Найти тему
biomera

Применение процедур с биоуправлением по опорной реакции в медицинской реабилитации. Построение алгоритма управления курсом.

Как выбрать подходящие тренинги? Выбор должен осуществляться специалистом с учётом, как минимум, следующих пунктов:

• цель лечения, поставленная на основе исследования анамнеза, диагноза, симптоматики, показаний и противопоказаний;

• состояние пациента на момент планирования курса лечения;

• наличие технической возможности для проведения конкретных процедур с БОС по опорной реакции;

• план реабилитационного курса в целом (учёт всех применяемых к пациенту видов лечебных воздействий).

Таким образом, при наличии достаточных знаний о пациенте и подходящем оснащении, основным для построения

Рисунок 10. Обобщённая схема анализа данных при выборе тренинга.
Рисунок 10. Обобщённая схема анализа данных при выборе тренинга.

алгоритма управления восстановительным курсом будет представление основных типов задач, которые можно решать с помощью БОС-тренингов по опорной реакции. Например, в таком варианте формулировки как «обучение, установление взаимосвязи, повышение стабильности позы, повышение маневренности» и так далее, или другой — в зависимости от привычного профессионального языка и целей, этапа реабилитации. Далее, в зависимости от установленных целей терапии — сделать выбор одного или нескольких типов тренингов, составив их в связную программу реабилитации.

Применительно к целям реабилитации (см. также раздел

«Место биоуправления по опорной реакции в Российских стандартах медицинской помощи»), задачи для применения биоуправления по опорной реакции можно соотнести с определениями МКФ, например, как в таблице 7.

В приложении (см. раздел «Словарь терминов») даны характеристики ряду используемых терминов.

На наш взгляд, с помощью «блоков», подобных представленным в таблице 7, можно описать стратегию применения БОС-тренингов для любого из состояний пациента, классифицируемых в актуальных разделах МКБ и МКФ. В достижении общей цели лечения может решаться несколько последовательных или параллельных задач, что предполагает, в том числе, последовательное или одновременное применение разных видов тренингов, разработку стратегии проведения

Таблица 7. Условно-типовые задачи применения БОС-тренингов
по опорной реакции и типы тренингов. Пояснения в тексте
Таблица 7. Условно-типовые задачи применения БОС-тренингов по опорной реакции и типы тренингов. Пояснения в тексте

курса. При этом контроль эффективности лечения позволяет оценить верность подбора вида тренингов и нагрузок, и, в случае необходимости, внести коррективы в проводимый курс реабилитации.

Таким образом, алгоритм восстановительного курса с применением биоуправления по опорной реакции, при соблюдении других условий, следует выстраивать исходя из целей реабилитации. При этом стратегия достижения цели может объединять решения одновременно нескольких задач.

На примере ранее описанного [Романова и др., 2013] клинического наблюдения пациента И., 65 лет, проходившего лечение в неврологическом отделении МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского, рассмотрим эти составляющие выбора тренинга подробно. Реальное клиническое описание — пример.

Ишемический инсульт в бассейне левой задней нижней мозжечковой артерии (кардиоэмболический подтип) на фоне ИБС, мерцательной аритмии, атеросклероза сосудов головного мозга и сердца, гипертонической болезни 2 степени, сахарного диабета типа 2. Вестибулоатактические расстройства с выраженным нарушением функции движения. По данным компьютерной томографии головного мозга выявлена зона ишемии в левом полушарии мозжечка. Диагностирован ишемический инсульт. В неврологическом статусе (до лечения): в сознании, контактен, ориентирован. Менингеальные симптомы отсутствуют. Черепно- мозговые нервы — глазные щели d = s, движения глазных яблок в полном объеме, горизонтальный крупноразмашистый нистагм при взгляде влево. Зрачки OD = OS, фотореакции сохранены. Акт конвергенции снижен. Язык по срединной линии. Сила мышц 5 баллов. Тонус мышц в левых конечностях низкий. Периостальные и сухожильные рефлексы d = s. Патологические знаки отсутствуют. В позе Ромберга падает назад и влево. Пальценосовую и пяточно-коленную пробы выполняет с мимопопаданием слева. Сидеть без поддержки не может, падает влево. Стоять без поддержки не может. Чувствительные нарушения отсутствуют. По шкале NIHSS 6 баллов. Таким образом, у данного пациента с наличием выраженных вестибулатактических нарушений отмечается снижение способностей поддержания вертикального баланса и нарушение функции ходьбы. Анамнез: около 15 лет страдал гипертонической болезнью, с максимальными цифрами АД до 180/110 мм рт. ст. В 2003 году перенес трансмуральный инфаркт нижней стенки левого желудочка. Впоследствии стала беспокоить ангинозная боль на фоне физической и психоэмоциональной нагрузки, перебои сердца. Во время коронарографии остро возникли системное головокружение, тошнота, «пелена» перед глазами, появилось онемение левой половины лица, пациент отметил нарушение координации движений. При сохранной мышечной силе в конечностях не мог сидеть и стоять.

