Казахстанский политолог о том, как нам менять политическую систему.
1 марта ожидается проведение внеочередного съезда партии Nur Otan, на котором будут обсуждать вопросы модернизации самой партии и политической системы страны.
О том, какого рода изменения могут быть и окажутся ли они эффективными, рассказал политолог Максим Казначеев.
— Максим, на 1 марта намечено проведение внеочередного съезда партии Nur Otan. На своей странице в Facebook исполнительный секретарь партии сообщил, что речь на съезде пойдет о дальнейшей модернизации. Что именно подразумевается под модернизацией, на ваш взгляд?
— На самом деле говорить о модернизации партии Nur Otan, на мой взгляд, можно только после того, как власти определятся с параметрами модернизации политической системы страны в целом. И то, что сейчас проговаривается на различного рода экспертных площадках, совещаниях внутри партии, на мой взгляд, означает одно: партийные функционеры пытаются бежать впереди паровоза. Говорить о сути модернизации именно партийной работы мы сможем только тогда, когда власть обозначит примерные параметры политического реформирования страны. А до этого момента, к сожалению, могу сказать, что это все лишь имитация бурной деятельности. Пока нет понимания базовых вводных установок по политической системе в целом, говорить о модернизации преждевременно.
— Президент Токаев заявил, что партии потребуется не косметическая перезагрузка, а кардинальная перестройка всей работы. И как будет перестраиваться партия?
— Насколько можно судить по отношению действующего президента к партии власти, возможно, что он рассматривает самого себя в качестве надпартийной фигуры. Соответственно, такое решение по перестройке работы всей партии может быть связано с тем, что он все-таки примет решение по выходу из состава партии Nur Otan. Для него сейчас необходимость в партийном ресурсе на самом деле невелика.
Гораздо важнее получить статус фигуры, консолидирующей все общество. И в этом смысле партия Nur Otan является не активом, а пассивом для действующего президента. Поэтому партии, скорее всего, необходимо принять ряд базовых вещей, направленных на то, чтобы научиться работать без использования административного ресурса. То есть, пока что у партии достаточно хорошие показатели по узнаваемости, и, в принципе, она даже без использования административного ресурса, в честной конкурентной борьбе, так или иначе может обеспечить себе преобладание в нижней палате парламента.
— «Нур Отан» – крупнейшая политическая партия Казахстана. Понятно, что кто-то вступал в партию в добровольно-принудительном порядке. Будет ли, по вашему мнению, отток из партии, связанный, в том числе и с модернизацией?
— Я исхожу из того, что Nur Otan, как партия власти, всегда рассматривалась политически активными гражданами в качестве трамплина, позволяющего попасть на госслужбу. И поэтому понятно, что до тех пор, пока Nur Otan будет сохранять статус ключевой партийной структуры и рассматриваться главой государства и правительством как актив, откуда можно брать, рекрутировать новое поколение чиновников, Nur Otan будет привлекать политически активную молодежь к вступлению. А если Nur Otan потеряет статус партии власти, то, скорее всего, да, именно этот сегмент чиновников-карьеристов, конечно же, из Nur Otan выйдет.
Время требует ускорения реформ
— Ожидается, что в своем Послании Касым-ЖомартТокаев озвучит пакет политических реформ. До этого говорили, что изменения в политическую систему будут представлены осенью. Что, на ваш взгляд, заставляет ускоряться президента страны?
— Как мне представляется, спешка с подготовкой пакета политических реформ связана именно с желанием Акорды провести досрочную избирательную кампанию. Скорее всего, парламентскую. Но просто так распустить парламент и назначить досрочные парламентские выборы было бы странно. Поэтому логичным становится изменение политической системы таким образом, после которого появляется повод для проведения досрочных выборов. Проблема заключается в том, что пока что на самом деле более-менее сформулированной, концептуально оформленной схемы политического реформирования Акорда не представляла. Мы можем только догадываться, строить возможные версии о том, что Токаев будет включать в анонсированный пакет реформ. К сожалению, когда подобного рода инициативы реализуются в такой спешке, как сейчас, велика вероятность совершить ошибки, и сделать неверные политические действия. Хотелось бы верить, что спешка, с которой сейчас работает Акорда, не приведет к фатальным последствиям для страны.
— Найдут ли среди предложений вопросы, связанные с регистрацией политических партий и порогом их прохождения в парламент?
— Если мы исходим из той логики, которую обозначил президент Токаев, что он, как президент страны, хотел бы быть надпартийной фигурой, то да, я соглашусь с тем, что процедура регистрации политических партий будет ускорена. Кроме того, возможно, будет уменьшено количество людей, которые необходимы для регистрации партий.
Если власти рассчитывают проводить досрочные парламентские выборы, то на эти досрочные выборы в любом случае необходимо выходить с новым составом политических партий. Поэтому я не исключаю возможности того, что в ближайшие недели, может быть, месяцы, пройдет большой процесс по регистрации новых партийных структур. И, вероятно, у нас в списках для голосования будет 10 или даже 12 политических партий. В совокупности вместе с шестью, которые уже зарегистрированы, я думаю, что появятся еще 5-6 новых партийных структур.
— В случае изменения порядка государственной регистрации политических партий и возникновения реальной конкуренции между ними сможет ли Nur Otan сохранить свои позиции? Если да, то за счет чего?
