Найти тему

Места города Че: Паровоз-герой

Герой — это тот, кто в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.
Юлиус Фучик

Героем может стать каждый – и человек, и собака, и даже техника. Кто поспорит, что БМ-13 «Катюша» являлась отважным героем Великой Отечественной войны? Или танк КВ (Клим Ворошилов), ковавшийся на Челябинском тракторном заводе? Они спасали множество жизней наших земляков, служили своему Отечеству верой и правдой.

С вами проект «Места города Че». Сегодня у нас – история паровоза-героя. Встречайте!

Город Челябинск. Улица Цвиллинга, справа Городской сад им. А. С. Пушкина, слева – Дворец культуры железнодорожников. Между ними одиноко стоит красавец локомотив-памятник.

Коммунар, наши дни
Коммунар, наши дни

Но так ли он одинок?

В былые времена только ленивый после прогулки в парке ни разу не отвел свое чадо посмотреть на локомотив «Красный коммунар». Всех, кто в детстве хотя бы раз взбирался по площадке Коммунара, смело можно называть детьми Челябинска. Сейчас памятник не менее популярен. Он уже стал одним из символов города. Но с чего же все начиналось? Как Коммунар стал героем?

-3

25 октября 1892 г. далекий предок нашего героя разбудил первым свистком небольшой уездный городишко. И в этот миг Челябинск превратился в важную торговую точку, стал частью большой Транссибирской магистрали. За сутки здесь начало проходить по 7 пар поездов. Новая железная дорога насчитывала 8 станций, пролегала вблизи миасских горных заводов, близилась к Златоустовскому и Челябинскому уездам. Город начал стремительно развиваться.

Железнодорожная станция Челябинска, конец 19 века
Железнодорожная станция Челябинска, конец 19 века

Однако его внук был родом не из этих мест. Паровоз модели Ес-350 сошел с конвейера завода в Скенектади (США) в 1915 г. и был выполнен по заказу Министерства путей сообщения Российской империи. Прослужив верой и правдой до 1917 г., он пришел в негодность и был списан. На этом бы его история так и закончилась.

Реклама 1870-х годов в США
Реклама 1870-х годов в США

После кровопролитной Гражданской войны в 1920 г. в Москве наступил голод. Срочно требовались поставки хлеба.

«Великий почин», начавшийся как раз с железных дорог, еще в 1919 г. был устроен и на Южном Урале. Так, рабочие паровозного депо выступили с инициативой – отремонтировать паровоз во время субботников, чтоб отправить его в Москву с хлебом.

Подробнее о нелегком процессе ремонта можно узнать из источников, имеющихся в Челябинской областной универсальной научной библиотеке (https://clck.ru/dVkpd).

4 апреля 1920 г. ремонт завершен.

Участники восстановления Коммунара
Участники восстановления Коммунара

А затем происходит нечто фантастическое: в рекордные 4 дня паровоз доставляет в Москву 30 вагонов хлеба. Отправившись 3 мая по разрушенным железным дорогам страны, он прибывает утром 7 мая 1920 г. К слову, ранее эта дорога всегда занимала не менее 10–12 дней.

Их приветствовали тысячи москвичей, а прибывшие с поездом железнодорожники были представлены Владимиру Ильичу Ленину.

-8

Но до возвращения в Челябинск, теперь уже ставший ему новой родиной, Коммунару оставалось еще долгих 40 лет.

В целом, всю дальнейшую жизнь паровоза-героя можно описать такой хронологией:

– Времена Советско-польской войны: перевозка грузов на польский фронт (1920–1921 гг.).

– Период индустриализации (1929–1940): работа на Карагандинской железной дороге, перевозка угля с шахт для индустриальных центров Урала.

– Годы Великой Отечественной войны (1941–1945): перевозка грузов для фронта на Амурской железной дороге.

– 1948–1951 гг.: перевозка угля в тресте «Коркинуголь».

– 1951–1959 гг.: работа на комбинате «Дальвостокуголь».

– 15 июля 1959 г. – телеграмма от южноуральских железнодорожников о необходимости замены Коммунара и его доставки в Челябинск.

– 1959 г. – доставка Коммунара в Челябинск и возвращение ему внешнего вида 20-х годов (при помощи учащихся железнодорожных школ Челябинска).

Статья в газете «Призыв»  от 9 апреля 1960 года
Статья в газете «Призыв» от 9 апреля 1960 года

– 20 апреля 1960 г. – установка Коммунара на постамент возле Дворца культуры железнодорожников.

Коммунар, 1984 г.
Коммунар, 1984 г.

– 1994 г. – реставрация паровоза.

Статья в газете «Вечерний Челябинск» от 2 июня 1994 года
Статья в газете «Вечерний Челябинск» от 2 июня 1994 года

Как видно, паровоз-герой смог проделать немалый путь после своего ремонта русскими инженерами и рабочими в 1919–1920 гг. По сей день он гордо стоит на своем пьедестале как памятник величественной железнодорожной истории Южного Урала.

Декабрь 2012 года. Фото Евгения Клавдиенко
Декабрь 2012 года. Фото Евгения Клавдиенко

Подробнее о паровозе, его судьбе, о людях, которые участвовали в событиях мая 1920 г., вы сможете узнать, обратившись в отдел книгохранения Челябинской областной библиотеки (г. Челябинск, Пр. Ленина, 60).

Также предлагаем Вам посмотреть фотографию в формате 360 градусов (полный обзор во все стороны света) Коммунара :

https://ibb.co/Bqns411 - ссылка для просмотра на компьютере под управлением мышки.

https://disk.yandex.ru/i/ggDucfah6_PA-w - ссылка для скачивания на телефон и просмотра в бесплатном приложении VR 360 player при помощи очков виртуальной реальности.

-13

P.S. Если вас заинтересовала богатая железнодорожная история Южного Урала, то у вас есть возможность буквально отследить ее в бесплатном музее под открытым небом. Он расположен недалеко от Железнодорожного вокзала Челябинска.

Музей железнодорожной техники под открытым небом
Музей железнодорожной техники под открытым небом
Фото автора статьи в музее железнодорожной техники
Фото автора статьи в музее железнодорожной техники

Познавайте историю родного края вместе с проектом «Места города Че»!

К. В. Кирьянова, ведущий библиотекарь основного книгохранения ЧОУНБ