Рисунок 11. Пациент отделения неврологии МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского выполняет БОС-тренинг (упражнение «сектор» в программе STPL). По желанию пациента и с разрешения лечащего врача используются проекционные очки («очки виртуальной реально- сти») для визуального канала обратной связи. На большом экране — для иллюстрации — дубль изображения, проецируемого пациенту.
Рисунок 11. Пациент отделения неврологии МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского выполняет БОС-тренинг (упражнение «сектор» в программе STPL). По желанию пациента и с разрешения лечащего врача используются проекционные очки («очки виртуальной реально- сти») для визуального канала обратной связи. На большом экране — для иллюстрации — дубль изображения, проецируемого пациенту.

Исходя из диагноза, оценки состояния пациента, и прогноза успешности реабилитации, врачом были сформулированы цели применения БОС-тренинга на данном этапе стационарного лечения, которые можно соотнести с такими определениями из таблицы 7: «Вовлечение в процесс реабилитации, когнитивная стимуляция, повышение стабильности вегетативных реакций» и «Восстановление управления балансом тела и стабильности позы». Конкретно планировалось достижение возможности пациенту после курса лечения самостоятельно находиться в вертикализованном положении без опоры в течение не менее 15- 20 минут.

Учитывая тяжесть состояния больного, не адекватную реакцию на ортостаз, проводилась специальная безаппаратная (так как оборудования для БОС-тренингов в положении

«лежа» на тот момент в отделении не было — это касается технической возможности) лечебная гимнастика в положении пациента лежа, в первые 3 суток в течение 3–5 минут с постепенным увеличением времени до 7–10 минут. Регулярно контролировались показатели системной гемодинамики (АД, ЧСС) и сатурации. По достижении адекватной реакции на функциональную пробу «полуортостаз» вестибулярную гимнастику проводили в положении больного «сидя». Время занятий не превышало 10 минут. Далее через 7 дней, когда общее состояние пациента и показатели функциональной пробы на ортостаз оказались адекватными, было решено перейти к занятиям в положении «стоя» — тренингам с визуальной биологической обратной связью по опорной реакции. То есть, стало возможным начать запланированные тренинги с БОС по опорной реакции. Пациент демонстрировал достаточный уровень мотивации, что способствовало регулярным занятиям. Учитывая наличие у пациента жалоб на системное головокружение, в качестве вестибулярных супрессантов применяли дименгидринат 50–100 мг, метоклопрамид 10–20 мг внутрь или внутримышечно. В качестве дополнительной терапии использовался бетагистин.

Рисунок 12. Динамика «индекса энергозатрат» у пациента И. в процессе реабилитации — элемент контроля эф- фективности курса. Пояснения в тексте.
Рисунок 12. Динамика «индекса энергозатрат» у пациента И. в процессе реабилитации — элемент контроля эф- фективности курса. Пояснения в тексте.

