Пикассо говорил: «Хорошие художники копируют, великие художники воруют».
Давайте разбираться, так ли это.
У нас есть произведение искусства, например, картина — это оригинал произведения, и у неё есть автор.
Если мы создаём на её основе пародию или карикатуру, то мы можем не спрашивать согласия автора и не платить ему вознаграждение. Главное, не порочить честь и достоинство автора.
Если же мы перерабатываем чью-то картину, т.е. на её основе рисуем свою, то мы должны получить согласие автора данной картины и скорее всего заплатить вознаграждение. И у нас возникают авторские права на переработанное произведение.
Если мы хотим перерисовать картину точь-в-точь, то есть воспроизвести, мы также должны получить согласие автора, исключение — личные цели.
Но где проходит эта грань между переработкой и вдохновением чьей-то картиной, поскольку в случае с вдохновением мы создаём свое авторское произведение и не должны получать согласия.
Сейчас нет универсальной практики судов, которая бы сказала, что менее 50% совпадения элементов картины не является нарушением. Каждый случай рассматривается судом индивидуально.
Изучив практику, скажу, что суды при определении степени заимствования (переработки оригинала) и вдохновения (создание авторского произведения) учитывают в сравниваемых картинах:
концепцию — ведущий замысел
композицию — сочетание элементов
сюжет — предмет изображения и элементы и цветовую гамму
Но могут не брать во внимание разные размеры картины и подписи на них.
Для определения сходства могут назначить искусствоведческую экспертизу (привет искусству) либо оценить самостоятельно.
И это касается не только картин, но и фотографий и других произведений.
Могу писать бесконечно, материала много, а места нет. Поэтому, если у вас есть вопросы, с радостью отвечу в комментариях
Где заканчивается вдохновение и начинается копирование?
1 марта 20221 мар 2022
3
1 мин