Найти тему

Как инфобизнесу в России пережить 2022? Развивающийся тренд набирает обороты.

Кратко: онлайн-образование становится бесплатным. Топовые ведущие тренингов и курсов в разных нишах открывают доступы к своим продуктам. Основным источником дохода становится реклама в русских социальных сетях. Гипотетически, в ближайшее время значительная доля рынка инфобизнеса перестроится на режим ведения полезных блогов.

Далее в статье: обосную своё мнение и предложу идеи о том, как инфобизнесмену (эксперту, психологу, коучу, продюсеру и т. п.) лучше действовать в текущих обстоятельствах, чтобы создать для себя работающий источник дохода, и защитить финансово себя и свою семью.

Множество людей, работающих в инфобизнесе - мамы с детьми.
Множество людей, работающих в инфобизнесе - мамы с детьми.

Мир уже не будет прежним – это очевидно. И нам всем необходимо адаптироваться к новым обстоятельствам, и даже несмотря на то, что ситуация меняется ежечасно, мы можем предполагать и прогнозировать дальнейшие события и действовать дальновидно. В этой статье я постараюсь максимально прагматично и без лишних эмоций описать, как я вижу ближайшее будущее рынка инфобизнеса в России.

У меня есть дети, я хочу защитить их и себя. Живя в Санкт-Петербурге я вижу перед собой в первую очередь угрозу экономического характера. Моя сфера – инфобизнес – точно претерпевает серьёзные изменения, и прямо сейчас самые адаптивные из моих коллег могут занять пока ещё «свободные» места на развивающихся территориях.

Много лет инфобизнес работает по принципу построения воронки продаж, в которой есть бесплатный или «условно-бесплатный» - по цене кофе с «пироженкой» продукт (“lead magnet” – лид магнит), через который новая аудитория знакомится с ведущим и его подходом, и теперь, вероятно, захочет купить его основной продукт - онлайн тренинг или курс.

Аудитория избалована обещаниями – «аптеки с волшебными таблетками» на каждом углу, а кураторы закрытых чатов и качественно настроенные боты опекают участников курсов так, будто обучение проходят детишки из детского сада, а не взрослые люди. Общество потребителей онлайн образования инфантилизировано.

Но сегодняшние обстоятельства заставляют повзрослеть. Чтобы выжить, людям придётся взять на себя ответственность за своё «завтра», свой доход, свою безопасность, своё умение адаптироваться и свои действия сейчас.

С верой в светлое будущее и надеждой на то, что худшее не случится, и через неделю, месяц, год мы всё ещё будем живы, здоровы и у нас будет еда, я размышляю о том, что я могу сделать в ближайшее время, чтобы помочь себе и тем, кто находится в подобных обстоятельствах.

Давайте прикинем, как будет развиваться ситуация в стране.

Очевидно, экономический кризис набирает обороты, финансовые аналитики сравнивают сегодняшнюю ситуацию с тем, что происходило в 1998-ом: «Многие акции в течение торгов 24 февраля проваливались более чем на 50%. Максимальное снижение индекса Мосбиржи в течение дня превышало 45%», - упоминает Александр Пирожков в статье для сайта «Деловой Петербург». «Небывалый обвал российских акций в "чёрный четверг" на следующий день сменился отскоком. Но радоваться рано,» - предупреждает он.

В перспективе можно ожидать значительное падение уровня жизни населения страны в целом, а это значит, что основная часть доходов жителей страны будет использоваться для обеспечения нужд первой необходимости – питания, жилья, здоровья, а потом уже всего остального.

Я уверена, что нас ждёт заметный спад спроса на платные курсы, тренинги, и услуги.

Продолжать покупать курсы могут там, где есть надежда на «спасение». Это:

  • деньги - то, что помогает заработать в кризис или сохранить накопления,
  • ментальное здоровье – то, что помогает справиться с тревожностью, посттравматическим синдромом, бессонницей и другими тяжёлыми состояниями,
  • эзотерика: духовный рост и предсказания – это та сфера, к которой люди часто обращаются в поисках надежды и успокоения, когда чувствуют растерянность и беспомощность.

При этом, мы видим, что уже несколько топовых тренеров в разных нишах начали отдавать свои курсы бесплатно. В том числе те программы, которые ещё недавно продавали за очень приличные деньги.

- Гоша Карцев (313к+ подписчиков на YouTube, 145к+ в Instagram), создал школу стилистов SCHOOLGOSH в 2015 году, а в конце 2021 года он создал альбом на своём канале на YouTube и объявил о том, что теперь обучение в его школе – бесплатно.

Если вы не следите за миром моды на YouTube, то могли видеть Гошу «на телеке» в жюри в передачах «Ты – топ-модель на ТНТ» и «Шопоголики».