Продолжительность первого занятия (тренинги типа П.1— И.1—С.1—Ц.1,2—У.2) составила 3 минуты, под контролем АД, ЧСС, сатурации и ЭКГ. В дальнейшем занятия на стабилометрической платформе продолжались ежедневно, с учетом субъективного состояния пациента и показателей системной гемодинамики. Постепенно время занятий увеличивалось с 3 до 15 минут, с добавлением тренингов типа П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1 и П.1—И.1—С.2—Ц.2—У.2. Более сложные тренинги на тот момент не использовались.

В итоге: достигнута отчетливая положительная динамика состояния пациента. При поступлении в стационар наблюдалось выраженное ограничение функции движения — самостоятельное вставание и передвижение даже в пределах палаты было невозможно. После курса лечения больной смог самостоятельно стоять, ходить с опорой в пределах помещения и обслуживать себя, что является хорошим достижением при имеющихся у него нарушениях. То есть, задачи применения БОС-тренинга по опорной реакции были выполнены.

При этом тренинги являлись составной частью комплексного лечебного процесса. Для контроля состояния пациента использовался простой стабилометрический тест на стабилоплатформе серии ST-150 — стояние в течение 30 секунд с закрытыми глазами — который проводился 1 раз в 2 дня начиная с 11-го дня лечения. На рисунке 12 видна динамика изменения одного из стабилометрических параметров, характеризующего качество функции равновесия — «индекса энергозатрат», иллюстрирующая улучшение двигательных возможностей пациента. Резкое ухудшение показателя во время теста № 3 (15-й день в стационаре) объясняется повышением артериального давления до 190/110 мм рт. ст., что послужило объективным основанием для отмены запланированного тренировочного занятия, несмотря на относительно хорошее общее самочувствие пациента и его готовность к проведению тренинга.

Таким образом, схематично алгоритм курса биоуправления по опорной реакции в данном случае можно было бы представить так:

Занятие 1. День 7 от поступления в стационар (начало тренингов)

Тренинг 3 минуты: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2

Занятие 2. День 8 от поступления в стационар Тренинг 3 минуты: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2

Занятие 3. День 9 от поступления в стационар Тренинг 6 минут: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2

Занятие 4. День 10 от поступления в стационар Тренинг 6 минут: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2

Занятие 5. День 11 от поступления в стационар

Тест 1. Тренинг 3 минуты: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг 3

минуты: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 6. День 12 от поступления в стационар

Тренинг 4.5 минуты: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг 3

минуты: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 7. День 13 от поступления в стационар

Тест 2. Тренинг 4.5 минуты: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг

3 минуты: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 8. День 14 от поступления в стационар

Тренинг 6 минут: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг 3 минуты: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 9. День 15 от поступления в стационар

Тест 3. Тренинг 6 минут: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг 4.5

минут: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 10. День 16 от поступления в стационар Тренинг 6 минут: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг 6 минут: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 11. День 17 от поступления в стационар

Тест 4. Тренинг 6 минут: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг 7.5

минут: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 12. День 18 от поступления в стационар Тренинг 7.5 минут: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг 7.5

минут: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 13. День 19 от поступления в стационар

Тест 5. Тренинг 7.5 минут: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг

7.5 минут: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 14. День 20 от поступления в стационар Тренинг 9 минут: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг 6 минут: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 15. День 21 от поступления в стационар

Тест 6. Тренинг 9 минут: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг 6

минут: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 16. День 22 от поступления в стационар Тренинг 9 минут: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2 + Тренинг 6 минут: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1

Занятие 17. День 23 от поступления в стационар Тест 7.

Обоснованность ожидаемого эффекта от проведения процедур с БОС по опорной реакции, а значит и эффективность восстановительного курса, зависит от адекватности выбора вида тренинга типу решаемой задачи. В обычной практике, построение алгоритма курса не обязательно должно быть столь формализованным, как в предлагаемом описании. Здесь подробное описание представлено для максимальной наглядности, детальности процесса. Более комфортным для восприятия подходом является построение алгоритма, основанное на практическом знании врача и уверенном его ориентировании в возможностях конкретного аппаратно-программного комплекса. Хорошо изучив доступные при конкретном оснащении тренинги, построение аналогичных алгоритмов представляется простым и легким для специалиста. Еще больше этот процесс облегчает наличие автоматизации (в компьютерной программе).