Найти в Дзене
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 6) Путь к Сионской Горнице. Часть 1.

В Доме Тайной Вечери, один из современных видов. Фото из открытых источников.
В Доме Тайной Вечери, один из современных видов. Фото из открытых источников.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

В христианстве широко известны два маршрута, которыми Иешуа Га Ноцри ходил по Иерусалиму: Путь Пленения — от Гефсиманского сада до римской претории и дворца Ирода Антипы — и Скорбный Путь, по-латыни Виа Долороса, от резиденции Пилата до Голгофы. Но были еще два, тоже важные: маршрут вступления в Святой город в Пальмовое Воскресение и поход от имения Лазаря в Вифании до дома Иосифа Аримафейского близ Сионской горы.

На нижеприведенной схеме Иерусалима можно увидеть все эти объекты. Учитель и Дюжина прошли через третьи — ныне Золотые —ворота (в верхнем правом углу карты), затем через Иерусалим и завершили путь в здании Тайной Вечери (в левом нижнем углу схемы). Повторим их стезю.

Схема Иерусалима. The Macmillan Bible Atlas. 1993, New York
Схема Иерусалима. The Macmillan Bible Atlas. 1993, New York

Ранним утром 6 апреля 30 года первохристиане встали, как обычно, на рассвете. Для экономии факелов, свеч и лампового масла все иудеи, кроме самых богатых, обычно бодрствовали в течение всего светового дня, иногда прихватывая часть вечера. Чем они занялись спозаранку? Я многим нашим современникам задавал этот вопрос, и большинство отвечали, опираясь на свой личный опыт: ходили в туалет, умывались. Однако настоящие христиане в Средневековье и Новое время, едва пробудившись, сразу крестились на икону (православные) или на распятие (католики), которое обязательно висело на стене, чаще всего над кроватью. А иудеи I века, весьма ревностные в вере, молились.

Существовала специальная утренняя молитва Тахирим. Она была очень длинной, могла занимать несколько часов, поэтому, как правило, обычные правоверные пели ее сокращенный вариант — Амида, входивший также в дневную и утреннюю молитвы. Еще ее называют «шмоне эсре», на иврите «восемнадцать», по числу первоначально входивших в нее благословений Яхве. Ныне их девятнадцать. Послушайте небольшую часть этой молитвы, что называется, в оригинале.

Здесь сделаем оговорку. Первоначальный текст Амиды составили в V-III веках до н.э. До разрушения Второго храма римлянами в 70 году она не имела единой формы, ранее даже запрещалось молиться по установленному, тем более записанному тексту. Однако после разгрома Первой иудейской войны и прекращения храмовой службы молитвы сделались единственно возможной формой богослужения, и во избежание ошибок во II столетии все они были зафиксированы на пергаменте. Учитывая силу устных традиций в иудаизме , можно предположить, что Амида сейчас звучит примерно так же, как в устах Христа. Правда, возможно, стоит сделать поправку на изменения в произношении отдельных слов, ведь гласные буквы существовали не все время, о чем я писал ранее.

Привожу только часть Амиды, чтобы не занимать много места.

«Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.Первое благословение: „Праотцы“ (авот):Благословен Ты, Господи, Боже наш, Бог предков наших, Авраама, Исаака и Иакова, Бог великий, всесильный и грозный, Бог Всевышний, Творящий благодеяния, Владеющий всем, Помнящий заслуги предков и Посылающий спасителя их потомкам, ради Имени Своего, Царь Помогающий, Спасающий и Щит! Благословен Ты, Господи, Щит Авраама.Второе благословение: „Могущество“ (гвурот) слегка меняется в зависимости от сезона. В зимний период (когда в земле Израиля сезон дождей) в благословении говорят о дожде, в летний период — о росе..»

Итак, помолившись и совершив гигиенические процедуры, Мессия, апостолы и сопровождавшие их женщины позавтракали. Простые иудеи обычно ели два раза в день: легкий перекус утром и основная трапеза — ужин — вечером. Первохристиане оставались на месте еще приблизительно часов десять: с рассвета примерно до 15.30.Откуда мы это знаем? От Марка. «Когда же настал вечер, Он приходит с двенадцатью» (Мк. 14:17), имея в виду Сионскую Горницу. От Вифании до границ нынешнего Старого города 2,7 км. Учитывая, что идти приходилось по гористой местности, а потом через весь Иерусалим, путь занимал часа полтора. То есть на Седер они собрались примерно в 17.00.

Вифания на карте. Фото из открытых источников.
Вифания на карте. Фото из открытых источников.
Вид Вифании. Фото из открытых источников.
Вид Вифании. Фото из открытых источников.

За пару часов до заката Спаситель покинул имение Лазаря в Вифании и пошел старой знакомой дорогой через гору Елеонскую, прячась от шпионов. Первохристианам удалось пройти в Иерусалим незамеченными и достигнуть дома Иосифа из Аримафеи на горе Сион в юго-западной части города. Что это именно то самое здание, подтверждает церковное предание IV века. Тот же дом с куполом на плоской крыше изображен на древней, VII века, мозаичной карте-картине Иерусалима, найденной в Мадабе. Карта перевернута: юг сверху, так как в те времена ориентация по сторонам света отсутствовала, так что здание Сионской Горницы показано в правом верхнем углу.

Карта из Мадабы. Фото из открытых источников.
Карта из Мадабы. Фото из открытых источников.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/religion/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk/

Продолжение следует

Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.