Скриншот с официального сайта SCHOOLGOSH
Скриншот с официального сайта SCHOOLGOSH

- Андрей Захарян (83к+ подписчиков в Instagram), автор крайне успешных платных курсов по продюсированию в инфобизнесе, теперь предлагает получить «самый полный курс по запускам инфопродуктов бесплатно» после простой регистрации.

Недавно мне рассказали анекдот про то, что на новое месторождение руды первыми приезжают люди со своими лопатами и никому их не дают, потому что лопаты нужны для добычи ископаемого. Вскоре приезжают продавцы лопат, конкуренция растёт а месторождение нищает. Когда руда заканчивается, приезжают те, кто учит продавать лопаты…

Думаю, пройти курс будет полезно в любом случае.
Думаю, пройти курс будет полезно в любом случае.

При всём при этом в 2021 году значительно вырос спрос на рекламные интеграции у блогеров, причём внимание рекламодателей переключилось с блогеров-милионников с накрученными подписчиками на микро-блогеров с количеством подписчиков от 1000 человек но высокими охватами и вовлечённой аудиторией.

Lifestyle (лайф стайл – «стиль жизни») контент принято удерживать в балансе с экспертным контентом, а на фоне напряжённой эмоциональной и экономической ситуации, я предполагаю, что фокус внимания сместится на актуально-полезный, мотивационный и новостной контент.

Мой вывод такой. Мне удалось попасть в «первую волну» со своим проектом «Эксперт Навылет», который сразу же попадает в три тренда:

  • бесплатное обучение для людей и заработок на рекламе в блоге,
  • максимально честный живой контент,
  • реалити шоу в интернете.

Мне всегда хотелось делиться знаниями открыто и не прятать от людей то, что «только за деньги». Сейчас самое время делать именно это.

«А если нам отрубят Интернет?» Ну, вероятно, не отрубят совсем. Но вот с западными соц. сетями уже начались проблемы.

«Роскомнадзор объявил о начале ввода ограничений на работу соцсети Facebook на территории России. Об этом сообщается на сайте регулятора. Представители ведомства утверждают, что причиной стали действия платформы по отношению к аккаунтам российских СМИ», - пишет Артур Хамзин в своей статье от 25 февраля.

Многие пользователи сообщают о том, что после обновления у них «лагает» Instagram, рекомендуют ставить VPN и отключать автообновления на своих телефонах. Насколько это поможет – не ведомо. В любом случае, большиство людей, чьи бизнес-аккаунты расположены в Instagram, уже сейчас терпит потери.

Что можно сделать? Как можно быстрее переманить основной пул подписчиков и клиентов на «безопасную территорию». Сторис в Instagram уже несколько дней перстрят ссылками на каналы в Telegram, однако, нам мой взгляд удобнее переводить людей на открытые блогерские площадки, где легче организовать органический рост аккаунта.

Хотя, пока Telegram выглядит довольно безопасной площадкой (от 27.02.2022):

-4

Пока не понятно, что будет с YouTube для простых людей в России.

На повестке дня: сервис отключил монетизацию на каналах Russia Today и Sputnik в Европе и Украине, ходят слухи о «фейках», которые вставляются модераторами вместо рекламы. Можно догадаться, что у некоторых людей в России такие действия компании вызывают раздражение, и какой будет ответная реакция – не ясно.

В статье «Как «подстелить соломку», если продаёшь через Instagram, FB и YouTube?» я рассказала о том, какие русские интернет-площадки сейчас наиболее интересны для продвижения своих проектов онлайн (в том числе товаров и услуг).

Раз уж мы говорим о том, что имеет смысл публиковать образовательный контент в открытом доступе на русских площадках, то нужно выбрать ту, на которой будет легче продвигаться и больше шансов заработать на рекламе.

Сегодня предлагаю сравнить актуальные условия по монетизации для блогеров на YouTube и Яндекс.Дзен (который я лично планирую активно развивать).

Здесь приведу выдержки из официальных статей для авторов. Помимо этих условий, есть так же ряд правил и ограничений, но подробно их расписывать прямо сейчас нет смысла.

YouTube

  • На вашем канале за последние 12 месяцев должно быть более 4000 часов просмотра.
  • У вас должно быть более 1000 подписчиков.

По поводу конкретных сумм официальный YouTube не распространяется:

Скриншот из раздела "Справка" на сайте YouTube - вопрос заблокирован, ответов нет.
Скриншот из раздела "Справка" на сайте YouTube - вопрос заблокирован, ответов нет.

В статье Юлии Головацкой «Монетизация Ютуб-Канала В 2022 Году: Полный Гайд» фигурируют следующие цифры: «Доход от показов рекламы варьируется от 0,25$ до 15$ за 1 000 просмотров».

