1. Про Ланкастерские пушки.
С легкой руки Эндрю Ламберта считается, что дальность выстрела ланкастерских пушек - это 6500 ярдов. При этом мэтр в первом издании своей "Генеральной стратегии...." указал дальность Ланкастеров в 5500 ярдов, а во втором - исправил на 6500 ярдов. Ну да я не об этом.
Залез тут в письма и дневники баронета Джона Бургойна, участвовавшего в Крымской. Он пишет следующее: "вчера установили 68-фунтовые пушки Ланкастера, которые могут стрелять на 4000 ярдов". Он характеризует эти пушки как "fired whithin great care, the projectile was most erratic" (стреляющие с большим разбросом, поскольку снаряд летел хаотично).
Уже после войны, в 1864 году в Австралии были проведены подробные опыты с Ланкастерскими пушками. Оказалось, что 95-хандервейтная 68-фунтовая Ланкастерская пушка имея 85-фунтовое ядро при заряде 12 фунтов пороха дает дальность в 4800 ярдов, но при этом точность стрельбы по мишени (списанный корвет) составляет 26%, то есть 74% ядер летят мимо. Всего было произведено 604 выстрела. Эффективной дальностью стрельбы по итогам испытаний была признанна дальность в 2700-3300 ярдов.
В общем, чудес не бывает, большая дальность при овальном орудии, даже с нарезкой в 1.25 оборота никакая.
Так откуда же Ламберт взял дальность в 6500 ярдов? Вы будете смеяться, но... из техзадания Ланкастера. Вернее не так, он обещал Артиллерийскому Комитету создать пушку с дальностью стрельбы "до 6500 ярдов". В реале получили пушку с приемлемой дальностью в 4000 ярдов, а эффективной - в стандартные 2700-3300 ярдов.
Извлечение по ланкастерским пушкам из Яна Хога и Джона Батчелора "История артиллерии":
But with the Crimean War under way, more designs appeared, money became available, and eventually, in 1854 the British Government took the decision to order some cast-iron guns to be made on the Lancaster principle and shipped off to Sebastopol to be tried in action.
The Lancaster system could hardly be called rifling in the generally accepted sense of the word ; the gun was still, in fact, smoothbored, but instead of the bore being the usual cylinder it was oval in section and twisted so that it made one complete turn in 30 feet. The projectile was elliptical in section and planed on the skew to match the twist of the bore.
The guns were not a success. The shot had a tendency to jam in the bore and damage the interior surface, and the accuracy, poor to start with, deteriorated as a result. They were soon withdrawn from service.
Думаю, перевода не нужно, все ясно и понятно)))
Совсем уж кратко, для тех, кто мало понимает англоязычную мову: из-за овальной конструкции ствола снаряд был склонен к застреванию в этом самом стволе, и как следствие - к разрыву, а точность, изначально фактически никакая, после интенсивного использования еще больше ухудшалась, и становилась уже совсем никакой.
Но особенно повеселили обстоятельства принятия на вооружение - не могли выбрать, какую артсистему задействовать, поэтому в условиях войны и стояния под Севастополем просто ткнули пальцем на одну из возможных, закрыв глаза, и пустили в производство. Прям по Цою: "а помрет - так помрет".
2. В предчувствии войны.
Это речь Бенджамина Дизраэли 21 марта 1854 года в Палате Общин по поводу решения английского кабинета - вступать или не вступать в Крымскую войну.
"Я говорю вам - существуют два способа решения проблемы, которую обычно называют Восточным вопросом, но который сводится к географическому вопросу - кто будет владеть Константинополем. Первое мнение, которое я обычно называю британским, отстаивают лорд Рассел и статс-секретарь Департамента внутренних дел Пальмерстон. Они говорят, что Турция жизнеспособна, и что она может еще долго быть независимой и даже прогрессивной страной, которая будет настоящим барьером против России. Есть и другое мнение, я называю его прорусским, которое считает, что Турция уже не жилец. И все, что мы можем сделать, это дать право голоса (enfranchising) ее христианскому населению, что несомненно приведет (с падением Турции) к полной анархии на Балканах, и как следствие - к русскому присутствию на Босфоре".
Вообще, образчик британского мнения по Восточному вопросу. И надо сказать, что даже на середину-конец марта 1854 года британская элита была расколота, не зная, какой путь из озвученных Дизраэли выбрать. Причем - стоит заметить - говорит эти слова не самый глупый представитель британской элиты. Мне в свое время понравилось, как он срезал Даниэля О'Коннела, который начал издеваться над еврейским происхождением Дизраэли: "Вы знаете, когда ваши предки были дикарями, и бегали с дубинками на никому неизвестном острове, мои предки уже устраивали священнослужения в храме Соломона."