— Появление большого количества политических партий, как мне кажется, не несет существенного риска для Nur Otan. По показателям узнаваемости у населения, у потенциальных избирателей, Nur Otan занимает стабильно первое место с большим отрывом от ближайших конкурентов. И только лишь за счет вот этой высокой узнаваемости Nur Otan потенциально способен, даже без использования административного ресурса, выходить на выборы и получать большинство голосов. В этом смысле какой-то особой угрозы для Nur Otan регистрация новых политических партий не несет. Более того, большое количество молодых партий будет конкурировать за протестный электорат, и, соответственно, разбивать сторонников друг у друга, а не столько у Nur Otan. И мы можем оказаться в ситуации, когда большое количество зарегистрированных политических партий будет просто балансировать на грани пятипроцентного барьера прохождения в мажилис. И в этом смысле не только Nur Otan, но и партии второго уровня будут пытаться налаживать неформальные контакты с Акордой, чтобы получить поддержку административного ресурса и пройти в нижнюю палату парламента.
Новые политические партии – потребность общества или амбиции политиков
— В продолжение предыдущего вопроса не могу не спросить вот о чем. Второй год подряд можно наблюдать всплеск желающих создать политические партии. Действительно ли в обществе есть потребность на новые партии или это амбиции политиков?
— Мне представляется, что политические партии, в целом, как институты по артикуляции интересов различных внутриэлитных групп, востребованы в Казахстане. Можно привести предельно простой пример. У нас де-факто работает 6 зарегистрированных партий, но крупных олигархических групп в стране насчитывается примерно 15. Исходя из этого, с точки зрения обеспечения баланса политических интересов этих внутриэлитных кланов, каждому из них необходимо наличие общественного инструмента, которым и могут выступать политические партии. Думаю, что сейчас вся работа Акорды и будет заключаться в том, чтобы предложить потенциальным внутриэлитным группам, имеющимся в стране, создать свои партийные структуры. И это поможет выяснять отношения между ними не в кулуарном формате и не в виде различного заговоров и попыток переворотов, как это мы наблюдали в январе, а попытаться работать на парламентской площадке.
— А если новые партии появятся, то у кого будет шанс на прохождение в парламент?
— Я затрудняюсь ответить на этот вопрос по одной простой причине. Окончательный список политических партий еще не известен, и я думаю, что подобного рода оценку можно будет дать непосредственно только при старте внеочередных парламентских выборов. Сейчас просто физически не можем прогнозировать, какие, во-первых, новые политические партии появятся. И понятно, что прохождение в парламент этих партий будет идти в зависимости от того, насколько руководителям партий, лидерам этих внутриэлитных групп удастся найти общий язык с президентской администрацией. Поэтому, к сожалению, ответ на этот вопрос мы узнаем только, когда внеочередные парламентские выборы стартуют.
— Активизация Булата Абилова, по мнению многих политологов, говорит о том, что «младотюрки» готовы взять реванш и бороться за депутатские мандаты. Смогут ли они привлечь население на свою сторону?
— На самом деле говорить о том, что списанные политики второго эшелона могут на что-то рассчитывать, на мой взгляд, неправильно. Скорее, можно делать ставку на более молодых политических лидеров, которые работают, в том числе, и в радикальном оппозиционном поле. Я бы не стал делать серьезную ставку на реанимацию политических проектов 20-летней давности просто по одной простой причине – их время уже давным-давно ушло. Они просто неадекватны текущей ситуации в стране.
Изменить выборное законодательство
— Аналитики уже который год говорят о том, что одним из ключевых моментов реформы политической системы должно стать изменение выборного законодательства. В частности, порядок формирования избирательных комиссий. Как вы считаете, эти голоса будут услышаны?
— Действительно, ключевым моментом всех текущих дискуссий о реформе политической системы является именно проблематика выборного законодательства. Для страны принципиально важно ввести в эту сферу предельную транспарентность, с тем, чтобы использование административного ресурса в рамках избирательных кампаний стало просто невозможным. Но пока что инициативы, связанной именно с подобного рода изменениями выборного законодательства, власть никак не озвучивала. Поэтому появляются сомнения, и возникает большое количество вопросов по отношению к тому, как сейчас, в рамках проведения политической реформы, власть видит введение изменений в избирательный процесс. На мой взгляд, есть одна фундаментальная проблема. Первоначально и политические эксперты, и представители политических партий считали, что выборное законодательство должно трансформироваться в сторону присутствия в избирательных комиссиях представителей всех политических партий. С учетом того количества партий, которое мы имеем сейчас, шесть, это в принципе реалистично. Но, если мы расширяем количество партий, например, до десяти или пятнадцати, то появляется вопрос, а насколько возможно в таком случае обеспечить транспарентность работы всех избирательных комиссий, начиная от участковых и заканчивая центральной, с таким расчетом, чтобы все политические партии были там представлены. Думаю, что этот вопрос должен выноситься на серьезное обсуждение. На обсуждение, скорее всего, Национального совета общественного доверия. Потому что пока никаких рецептов того, как это сделать, мы от власти не слышали.
— Одним из важных вопросов, которые выдвинут на повестку дня, стал вопрос о выборности акимов. Решатся ли власти на повсеместное введение выборности и внесение соответствующих поправок в Конституцию?
— Пока что мы не можем говорить об успешности процедуры выборности акимов по одной простой причине. Нам надо подождать хотя бы один, а еще лучше – два или три года, когда акимы, которые были избраны летом прошлого года, покажут, насколько эффективно они работают. Я вижу очень серьезную проблему, связанную с бюджетами, с бюджетами местных сообществ, которые акимы получили возможность перераспределять по своему усмотрению. И в этом смысле существуют серьезные риски. То есть, аким может быть избран, но при этом зависеть от вышестоящих инстанций, властных органов, в плане получения бюджетных трансферов. Поэтому я думаю, что пока выборов акимов всех уровней ждать не стоит. Мы должны посмотреть в течение одного, двух, максимум трех лет на то, как будут работать те акимы, которых уже выбрали. И после этого можно будет делать выводы о том, сработала ли подобного рода мера вообще в целом, и насколько она эффективна.