Герой — это тот, кто в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.
Юлиус Фучик
Героем может стать каждый – и человек, и собака, и даже техника. Кто поспорит, что БМ-13 «Катюша» являлась отважным героем Великой Отечественной войны? Или танк КВ (Клим Ворошилов), ковавшийся на Челябинском тракторном заводе? Они спасали множество жизней наших земляков, служили своему Отечеству верой и правдой.
С вами проект «Места города Че». Сегодня у нас – история паровоза-героя. Встречайте!
Город Челябинск. Улица Цвиллинга, справа Городской сад им. А. С. Пушкина, слева – Дворец культуры железнодорожников. Между ними одиноко стоит красавец локомотив-памятник.
Но так ли он одинок?
В былые времена только ленивый после прогулки в парке ни разу не отвел свое чадо посмотреть на локомотив «Красный коммунар». Всех, кто в детстве хотя бы раз взбирался по площадке Коммунара, смело можно называть детьми Челябинска. Сейчас памятник не менее популярен. Он уже стал одним из символов города. Но с чего же все начиналось? Как Коммунар стал героем?
25 октября 1892 г. далекий предок нашего героя разбудил первым свистком небольшой уездный городишко. И в этот миг Челябинск превратился в важную торговую точку, стал частью большой Транссибирской магистрали. За сутки здесь начало проходить по 7 пар поездов. Новая железная дорога насчитывала 8 станций, пролегала вблизи миасских горных заводов, близилась к Златоустовскому и Челябинскому уездам. Город начал стремительно развиваться.
Однако его внук был родом не из этих мест. Паровоз модели Ес-350 сошел с конвейера завода в Скенектади (США) в 1915 г. и был выполнен по заказу Министерства путей сообщения Российской империи. Прослужив верой и правдой до 1917 г., он пришел в негодность и был списан. На этом бы его история так и закончилась.
После кровопролитной Гражданской войны в 1920 г. в Москве наступил голод. Срочно требовались поставки хлеба.
«Великий почин», начавшийся как раз с железных дорог, еще в 1919 г. был устроен и на Южном Урале. Так, рабочие паровозного депо выступили с инициативой – отремонтировать паровоз во время субботников, чтоб отправить его в Москву с хлебом.
Подробнее о нелегком процессе ремонта можно узнать из источников, имеющихся в Челябинской областной универсальной научной библиотеке (https://clck.ru/dVkpd).
4 апреля 1920 г. ремонт завершен.
А затем происходит нечто фантастическое: в рекордные 4 дня паровоз доставляет в Москву 30 вагонов хлеба. Отправившись 3 мая по разрушенным железным дорогам страны, он прибывает утром 7 мая 1920 г. К слову, ранее эта дорога всегда занимала не менее 10–12 дней.
Их приветствовали тысячи москвичей, а прибывшие с поездом железнодорожники были представлены Владимиру Ильичу Ленину.
Но до возвращения в Челябинск, теперь уже ставший ему новой родиной, Коммунару оставалось еще долгих 40 лет.
В целом, всю дальнейшую жизнь паровоза-героя можно описать такой хронологией:
– Времена Советско-польской войны: перевозка грузов на польский фронт (1920–1921 гг.).
– Период индустриализации (1929–1940): работа на Карагандинской железной дороге, перевозка угля с шахт для индустриальных центров Урала.
– Годы Великой Отечественной войны (1941–1945): перевозка грузов для фронта на Амурской железной дороге.
– 1948–1951 гг.: перевозка угля в тресте «Коркинуголь».
– 1951–1959 гг.: работа на комбинате «Дальвостокуголь».
– 15 июля 1959 г. – телеграмма от южноуральских железнодорожников о необходимости замены Коммунара и его доставки в Челябинск.
– 1959 г. – доставка Коммунара в Челябинск и возвращение ему внешнего вида 20-х годов (при помощи учащихся железнодорожных школ Челябинска).
– 20 апреля 1960 г. – установка Коммунара на постамент возле Дворца культуры железнодорожников.
– 1994 г. – реставрация паровоза.
Как видно, паровоз-герой смог проделать немалый путь после своего ремонта русскими инженерами и рабочими в 1919–1920 гг. По сей день он гордо стоит на своем пьедестале как памятник величественной железнодорожной истории Южного Урала.
Подробнее о паровозе, его судьбе, о людях, которые участвовали в событиях мая 1920 г., вы сможете узнать, обратившись в отдел книгохранения Челябинской областной библиотеки (г. Челябинск, Пр. Ленина, 60).
Также предлагаем Вам посмотреть фотографию в формате 360 градусов (полный обзор во все стороны света) Коммунара :
https://ibb.co/Bqns411 - ссылка для просмотра на компьютере под управлением мышки.
https://disk.yandex.ru/i/ggDucfah6_PA-w - ссылка для скачивания на телефон и просмотра в бесплатном приложении VR 360 player при помощи очков виртуальной реальности.
P.S. Если вас заинтересовала богатая железнодорожная история Южного Урала, то у вас есть возможность буквально отследить ее в бесплатном музее под открытым небом. Он расположен недалеко от Железнодорожного вокзала Челябинска.
Познавайте историю родного края вместе с проектом «Места города Че»!
К. В. Кирьянова, ведущий библиотекарь основного книгохранения ЧОУНБ