И да, "юркий Диззи" был первым, кто заметил связь еврейства и революционных организаций разного толка. Есть очень красивая его фраза на эту тему, в 1852-м, прям по следам "Весны Народов".
ЗЫ: И да, по поводу известной фразы Дизраэли, гуляющей по просторам этих ваших русских интернетов: "Колонии не перестают быть колониями оттого, что они обрели независимость". В принципе, все так, переведено нормально, но фраза обрезана. Полностью же фраза еще прекраснее. Оригинал ее на выступлении в Палате Общин от 5 февраля 1863 года: "Before the civil war commenced, the United States of America were colonies, and we should not forget that such communities do not cease to be colonies because they are independent." (До начала войны за Независимость Соединенные Штаты Америки были колониями, и мы не должны забывать, что колонии не перестают быть колониями, даже после того, как обрели независимость).
3. Отставка Нэпира.
Итак, 3 сентября 1854 года взят Бомарзунд. Союзники решают, что делать, при этом французы четко заявили - 14 сентября мы берем Шанель и идем домой. И вот 11 сентября Нэпир получает депешу от Первого Лорда Грэхэма провести с французами консультации по возможности атаки Свеаборга в этом году. Собственно на совет на "Дюк оф Веллингтон" созываются все флагманы, и английские и французские, и пять часов спорят - смогут ли они атаковать Свеаборг так же как и Бомарзунд, и стоит ли овчинка выделки.
После пятичасового мозгового штурма решили - нет, невозможно. Во-первых, Свеаборг слишком силен, во вторых - уже середина сентября. В октябре на Балтике может вообще появиться лед. Нэпир отписывает результаты совета Грэхэму. И прям 14 сентября, в день отплытия французов, Нэпир получает еще одну депешу - а проведите пожалуйста повторное заседание по поводу атаки Свеаборга. Нэпир лично на гичке едет на французский флагман, спрашивает французского адмирала о возможности еще одного заседания - охреневший француз отвечает, что все свои соображения он уже высказал, и они ни капли не изменились, так что не видит предмета для нового обсуждения.
Итак, 14-го французы уходят. 19-го район Аландских островов покидают англичане. 4 октября эскадра Нэпира входит в Бельты, где его ждет новая телеграмма от Адмиралтейства. Это даже не телеграмма. Это хитрый план. Нет, не так. Вот так - ХИТРЫЙ ПЛАН! Подписанный Первым Лордом Адмиралтейства Грэхэмом, министром иностранных дел Кларедоном и депутатом от Девоншира адмиралом Баркли.
Смысл плана в следующем. Мы тут почитали метеосводки, и всякие прогнозы погоды и узнали, что в Кронштадте лед встает на пару недель раньше, чем в Свеаборге. Поэтому есть предложение. Как обычно - рационализаторское. А вы можете, когда уже замерзнет Кронштадт, но еще не замерзнет Гельсингфорс, атаковать Свеаборг наличными силами и прихватить там часть русского флота, базирующегося на Финляндию? И далее приписка, которая Нэпира просто взбесила - В ЛЮБОЙ УДОБНЫЙ ДЛЯ ВАС ДЕНЬ!
Надо сказать, что переписка по Свеаборгу велась с мая, и Адмиралтейству было прекрасно известно, об этом писал Нэпир в своем письме еще от 15 мая, что Свеаборг для его флота просто неприступен. Грэхэм на это просто наплевал. Но самое интересное - это подпись на документе Кларедона.
И ее объясняет вот какая цитата из него (письмо Нэпиру): "Если бы мы в этом году взяли Севастополь, а так же Кронштадт или Свеаборг, британская гордость была бы удовлетворена, и народ радовался бы, что получил у руля такое сильное правительство, которого никогда не существовало прежде". Самое прекрасное выделено болдом - еще раз, все эти Севастополи и Свеаборги были для власть придержащих Британии только козырями во внутриполитической борьбе партий и кланов. Всего лишь.
В общем, Нэпир отказался даже рассматривать возможность исполнения безумного плана атаки Свеаборга в октябре 1854 года, привел эскадру домой, в Англию, подал в отставку, ну и попал под следствие за небрежение обязанностями.
Тем, кому надо подробности - добро пожаловать на Hansard, дебаты от 8 марта 1855 года.