Яндекс. Дзен

  • Когда публикации суммарно наберут не менее 10 000 минут просмотра за семь дней подряд, в Студии. появится опция включения монетизации».
  • Вы получаете деньги за дочитывания и досмотры от подписчиков. Учитываются все публикации Дзена: статьи, видео, трансляции, посты и ролики.

Итоговая сумма, которую принесла вам публикация, складывается из:

  • денег за рекламные блоки в ваших публикациях;
  • денег за товарные виджеты в ваших публикациях;
  • вознаграждения за развитие Дзена.

Много вводных и не понятно, как считать. Нашла вот такую информацию в статье:

-6

Довольно трудно сделать вывод, какая площадка лучше с точки зрения монетизации, но я попробую.

Сравним вводные, насколько это возможно.

  • На Дзене проще выйти на монетизацию в кратчайшие сроки: ниже конкуренция, сама площадка активно продвигает блогеров – высокие охваты, не требуется 1000 подписчиков, зато нужно за короткий срок набрать критическую массу времени, проведённого подписчиком за просмотрами ваших материалов. (Подпишитесь на мой канал! :) )
  • На обеих площадках есть ряд ограничений в отношении контента, и на YouTube они значительно жёстче.
  • Текущая геополитическая ситуация может спровоцировать проблемы с YouTube в России, с другой стороны, аудитория у этого сервиса значительно шире и многообразнее, так как не ограничена русскоговорящим пространством.
  • Дзен платит в рублях, YouTube в долларах, могут возникать проблемы с выплатами в ближайшее время на фоне приключений со SWIFT (международная банковская система передачи информации и переводов): «В ночь на 27 февраля США и Евросоюз официально объявили о готовности отключения от SWIFT, правда, не всей страны, а тех финансовых учреждений, которые уже попали под санкции», - пишут на сайте «Ведомости».
  • YouTube знают почти все, даже те, кто никогда им не пользовался, а вот про Дзен, когда я его упоминаю, постоянно спрашивают: «А что это такое?» Хотя соц. сеть не так уж юна – она существует с 2015 года.
  • Дзен поддерживает все основные форматы, в том числе даёт возможность публиковать длинные статьи, что делает его не только удобной альтернативой для YouTube, но так же и для новостных и тематических SEO – сайтов. Содержать блог в Дзен вероятно проще и выгоднее, чем содержать свой сайт или писать для какого-то сайта с более узкой аудиторией.

Я думаю, что сейчас всерьёз вкладываться в развитие канала на YouTube, живя в России – довольно рискованно.

Поддерживать уже существующий – имеет смысл, а заводить новый – нет. А вот завести аккаунт на Яндекс.Дзен и сделать на нём качественный образовательный блог – имеет смысл и очень даже, это будет хорошим вложением на будущее и страховочной площадкой на случай «вдруг чё».

Кстати, если вы писали когда-нибудь статьи для SEO-продвижения на сайтах, здесь ваши навыки снова пригодятся.

Мой оптимистичный прогноз такой: через год-два мы с вами проснёмся в стране со своим интернетом, в котором будут отвоёвывать аудиторию друг у друга крупнейшие местные компании, выстраивающие свои эко-системы.

Реклама станет основным источником дохода для тех, кто недавно продавал курсы и тренинги, поэтому рекламы будет много. Блогеры с контентом низкого качества будут демпинговать рынок низкими ценами на рекламные интеграции. Возможно, появится сленговое обозначение для них, аналогично слову «инфоцыгане». Предлагайте варианты в комментах.

Качественный контент будет цениться дорого. Те, кто сейчас сможет собрать думающую и платёжеспособную аудиторию на своих акканутах в русских соц. сетях вероятно выйдут в ТОП и будут процветать, поднимая планку для всех остальных (как сейчас это происходит на YouTube).

В инфобизнесе продаваться будут услуги, дающие доступ к живому общению (то, что нельзя получить при просмотре видео и чтении статей) – это клубы, наставничество, консультации.

Есть шанс, что изменения в законодательстве внесут свою лепту: запретят и устроят гонения на эзотериков вне официальной религии, станут применять Закон об образовании к тем, кто продаёт образовательные услуги и материалы и Закон о СМИ к тем, кто ведёт блоги. Это может сыграть на пользу рынку, "очистив" его от инфоцыган и неадекватных авторов, и в то же время может стать дополнительным набором "гаечных ключей" для борьбы с неугодными. Две стороны одной медали.

Вот такие мысли сегодня. Конечно, я не могу утверждать, что во всём права и будет именно так. Мне очень интересно узнать ваше мнение обо всём, сказанном выше. Давайте рассуждать вместе в комментариях!

Подписывайтесь на канал «Эксперт Навылет», я сделаю всё, что в моих силах, чтобы здесь было полезно и интересно.

Таня Город, коуч, учу людей слышать себя.

#инфобизнес #продюсирование #коуч #продвижение

#блог #запуск #курс #кризис #инфобизнес2022