Начало 20-х годов XXI века проходит под знаком шеринга всего и вся. Или, если отбросить новомодные англицизмы, то под знаком возможностей взять напрокат практически всё – от самоката до квартиры. Вернее, всё-таки жилья. Поскольку как раз квартиры в прямом смысле новому поколению всё менее интересны.
«Зумеры», не заставшие советских времён и вряд ли помнящие даже 90-е, живут по совершенно другим принципам, нежели предыдущие поколения. Одна из главных ценностей для них – свобода. Выражающаяся в том числе и в возможности не быть привязанным к какому-то определенному месту жительства и по возможности не владеть чем-то дорогостоящим, а брать напрокат, не тратя силы и время на содержание имущества. Новые тренды меняют нашу реальность и заставляют нас адаптироваться к ней - отсюда и расцвет шеринга в нашей стране (и не только нашей): электросамокаты, каршеринг, онлайн-кинотеатры (там можно заплатить за одноразовый просмотр фильма), а недавно в Северной Америке открылся аналог каршеринга для частных самолётов.
Определенная логика во всём этом, признаем, есть: действительно, зачем тратиться на дорогой автомобиль, если через год он уже перестанет быть самым новым и привлекательным? Проще пользоваться машиной только тогда, когда она нужна, не беспокоясь о ремонте, техосмотрах и бензине. К тому же любая машина год от года только дешевеет. С жильем, правда, не так (оно дорожает), но зачем нужна своя квартира тому, кто зимовать всё равно уезжает на Бали или в Таиланд, имеет возможность работать удалённо и вообще не прочь постоянно переезжать. Для этой активной категории также есть несколько форматов шеринга, например, коливинги и апарт-отели.
Скажем пару слов сначала о том, что же есть такое коливинг, поскольку термин пока этот применяется не часто. В двух словах: если смешать (но не взбалтывать) коворкинг с гостиницей, то получится как раз коливинг. С первым его роднит наличие общественных пространств, где жильцы проводят много времени, например, в коливингах есть общая кухня, где можно готовить и общаться с соседями, общая гостиная, где жильцы устраивают домашние концерты или посиделки, прачечная, кончено пространства для работы и пр. Со вторым – сдающиеся в длительную аренду номера, при этом они совсем небольшие по площади: в них достаточно места, чтобы отдохнуть и вернуться к текущим делам. Подразумевается, что у всех жильцов-арендаторов есть какое-то объединяющее начало. Например, возраст, профессия или образ жизни в целом.
В этом смысле формат сервисных апарт-отелей предоставляет жильцам более широкий спектр сервисов.
Например, в каждом апартаменте есть кухонная зона, что очень удобно: можно самостоятельно готовить еду, не выходя из номера и не пересекаться с соседями.
Также апарт-отели имеют развитую инфраструктуру – бизнес-центр, фитнес, рестораны, салоны красоты, магазины, прогулочные зоны и общественные пространства прямо на территории.
Все сервисные апарт-отели проходят обязательную классификацию по гостиничным стандартам и должны обеспечивать арендаторам соответствующий уровень сервиса.
Платёжеспособный спрос здесь явно выше, поскольку только молодежью он не ограничивается – частые гости апарт-отлей бизнес-сегмент, корпоративные клиенты, IT-сектор.
Управляющие компании имеют давно разработанные программы доходности, понятные инвестору (а если непонятные, то лучше с такой не связываться): операционный доход от сдачи апартамента в аренду в два раза выше, чем у обычных квартир. Плюс, еще одно преимущество – возможность варьировать кратко- и долгосрочную аренду в зависимости от высокого и низкого сезонов. Поэтому, в эпоху шеринга это явно более надежный и доходный способ вложения средств.
Гибкость формата в сложных условиях апартаменты продемонстрировали во время пандемии коронавируса (похоже, уже перешедшей в завершающую фазу). Летом 2020 года, когда локдауны и режим самоизоляции были повсеместными, а турпотоки почти полностью остановились, многие высказывали опасения, что без туризма апарт-отели просто не выживут. Однако, хоть и не без потерь, но они справились, при этом их загрузка не опускалась ниже 75%.
Да, при отсутствии внешнего туризма прибыль инвесторов немного снизилась, однако за счет внутреннего сегмента и переориентации на долгосрочное размещение уровень операционного дохода вернулся прежним показателям.
Уже сейчас девелоперы разрабатывают мнофункциональные комплексы, в которых апарт-отели соседствуют с коливингами и гибкими офисами, классическим жильем, спортивными, образовательными и развлекательными объектами. Такая гибридная модель, будет экономически наиболее привлекательной, а самое главное устойчивой к любым кризисам и пандемиям.