Добрый день! В сети очень много информации появляется про безопасность счетов в банках, отключение России от платежных систем и пр. и пр. Давайте вместе порассуждаем о безопасности.
Не хайпа ради и без претензий на 100% истину, хотелось бы немного успокоить тех, кто не в теме всех банковских операций, далек от айти-индустрии и, вообще, не понимает что от него хотят, и зачем... Автор не готов обсуждать политические вопросы, законность тех или иных действий сторон конфликта, поэтому данные темы не поднимаются и в комментариях не обсуждаются. Это канал про IT и для IT.
Итак, давайте разберемся что такое счет в банке. Прежде всего, никакой счет не привязан к банковской карте, вашим часам или системе "свифт". Все с точность до наоборот: это карта привязывается к счету и телефон/часы и пр. Т.е. когда вы кладете деньги в банк на свой счет - вы их кладете "в сейф" своего конкретного банка и никуда более (речь о рублях, потому что далее будут нюансы). Не на карту, не на телефон, а именно на свой персональный счет. Чтобы вам было удобнее работать с вашими же деньгами, к этому счету привязывают пластиковую карту, в аналогии с компьютером, ее можно считать "ярлыком", который ссылается в строго определенное место (к вашему личному счету). Но, в отличии от ярлыка, у карты есть некоторые механизмы защиты: пин-код, подтверждение по смс и, возможно, еще какие-то. Сама же суть этой карты - это чип, который хранит уникальный цифровой код, который она отдает в момент оплаты вами товаров и услуг. В этом коде указаны реквизиты банка и номер вашего счета + закрытая уникальная часть, по которым процессинговый центр понимает к кому обратиться за подтверждением наличия денежных средств. Т.е. в момент ввода пина вы сообщаете как расшифровать этот цифровой код процессинговому центру, который использует магазин, принимающий вашу карту, а подтверждение по смс, гарантирует, что это именно вы проводите данную операцию. Процессинговый центр - это центр обработки платежных поручений. Каждый терминал оплаты привязан к какому-либо процессинговому центру. Их довольно много в России и у всех крупных банков есть свой центр.
Что происходит, когда вы подключаете другие устройства к своему банковскому счету. Ваши часы или телефон имеют встроенный NFC-чип, в котором содержится уникальный идентификатор на подобии пластиковой карты, и вы говорите своему банку, что и этот код можно использовать в качестве удаленного устройства оплаты, привязав к своему счету. Если честно, я не вдавался в нюансы пользовательского соглашения этих систем и лень его изучать, поэтому в плане эппл, гугл, самсунг и прочих-пэев я могу быть не точным, поэтому держим это в уме.
Во-от, когда мы разобрались с базовыми принципами работы, давайте смотреть в масштабах страны и что с этим могут сделать "наши западные партнеры" (с). По аналогии работы пластиковой карты со своим банком, работают виза, мастеркард, мир и пр. системы. Только процессинговый центр двух, из указанных выше, (так называемый эквайринг) находится в Америке и при пользовании этими системами вы оставляете там комиссию за каждую операцию. После 2014 года Россия сделала выводы и настроила свой внутренний процессинговый центр с национальной платежной системой "мир", который обрабатывает все платежи по всем платежным системам внутри страны. Т.е. даже отключение вашего банка от системы визы не приведет к невозможности пользоваться своей уже выпущенной картой внутри России.
Что касается телефонов и часиков, то тут надо смотреть как именно эти системы предоставляют доступ к пользованию этим уникальным кодом, вшитым в телефон. Скорее всего, отключение вас не затронет, если вы уже настроили оплату часиками, но новое устройство (или после какого-нибудь глобального обновления телефона) уже зарегистрировать не получится. Я, к сожалению, ленюсь изучить данный вопрос точно, но моя карта на яблочных часах и телефоне одного банка "из списка" продолжает исправно работать. Хотя кто-то из знакомых знакомых столкнулся с невозможностью оплатить телефоном в одном продуктовом магазине. Думаю, это скорее связано с процессингом этой сети магазинов и тем, как они ее настроили. После перевыпуска карты, скорее всего, эта возможность пропадет, но мы же все с вами современные люди и имеем несколько счетов в разных банках - там (в банках не из списка) можно выпустить виртуальную карту и ее подмапить в часики. Особых проблем нет.
Что касается "свифт" и как это затронет лично вас. Вообще, это система межбанковских обменов сообщениями, по аналогии с той, которая используется внутри России или Китая, или любой другой страны, только в масштабах стран. Суть ее в том, что, фактически не осуществляя никаких переводов или хранения средств, она является важнейшей частью коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей международные денежные потоки, путем передачи платежных поручений между банками-участниками этой системы. Фактически - это почта, которая говорит одному банку отправить со своего коррсчета средства в другой банк.
А если мы говорим о долларах, то центром этой системы является ФРС (Федеральная Резервная Система) - там открыты счета у всех центробанков стран участников рынка. Когда ваш банк хочет оплатить что-либо в долларах, он составляет платежное поручение к ЦБ куда и сколько надо перевести, далее наш ЦБ составляет такое поручение к ФРС, ФРС проверяет у себя наличие средств на счете у нашего ЦБ и выполняет или нет это поручение. Проблема данной системы и всей системы во главе с ФРС - это то, что деньги в долларах должны лежать на территории потенциального врага и в случае недружественных действий, ФРС может заморозить все долларовые активы. Именно этим Америка и занялась. Но мы с вами тут не про политику, а про технологии, поэтому обсуждаем дальше.
Как видите, если "на пальцах", то все не так страшно, как звучит по новостям. Саму замену свифта мы найдем и наладим общение с дружественными странами. Но сама эта система, когда "деньги лежат где-то там" - не является безопасной. Если жить в идеальном мире без войн, агрессии и политики, то возможно... Но не в наших реалиях...
С точки зрения безопасности, хранение денег на счетах - это вполне безопасно. Поэтому мошенники названивают именно вам и просят от вас сделать то или иное действие. Самому банку нет смысла от вас что-то просить - вы сами заполнили всю необходимую им информацию, когда открывали счет, а уж что-то подтвердить или, тем более, сделать прямо сейчас - почти нереально. В худшем случае вас попросят подойти в отделение. Поэтому не дергайтесь, когда вам "звонят из банка" - пожелайте им всего и хорошего и сообщите, что прямо сейчас подойдете в свое отделение. "Спокойствие, только спокойствие!" (с) Карлсон
Если вам было интересно - палец вверх и подписаться! Мне гораздо интереснее писать, если от вас поступает обратная связь, есть какая-то реакция. Так что, не стесняйтесь - всегда рад пообщаться в комментариях!