27,8K подписчиков

Блеск и нищета Укрзалізници. Железные дороги Украины способны удивить самых искушённых ценителей

15K прочитали

Небольшой обзор одной из самых необычных железнодорожных сетей СНГ и Европы.

Укрзалiзница (Далее УЗ) - главное железнодорожное предприятие Украины, аналог российского РЖД.

УЗ была сформирована на основе имущества МПС СССР к моменту провозглашения независимости находящемуся на территории УССР.

Длина линий УЗ составляет 22 тыс.км, что на единицу площади немало. А в абсолютном рейтинге - 12-е место в мире. Электрификация - 60%. Основные узлы - Донецк, Харьков, Киев, Ковель, Жмеринка, Львов, Имени Тараса Шевченко, Помошная.

Небольшой обзор одной из самых необычных железнодорожных сетей СНГ и Европы. Укрзалiзница (Далее УЗ) - главное железнодорожное предприятие Украины, аналог российского РЖД.

В публикации не ставится цель сделать всесторонний обзор УЗ, хочется обратить внимание на интересные особенности полигона.

Итак, что может показаться необычным обывателю?

Первое - невероятная архаичность и изношенность подвижного состава. По этому показателю УЗ первые на постсоветском пространстве и Европе.

Износ парка локомотивов достигает 95%. К примеру, средний возраст электровоза на Донецкой железной дороге составляет 55 лет.

На УЗ никого не удивишь 70-летними электричками. В России такие давно в музеях.

Небольшой обзор одной из самых необычных железнодорожных сетей СНГ и Европы. Укрзалiзница (Далее УЗ) - главное железнодорожное предприятие Украины, аналог российского РЖД.-2

А это венгерский дизель-поезд Д1, который поставлялся в СССР в 60-е годы чуть ли не по репарациям. Остались только здесь и в соседней Молдавии.

Небольшой обзор одной из самых необычных железнодорожных сетей СНГ и Европы. Укрзалiзница (Далее УЗ) - главное железнодорожное предприятие Украины, аналог российского РЖД.-3

Министр инфраструктуры Украины А. Пивоварский так высказался о проблеме: «…больше 90 % тяги в неудовлетворительном состоянии. Около 80 % вагонов в неудовлетворительном состоянии. А по полотну говорить даже не буду...»

Естественно за последние несколько лет ситуация только усугубляется. Грузоперевозки, основной источник доходов на подавляющем большинстве ЖД мира, значительно упали из-за прекращения товарооборота с главным партнёром - Россией, и предприятие уходит в стабильные "минуса", фактически расписавшись в техническом дефолте.

Ещё одна особенность достойная внимания - множество закрытых участков на границе с "северным соседом". Граница между союзными республиками была прочерчена так, что перерезала без малого 20 веток! Естественно в новых реалиях 90-ых содержать полноценные ЖД погранпереходы в таком количестве было признано нецелесообразным. Часть были разобраны в 90-е, часть медленно угасали, последовательно закрываясь, но не разбираясь.

До 2016 года существовала линия РЖД, пересекающая Луганскую область. Ввиду эскалации напряжённости построен обход чисто по российской территории. Ныне она должна быть восстановлена.

Из-за потери Крыма, Приазовья и всё продолжающегося конфликта в Донбассе значительная часть линий (до 30%) не контролируется администрацией УЗ.

А до 2022 из-за мятежного Луганска 200 километров было изолированно от основной сети, но движение там не прекращалось.

До событий февраля 2022 действующими оставались по моим данным всего 3 линии, идущие в РФ. На основных магистралях: Москва - Киев, Москва - Харьков и Валуйки - Купянск. А также ветка из РФ в ДНР.

Не разобранная, но и недействующая линия на границе РФ - Украина.
Не разобранная, но и недействующая линия на границе РФ - Украина.

Из позитивных моментов - на Украине существует собственная школа ЖД-машиностроения. Один из её современных представителей дизель-поезд ДПКр-2. Экземпляры интересные, но штучные, так как средства на обновление подвижного состава отсутствуют.

Также закупаются ограниченные партии иностранных поездов, в т.ч. из Южной Кореи. Естественно о более дешёвых закупках в России не может быть и речи.

Небольшой обзор одной из самых необычных железнодорожных сетей СНГ и Европы. Укрзалiзница (Далее УЗ) - главное железнодорожное предприятие Украины, аналог российского РЖД.-5

На западе есть сложные и красивые горные участки.

На фото ниже, кстати также представитель украинской школы - луганский дизельпоезд, предприятие-изготовитель которого находится на неподконтрольных территориях и не работает. Также на фото можно увидеть последствия нехватки тяги (вместо одной из "голов" дизельпоезда используется маневровый тепловоз)

Небольшой обзор одной из самых необычных железнодорожных сетей СНГ и Европы. Укрзалiзница (Далее УЗ) - главное железнодорожное предприятие Украины, аналог российского РЖД.-6

Удивительно, но в составе УЗ остаются линии узкой колеи - 750 мм. РЖД от подобных давно избавились, перешив на широкую, либо разобрав.

Небольшой обзор одной из самых необычных железнодорожных сетей СНГ и Европы. Укрзалiзница (Далее УЗ) - главное железнодорожное предприятие Украины, аналог российского РЖД.-7

На таких линиях можно встретить довольно интересные экспонаты.

К сожалению, движение на украинских узкоколейках практически сведено к нулю.

https://i.pinimg.com/originals/da/5d/dc/da5ddc223ef70b4dd6e3b1bfd8f99f8e.jpg
https://i.pinimg.com/originals/da/5d/dc/da5ddc223ef70b4dd6e3b1bfd8f99f8e.jpg

До некоторых пор у УЗ было одно очень весомое преимущество - сверхнизкая цена проезда при достаточной развитости пассажирских перевозок. Прежде всего это касалось пригородных поездов. Тарифы на них были едва ли не в 10 раз ниже чем у соседей! 0,2 рубля за километр. Всем без исключения пенсионерам, то есть половине населени - проезд бесплатный.

Сейчас такого преимущества нет, много отменённых поездов, а на оставшиеся цены кратно выросли.

Кризис УЗ настолько очевиден, что существует договорённость о передаче управления одной из германских компаний.

И ещё хочется обратить внимание на один комичный, но неприятный момент - не раз поступала вполне проверенная информация, что украинские железнодорожники украли пару десятков Российских электровозов из пограничного депо Валуйки.

Небольшой обзор одной из самых необычных железнодорожных сетей СНГ и Европы. Укрзалiзница (Далее УЗ) - главное железнодорожное предприятие Украины, аналог российского РЖД.-9

Не скрою, для автора УЗ выглядит экзотично и определённо представляет интерес. И очень жаль, что последние 8 лет посетить эти территории не было возможности. Надеюсь, что в скором времени там установится прочный мир и все любители старины и техники смогут по желанию прикоснуться к уходящей эпохе.

Информация была актуальна до 20-х чисел февраля 2022 года. Большинство фото неавторские.

Смотрите также про железные дороги: