Найти в Дзене
Black Maria Кино 🎬

Не все продюсеры получают Оскар, даже если их творение признано лучшим фильмом года. Почему?

Когда на сцене каждый год оглашается лучший фильм года по версии Оскар, все причастные к созданию этой ленты радостно выбегают на сцену и говорят слова благодарности.

Обычно люди полагают, что эту награду получает режиссер. Он же обычно и произносит благодарственную речь. Но на самом деле статуэтку за "Лучший фильм года" получает вовсе не режиссер. Ее получают продюсеры. А то, что режиссер часто выполняет функции продюсера, особенно если речь идет об авторском кино - это уже отдельный вопрос.

Режиссер Пол Хаггис получил за фильм "Столкновение" два Оскара. Но не за режиссуру, а за продюсирование и за сценарий. - Источник фото: espinof.com
Режиссер Пол Хаггис получил за фильм "Столкновение" два Оскара. Но не за режиссуру, а за продюсирование и за сценарий. - Источник фото: espinof.com

В 2004 г. лучшим фильмом года была признана драма "Столкновение". Награду вручили двум людям - Полу Хаггису (который сочетал функции режиссера, сценариста и продюсера) и продюсеру Кэтти Шульман.

Но если вы посмотрите на список продюсеров этого фильма, то увидите там вовсе не два имени. В списке продюсеров "Столкновение" значится 14 человек. И один из них - это владелец одной из кинокомпаний, финансировавших фильм и работодатель Кэтти Шульман - Боб Яри.

Боб Яри был очень огорчен тем, что ему не досталась статуэтка и он подал в суд на Киноакамедию. Дело длилось много лет и в итоге он проиграл, но шумиха вокруг этой истории раскрыла некоторые особенности киноиндустрии.

Продюсер Боб Яри не был номинирован за фильм "Столкновение" на Оскар, но за этот же фильм был номинирован вместе с Кэтти Шульман и Полом Хаггисом на BAFTA. -Кадр из фильма "Столкновение", 2004 г.
Продюсер Боб Яри не был номинирован за фильм "Столкновение" на Оскар, но за этот же фильм был номинирован вместе с Кэтти Шульман и Полом Хаггисом на BAFTA. -Кадр из фильма "Столкновение", 2004 г.

В 2000 г. Оскар ввел ограничение на количество продюсеров, которые могут получить статуэтку за один фильм. Это число было ограничено тремя людьми и определялось в соответствии со сведениями, которые о вкладе в создание ленты передает Киноакадемии Гильдия продюсеров. Это правило появилось после спорной победы фильма "Влюбленный Шекспир" в 1999 г. Статуэтку тогда получили 5 человек - четыре продюсера во главе которых были Харви Вайнштейн и Эдвард Цвик, а также сценарист ленты Марк Норман.

5 продюсеров фильма "Влюбленный Шекспир" и Гвинет Пэлтроу, получившая награду за главную роль в этом фильме. Источник фото: vanityfair.com
5 продюсеров фильма "Влюбленный Шекспир" и Гвинет Пэлтроу, получившая награду за главную роль в этом фильме. Источник фото: vanityfair.com

Киносообщество выразило протест против такого массового рода награждения людей, которые являются финансистами и менеджерами кинопроцесса, но не являются творческими единицами, влияющими на содержание ленты.

До "Влюбленный Шекспир" Оскар получали 1-2-3 человека, а рекордсменом был фильм "Охотник на оленей" 1978 г. с четырьмя награжденными продюсерами. Кстати, это был первый фильм, который обещал стать провальным из-за критических отзывов, но в итоге стал триумфатором Оскара благодаря хитрой маркетинговой кампании, организованной продюсерами ленты.

Подробнее об этом читайте тут:

Итак, количество номинантов продюсеров ограничили, введя четкое правило с ограничением. Довольно справедливое ограничение, особенно учитывая, что в перечне продюсеров порой значатся под двадцать человек.

Однако оно в итоге приобрело обратный эффект. Если раньше многие фильмы номинировались с 1-2 продюсерами, то теперь абсолютное большинство номинантов были ленты с тремя заявленными продюсерами.

Но и в границы 3-х продюсеров кинематографисты быстро перестали вписываться. В 2009 г. правило оказалось отброшено в сторону. Киноакадемия стала номинировать по 10 фильмов на главную награду вместо традиционных 5-ти. А победу одержал "Повелитель бури" с 4-мя продюсерами, среди которых оказались режиссер Кэтрин Бигелоу, сценарист Марк Боал, французский продюсер Николя Картье и американский продюсер Грег Шапиро.

В 2013 г. британец Стив Маккуин стал первым черным кинематографистом, получившим продюсерскую награду за лучший фильм года. Хотя награда за лучшую режиссуру ему не досталась. - Источник фото:  hollywoodreporter.com
В 2013 г. британец Стив Маккуин стал первым черным кинематографистом, получившим продюсерскую награду за лучший фильм года. Хотя награда за лучшую режиссуру ему не досталась. - Источник фото: hollywoodreporter.com

С тех пор все чаще стали номинироваться фильмы с четырьмя заявленными продюсерами. В 2013 г. звание лучшего фильма года получил "12 лет рабства", получать которые вышли уже 5 продюсеров. Одна из статуэток досталась Бреду Питту, чья кинокомпания "Plan B" финансировала ленту.

В 2018 и 2020 г. вновь победу одержали ленты с 5-ю продюсерами - "Зеленая книга" и "Земля кочевников". У "Бердман" 2014 г., "Лунный свет" 2016 г. было по три продюсера. У "В центре внимания" 2015 - четыре. И лишь истинно авторские фильмы "Паразиты" 2019 г. и "Форма воды" 2017 г. принесли статуэтку дуэтам режиссера и продюсера.

В списке продюсеров "Паразиты" значится 7 человек, а награду получили только двое - режиссер и главный продюсер. - Источник фото: aa.com.tr
В списке продюсеров "Паразиты" значится 7 человек, а награду получили только двое - режиссер и главный продюсер. - Источник фото: aa.com.tr

Среди номинантов на Оскар за 2021 г. "Власть пса" и "Бэлфаст" потребовали усилий аж 5-ти продюсеров, чтобы протолкнуть эти творения к славе. И лишь "Вестсайдская история"с "Не смотрите наверх" заявлены как достижение режиссера и одного продюсера. А японская драма "Сядь за руль моей машины" получила международную славу благодаря напору одного продюсера и он даже не стал вписывать имя режиссера и сценариста Рюсукэ Хамагути в главную номинацию.

Подробнее про номинантов тут:

Легко понять, что в список номинантов на самую значимую кинонаграду мира часто входят люди, которые получили это право благодаря деньгам и влиянию. А кто-то, как в случае в режиссером Рюсукэ Хамагути не получает казалось бы логичного и справедливого признания.

Так или иначе, но увеличившееся количество продюсеров в раскрутке фильма, также как существование продюсеров, которые обозначаются как единолично заслуживающие награды за лучший фильм года - яркое доказательство того, что номинации на Оскар получают далеко не только самые достойные фильмы. Но часто фильмы, за которыми стоят самые могущественные продюсеры. А правила Киноакадемии легко обходятся, когда это нужно влиятельным людям индустрии.

При этом многие другие кинонаграды легко решают вопрос с количеством наград для лучшего фильма года. Они награждают сам фильм, вообще не выделяя создателей. Кто именно уносит премию себе домой решают уже сами победители между собой. Так, например, поступает Золотой Глобус.

Присоединяйтесь к нам во Вконтакте и в Инстаграме. Ставьте лайки )