Рассказ об эксперименте по установке дизельного двигателя в тяжелый танк Mark V**
В танковой триаде "Огонь, напор и броня" энерговооружённость боевой машины составляет немалую часть, влияя не только на тяговые и скоростные возможности танка, но и на защиту и вооружение. Мощный тягучий двигатель позволит и броню сделать потолще, и пушку поставить побольше. 20-е годы для танковой промышленности победителей в Первой мировой войне были крайне неудачными. Во Франции не знали, что делать с тысячами построенных танков FT17, а в Британии вообще не знали что делать с танками, сократив даже Королевский танковый корпус (Royal Tank Corps) до 4-х батальонов. С самими танками было так же плохо, относительно удачным получился только средний танк Vickers Medium Mark I , но броня в 6,5 мм даже в 20е-годы была издевательством. Тем не менее эксперименты не прекращались. Одним из направлений экспериментов была установка новых двигателей. В транспортном машиностроении, кроме колесной и гусеничной техники есть еще одна отрасль, в которой активно используются мощные двигатели внутреннего сгорания - железнодорожное машиностроение. В 1928 году на один из танков Mark V** был установлен тепловозный дизель.
Mark V**/Тяжёлый танк Марк V Стар Стар c двигателем Бердморе
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1928 (экспериментальный)
Кол-во выпущенных: 1
Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)
Размеры: 9881x3910x2750
Ширина трака: 673мм
Боевая масса: 30-32 тонн
Двигатель: Beardmore type 6/1, 4L, 320 (400) hp
Бронирование:12 -14 мм.
Где посмотреть: Beardmore Tornado от дирижабля R101 в Музее науки в Лондоне
После окончания Первой Мировой войны и радикального сокращения армий, британский Танковый корпус оставил на вооружении только танки Mark V и Mark V*. Остальные машины были или порезаны, или отправлены на базы хранения. Из 25 выпущенных в последние месяцы танков Mark V** несколько машин были переданы королевским саперам, которые использовались в качестве RE tank - Royal Engeener Tank для испытаний инженерных изобретений. В 1928 году Артиллерийский корпус (Royal Army Ordnance Corps) снял с консервации один из танков Mark V** за номером T10502 для экспериментальных целей. Для консервации на машине было демонтировано не только само вооружение, но и спонсоны. Отверстия под спонсоны были зашиты досками. Эксперимент предполагал использование на танке вместо стандартного 150-ти сильного двигателя Рикардо 4-х цилиндровый дизель фирмы Beardmore мощностью 400 л.с.
От стандартного танка Mark V** (T10502) легко отличить по полному отсутствию спонсонов и тщательно заделанным установочным местам для них.
Фирма William Beardmore and Company была создана в 1887 годы и на пике своего развития в ней было занято до 40 тысяч человек, в зоны интересов компании входил транспорт от кораблей до самолетов и двигатели всех типов, видов и размеров. В деле дизелестроения фирма была одним из мировых законодателей и поставляла дизеля для оснащения британских дирижаблей. Несмотря на то, что в источниках указана точная марка двигателя - Beardmore type 6/1, найти ссылки именно на этот двигатель не удалось. Хотя существуют интересные пересечения с историей первых британских авиационных дизелей - Beardmore Tornado.
В 20-х годах Британия запускала большую программу выпуска дирижаблей для быстрой переброски войск и грузов между своими колониями, дизельный двигатель для таких задач представлялся вполне себе удачным решением - высокая мощность, низкий расход топлива на установившихся режимах, низкая пожароопасность паров топлива. В принципе именно это было важно и для танков - высокий момент на валу и пониженная пожароопасность. В качестве основы был взят 4-х цилиндровый дизель, разработанный фирмой Бердморе для тепловозов. Первые шестицилиндровые дизели в 1924 году британское министерство авиации использовало дирижаблях R100 и R101 с водородным наполнением. Двигатель был не очень удачным и в ходе модернизации он трансформировался в 8-ми цилиндровый Beardmore Tornado, который поставили на R101, который кстати разбился в первом же трансконтинентальном полете над Францией.
