Найти тему
Euro Welder

Подарок президента Беларуси: танк Т-34-85 в Гомеле | Определяем происхождение по сварным элементам

🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!
🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!

Рассматривая экспонаты бронетехники в музее военной славы родного города Гомеля, к своему удивлению, заметил необычную "тридцатьчетвёрку" у подножия которой красовалась табличка с надписью: "Подарок президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко".

К слову, в интернете никаких точных сведений о том, что за машина, откуда прибыла и почему была подарена указом президента музею - не нашлось. Даже звонок хранителю музейного фонда города Игорю Евгеньевичу Хоришко также ничего не прояснил.

Для меня, как человека интересующегося военной историей и историей промышленности в том числе, всегда важно зацепиться за какие-то внешние особенности, чтобы понимать происхождение техники. Поэтому я начал внимательный осмотр, деталями и выводами которого хотел бы поделиться с читателями. Приступим!

Осматривая машину беглым взглядом, можно почти безошибочно предположить, что она была выпущена заводом №112 "Красное Сормово" (Нижний Новгород), на котором, в принципе, и началась разработка первых "85ок" с декабря 1943 года.

О принадлежности корпуса тридцатьчетвёрки к "сормовскому" могут явно свидетельствовать несколько сварных элементов:

1. Верхний наклонный бронелист по проекту завода №112 устанавливался внахлёст на нижний, а также приваривались большие петли:

Фото автора. Кормовая часть танка Т-34-85
Фото автора. Кормовая часть танка Т-34-85

Для примера отличия представляю фото кормой части Нижне-Тагильской тридцатьчетвёрки (завод №183). Узкие петли и соединение встык:

Фото автора
Фото автора

2. Характерное для "сормовских" машин соединение передней наклонной бронеплиты с бортовой:

Для справки хотелось бы отметить, что завод №112 "Красное Сормово" не был типовым танковым заводом, а занимался судостроением. Качество сварки на изготовляемом им танках всегда отличалось в худшую сторону от сварки, выполняемых другими заводами.

В частности стыки, представленные выше, всегда имели большие подрезы и трескались от попадания снарядов противника гораздо чаще, чем эти же стыки, к примеру, сваренные на том же "Уралмаше":

Фото автора. Соединение передней наклонной бронеплиты с кормовой изготовленное "Уралвагонзаводом"
Фото автора. Соединение передней наклонной бронеплиты с кормовой изготовленное "Уралвагонзаводом"

3. Ещё одна интересная особенность, на которую я обратил внимание - защитная планка под курсовым пулемётом:

Привариваемая к корпусу броневая планка, должна была предохранять шарнирный механизм вращения курсовым пулемётом от попадания осколков и пулевой свинцовой пыли.

Аналогичные планки приваривались под люком механика водителя и погоном башни по периметру:

С марта 1944 года планку защищающую пулемёт перестали устанавливать (предположительно для сокращения времени на выпуск единицы корпуса), поэтому можно почти с уверенностью предположить, что корпус данной машины был выпущен до этого времени - в военные годы.

Однако корпус стоит не на родных, уже послевоенных литый катках, что бросилось в глаза почти сразу:

Фото автора. Литые опорные катки с наружной резиновой амортизацией, послевоенного выпуска
Фото автора. Литые опорные катки с наружной резиновой амортизацией, послевоенного выпуска

Скорее всего этот танк прошёл послевоенную модернизацию или получил такие "ноги" при реставрационных работах.

Башня танка по всем признаком родная, однако совершенно точно проходила реставрацию. Об этом явно говорят приваренные перископические смотровые приборы:

В башне танка Т-34-85 устанавливались три перископических смотровых прибора: для командира танка, командира орудия и заряжающего. И, как вы уже могли заметить по фото сверху, третий прибор на нашем танке и вовсе отсутствует (командирский на створке люка ком.башенки).

Имеющиеся два - имитационные. Родные выглядели следующим образом:

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

Родные перископические приборы, обеспечивающие круговой обзор членам экипажа, никогда не приваривались (что логично), а устанавливались на болты.

С этого экспозиционного танка их, скорее всего, сняли во время войны или позднее, как донорские запчасти к другой машине, а затем восстановили в таком довольно неправдоподобном виде. С Уважением E.W.

-12

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Гомель
3787 интересуются