время последствия, вызванные нынешней военной операцией, скорее всего, начнут ослабевать, и некоторые формы взаимодействия возобновятся, но черта неизбежно будет подведена. Даже при благоприятном сценарии пройдет много лет, прежде чем санкции будут сняты, а связи постепенно и выборочно восстановлены. Реструктуризация экономических приоритетов потребует иного подхода, который в чем-то будет стимулировать развитие, а в чем-то замедлять его. Наиболее активной части российского общества придется осознать, что прежнего образа жизни больше нет.

Форт "Россия" решил испытать себя на прочность и одновременно стал проводником кардинальных перемен для всего мира.