8-ми цилиндровый Beardmore Tornado 84,1 литра при степени сжатия 12,25:1. Для запуска двигателя использовался 30-ти сильный двигатель. Авиационный двигатель имел максимальную мощность в 650 л.с. при 935 об / мин. Если предположить, что двигатель установленный на танк имел те же параметры, что и дизель для дирижаблей, то объем двигателя Beardmore type 6/1 возможно был около 40-42-х литров и реальную мощность около 320 л.с, хотя при установке дизеля в танк ожидали 400 л.с.
Установленный на танк дизель Бердморе работал при тестовых пусках нормально, но вышел из строя стартер. Пока ремонтировали 30-ти сильный стартер провели модернизацию, установили декомпрессор для снижения усилия пуска. Но это привело к обратному эффекту - начались сильные вибрации дизеля, от вибраций система подачи топлива потеряла герметичность. Тема мощных танковых дизелей была закрыта на долгие годы.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
О первом варианте танка Маленький Вилли и серийный британских танках можно почитать здесь:
Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.
Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя
Путь танка. Часть 2. Mark II. "Ромб" не для боя бросили в атаку в Аррасе
Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса.
Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре
Путь танка. Часть 4.1. Mark IV Tadpole. 1917. "Головастик" с минометом на хвосте.
Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик
Путь танка. Часть 4.3. Mark IV Wire-pulling tanks. Раздавить германскую гадину.
Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя
Путь танка. Часть 4.5. Mark IV Winch tank. Первый танковый морской десант
Путь танка. Часть 4.6. Mark I/IV repair tank. Первый БРЭМ на шасси "ромба"
Путь танка. Часть 4.7. Mark IV "Invicta Roller". Первый танковый колейный трал
Путь танка. Часть 4.8. Mark IV. Renolds Roller Chain. Увеличение проходимости и безопасности
Путь танка. Часть 4.9. Mark IV Supply tank. Незаметный герой битв при Камбре и Амьене
Путь танка. Часть 4.10. Mark I Wireless Comunication tank. Танковый КШМ
Путь танка. Часть 4.11. Mark IV airship tug. Танк и дирижабль совсем не пара
Путь танка. Часть 4.12. Mark IV wireless tank. Точка доступа на гусеницах
Путь танка. Часть 5. Mark V. Наброски будущего героя
Путь танка. Часть 6. Mark VI. Перспективный деревянный прорыв
Путь танка. Часть 5.1. Mark V. Танк-победитель
Путь танка. Часть 5.2. Mark V Tadpole. Головастик с пламенным мотором Рикардо
Путь танка. Часть 5.3. Mark V*. С пехотой на борту
Путь танка. Часть 5.4. Mark V**. Танковый прапорщик или работа над ошибками
Путь танка. Часть 5.5. Mark VII. Танк c гидравлической трансмиссией
Путь танка. Часть 5.7. Mark V Snaketrack. Скоростной тяжёлый танк со змеиной гусеницей
Путь танка. Часть 5.9. Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Танковый мостоукладчик
О проектах предшествовавших созданию первых танков можно почитать здесь:
Источники:
https://www.keymilitary.com/article/stars-and-tanks
Mark V Tank Автор: David Fletcher, Издательство: Osprey Publishing Серия: Osprey New Vanguard 178
Первые танки. Британские «Ромбы» Первой Мировой, Семен Федосеев
Семен Федосеев: Самые первые танки» год выпуска: 2011, ISBN: 978-5-699-48536-9, издательство: Эксмо,
Tanks and Trenches First Hand Accounts of Tank Warfare in the First World War. David Fletcher.
Tank Hunter: World War I - Craig Moore
The British Tanks 1915-19 David Fletcher Издательство: The Crowood Press Год: 2001
A New Excalibur: The Development of the Tank 1909-1939: 9780436475207: Smithers, A. J.
Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия. Автор: Семен Федосеев, ЭКСМО, 2022