Скрытые смыслы и символизм в картине 1486 года «Благовещение».
В этом итальянском шедевре много символов, которые передают ее сюжет. Луч света вырывается из облаков на небе и вырывается на улицу итальянского города. Он пробивается сквозь проем в здании и, в конце концов, касается головы молящейся женщины.
Тем временем на улице на коленях стоят две фигуры. Одна из них - ангел с пернатыми крыльями на спине и цветком лилии в руке; рядом с ним другой мужчина, который, кажется, держит на коленях миниатюрную модель города.
По всей картине расположились различные птицы: павлин сидит на лоджии второго этажа, а многочисленные голуби заполонили город. В передней части картины на земле лежат яблоко и огурец. Кажется, что они были помещены туда намеренно, и даже свисают над краем изображения, как будто они не совсем часть картины.
А еще - общая странность композиции, радикальная перспектива и яркий выбор цветов - терракотового, золотого и серо-голубого.
Прошло, наверное, более десяти лет, когда я впервые увидел "Благовещение" Карло Кривелли. Первое впечатление, которое оно произвело на меня - дезориентация.
Может возникнуть ощущение, что вас бросили в центр лабиринта и попросили найти выход самостоятельно. Так что же происходит и как нам найти дорогу в этой замечательной картине?
Чудесный момент
Как видно из названия работы, это сцена Благовещения. Молящаяся женщина - это Дева Мария. Это событие знаменует собой фактическое воплощение Иисуса Христа - момент, когда Иисус был зачат и Сын Божий стал ребенком Марии.
Благовещение описывает момент, когда ангел Гавриил явился Марии и сообщил ей, что она станет матерью Христа. Мария принимает позу смирения, когда ей сообщают эту новость, скрестив руки в робости.
Мария одета в модную одежду XV века, с вышитым лифом и пуховиками, выходящими из прорезанных рукавов. Примечательно, что ее голова непокрыта: поскольку незамужние девушки и королевские особы носили волосы непокрытыми, это напоминание о том, что она одновременно девственница и Царица Небесная.
Кривелли последовал установленной традиции, изобразив лучи золотого света, нисходящие с небес и благословляющие Марию на голову. На лучах света прилетает голубь, представляющий Святого Духа, символ Бога, духовно действующего в мире. Мотив взят из слов Иоанна Крестителя: "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и почивающего на Нем" (Иоанна 1:32).
Необычная обстановка
Что делает эту картину необычной - и что я не понял, когда впервые увидел ее, - так это городская обстановка появления ангела, который несет свою весть прямо на улицу. Традиционно на картинах Благовещения Мария изображается в саду, обнесенном стеной, что указывает на ее чистоту, а также на то, что воплощение Христа произошло весной (Лилия, которую несет Гавриил, - традиционный атрибут Марии, знак ее добродетели).
Но в этом произведении обстановка очень похожа на городскую, с кирпичными стенами и мощеными улицами. И что не менее необычно, так это поза ангела Гавриила, который, кажется, больше озабочен человеком, стоящим на коленях рядом с ним, чем Девой Марией.
Чтобы понять, что здесь происходит, мы должны рассмотреть обстоятельства создания картины. Работа была выполнена художником Карло Кривелли для города Асколи-Пичено в регионе Марке в Италии. Картина была написана в честь праздника, поскольку жители города только что получили ограниченное самоуправление от францисканского папы Сикста IV в 1482 году.
Новость дошла до города 25 марта, в традиционный день праздника Благовещения, и каждый год после 1482 года по улицам города проходила процессия, чтобы отметить политические и религиозные события в одном лице. Как и на картине, в рамках празднования на балконах были вывешены восточные ковры. В нижней части картины находится надпись LIBERTAS ECCLESIASTICA - название папского эдикта, даровавшего городу свободу.
Это объясняет муниципальный характер картины, которая, чем больше на нее смотришь, тем больше она наполняется горожанами, занимающимися своими делами.
Само собой разумеется, что никто не находится здесь случайно. Человек, стоящий на коленях рядом с Гавриилом, - это местный покровитель Святой Эмидий, который держит в руках модель города. На мосту позади них посыльный вручает мужчине письмо, в котором говорится о папском эдикте.
В этой детали можно увидеть тематическое пересечение, когда одновременно передаются два послания: одно от папского посланника, а другое от Гавриила.
Пиршество символов
Общая детализация картины необычайна. Каждый камень и кирпич прорисован индивидуально, как и орнаментальная резьба на колоннах и арках. Текстуры - мрамор, дерево, ткань - все точно представлены.
В одном месте картины стоит павлин с пышными хвостовыми перьями - символ бессмертия и Воскресения Христа, поскольку, согласно древнему поверью, считалось, что плоть павлина никогда не разлагается. Даже маленькая деревянная клетка, в которой, если присмотреться, сидит золотой снегирь, имеет свое значение. Часто являясь атрибутом Христа в детстве, который в других произведениях искусства держит в руке снегиря, птица означает душу человека, улетевшую после его смерти.
Карло Кривелли родился в Венеции примерно в 1430 году. Как показывает эта картина, он был прекрасным техническим художником, особенно искусным в имитации мраморной архитектуры.
Яблоко и огурец в нижней части картины были демонстрацией мастерства Кривелли как живописца. Он мог заставить предметы казаться выходящими из картины. Они также несут в себе символизм: яблоко символизирует запретный плод и связанное с ним грехопадение человека. Огурец - необычный символ в христианском искусстве - как полагают, относится к обещанию искупления через воскресение Христа.
Кривелли умер в 1495 году в Асколи-Пичено, городе, для которого он написал эту картину. После его смерти его популярность чуть померкла, но в XIX веке его картины вновь увидели и вновь ими стали восхищаться, особенно британские художники-прерафаэлиты, некоторые из которых хвалили его работы за удивительный детальный натурализм.
***
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк!
***
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство