Обманчиво простой подвиг сельскохозяйственной инженерии помог инкам построить самую большую империю в истории Южной Америки.
В 15-м и начале 16-го веков небольшой остров на озере Титикака был одним из самых важных религиозных объектов Южной Америки. Почитаемый как место рождения Солнца, Луны и династии инков, Исла-дель-Соль ("Остров Солнца") привлекал паломников со всех концов Анд.
Несколько лет назад я пошел по их стопам, сев на лодку из боливийского города Копакабана через неспокойное озеро, похожее на канонерскую лодку, которое находится на высоте 3812 м, что делает его единственным местом на планете, где путешественник может "страдать от морской болезни и горной болезни одновременно", по словам британского исследователя Перси Харрисона Фосетта, который посетил его в начале 1900-х годов.
Причалив к северо-восточному побережью Исла-дель-Соль, я проследовал по многовековой тропе мимо множества руин инков и доинкских времен - тамбо (путевые станции), святилищ, храмов, площадей, алтарей и церемониального комплекса, включающего Титикалу, плиту из песчаника, из которой, как говорят, бог-создатель Анд Виракоча создал Солнце и Луну.
Очарованный древними памятниками и видом на заснеженные Кордильеры Реаль вдалеке, я мало обращал внимания на террасные поля, извивающиеся вдоль склонов острова. И все же эти обманчиво простые достижения сельскохозяйственной инженерии помогли инкам построить крупнейшую империю в истории Южной Америки.
Известные как анденес (по-испански "платформы"), эти террасные поля разбросаны по центральным Андам. Впервые построенные около 4500 лет назад древними культурами по всему региону, они были усовершенствованы инками, которые появились в 12 веке и были мастерами перенимания и адаптации методов, стратегий и систем верований из других обществ. Анденес, говорит Сесилия Пардо Грау, куратор нынешней выставки Британского музея "Перу: путешествие во времени", были "творческим способом бросить вызов местности ... который позволяет эффективно выращивать сельскохозяйственные культуры".
Чокекирао был построен в период расцвета империи инков в конце 15 века.
Они позволили андским общинам преодолевать сложные условия, включая крутые склоны, разреженные почвы, экстремальные и резко колеблющиеся температуры, а также скудные или сезонные осадки. Питаемый искусственными бассейнами и сложными системами орошения, анденес значительно расширили площадь обрабатываемых земель. Они также экономили воду, уменьшали эрозию почвы и – благодаря каменным стенам, которые поглощали тепло днем, а затем выделяли его ночью – защищали растения от сильных морозов.
Это позволило фермерам выращивать десятки различных культур, от кукурузы и картофеля до киноа и коки, многие из которых в противном случае не выжили бы в регионе. Результатом стало резкое увеличение общего объема производимой пищи.
Помимо своей изобретательности, андены также обладают художественными качествами, образуя обширные геометрические узоры на ландшафтах Анд. Некоторые выглядят как гигантские зеленые лестницы, вырезанные в склоне горы, в то время как другие состоят из множества концентрических кругов, привлекающих внимание подобно оптической иллюзии.
Одним из самых впечатляющих является перуанский археологический памятник Морей, который напоминает естественный амфитеатр. Расположенный примерно в 50 км к северу от бывшей столицы инков Куско и на высоте 3500 м над уровнем моря, он демонстрирует, как андены использовались для создания различных микроклиматов. Благодаря различным конструкциям, размерам, глубине и ориентации террас разница температур между самой высокой и самой низкой составляет около 15°C. Морей был описан как "сельскохозяйственная исследовательская станция": здесь были обнаружены образцы почвы со всей империи, и исследователи утверждают, что инки, возможно, использовали это место для экспериментов с такими практиками, как севооборот, одомашнивание и гибридизация.
"Вырыв ирригационные каналы, они выровняли поля и выровняли их так, чтобы орошающая вода могла быть надлежащим образом распределена", - писал он. "Они строили террасы на горах и склонах холмов, везде, где почва была хорошей… Таким образом, весь холм был постепенно обработан, платформы выровнены, как ступеньки на лестнице, и все пригодные для обработки и орошения земли были использованы".
Такой подход к организации сельского хозяйства, общин и империи позволил инкам накопить большие излишки продовольствия для использования во время засух, наводнений, конфликтов и других неурожайных периодов. Эти запасы, которые включали чуньо, сублимированный картофель, полученный в результате многократного воздействия мороза и яркого солнечного света, хранились в огромных хранилищах, называемых кулкас. В отсутствие письменности инки использовали сложную систему разноцветных завязанных нитей, известную как кипу (или кипу), для ведения инвентаризации, а также отслеживания численности населения и астрономических данных. Некоторые ученые полагают, что кипу, возможно, даже использовался для записи повествований, таких как рассказы, песни и стихи.
Грау утверждает, что кипу, примеры которых представлены на выставке Британского музея, занимали центральное место в обществе инков. "Они унаследовали эти знания от вари, общества, существовавшего на южном нагорье за 400 лет до инков", - сказала она. "Инки использовали десятичную систему счисления: у них был свой узел для каждого числа от одного до девяти, а затем для десятков, сотен и тысяч... кипу был ключом к тому, как функционировала и была организована империя".
В конечном счете, андены, анды и кипу помогли инкам неуклонно расширять империю, которая в конечном итоге доминировала на огромной территории Южной Америки, охватывала 12 миллионов человек и создала величественные цитадели, такие как Мачу-Пикчу.
И все же, хотя многие андены были заброшены или пришли в негодность, они никогда не исчезали полностью. Опираясь на знания, передаваемые из поколения в поколение, многие андские фермеры продолжают использовать их сегодня, и, хотя путешественники часто упускают их из виду, они остаются обычным явлением в таких местах, как Исла-дель-Соль и более широкий регион Титикака, Священная долина близ Мачу-Пикчу и каньон Колка на юге Перу, трещина, вдвое превышающая глубину Большого каньона.
В последние годы также возрос академический интерес к анденесу как к форме устойчивого сельского хозяйства, которая могла бы помочь миру справиться с климатическим кризисом, нехваткой воды и эрозией почв. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, например, описывает традиционную андскую культуру как "один из лучших примеров адаптации и знаний фермеров к окружающей среде" и подчеркивает ее устойчивый подход к землепользованию, управлению водными ресурсами, защите почв и биоразнообразию сельскохозяйственных культур.
Спустя четыре с половиной тысячи лет после того, как они впервые появились, террасные поля Анд, похоже, опередили свое время.