Найти в Дзене
Не Ки

Роль молодежной субкультуры как фактора социализации в современном обществе.

Субкультура — свод накопленных определённым мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Личность живет в обществе, и быть свободной от него не может. Это одна из констант социального поведения

Субкультура — свод накопленных определённым мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества.

Личность живет в обществе, и быть свободной от него не может. Это одна из констант социального поведения, так как человек – не только «существо разумное», но и «существо социальное». Социализация объясняет возникновение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. «Социализация – сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности» [4, с. 157].

Социализация представляет собою непрерывный и многогранный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в подростковом возрасте. Именно в это время закладываются основные ценностные ориентации, усваиваются социальные нормы и формируется мотивация социального поведения.

Социализация подростков имеет и другие особенности, обусловленные спецификой данного периода развития. Во-первых, в подростковом возрасте заметно снижается авторитет взрослых, а наиболее значимое место начинает приобретать референтная группа. Подросток находится в двойственном положении: взрослые призывают его к самостоятельности, трезвости суждений и одновременно берут всю инициативу в свои руки, осуществляют постоянный контроль. Противоречие данной установки потребностям подростка приводит к тому, что отношения между родителями и детьми становятся в ряде случаев отстраненными и даже конфликтными. Доминирующую роль в самореализации подростков начинают играть телевидение, интернет ресурсы, сверстники [5]. Именно группа сверстников, которые сталкиваются с теми же проблемами и имеют такие же ценности и идеалы становится доминирующей. Общение со сверстниками является условием становления их "взрослости", избирательного строительства деловых и личностных взаимодействий. Общение со сверстниками выступает для подростков как важнейший канал информации, из которого они черпают данные, не сообщаемые взрослыми; как деятельность, которая обеспечивает условия формирования ценностных ориентации; как специфический вид эмоционального контакта. Принадлежность к группе способствует эмансипации от взрослых и порождает ощущение психологической защищенности [6].

Во-вторых, одним из центральных образований в развитии подростка становится формирование самосознания, проявляющееся в отказе от детских правил поведения и попытке выработать новое, часто альтернативные как для взрослой, так и для детской жизни мировоззрение. В-третьих, для подростков характерны склонность к риску и снижение чувства страха. Подростки более активны, чем младшие дети, для своего самоутверждения ищут новые формы деятельности и поведения, более рискованные и нестандартные [6]. Данные особенности накладывают отпечаток на психику подростка, на характер его поведения и деятельности, на формирование его отношения к действительности. Под влиянием растущих требований со стороны окружающих у подростка возникает потребность оценить свои возможности, осознать, какие особенности его личности способствуют или мешают ему соответствовать предъявляемым требованиям, что поможет ему утвердить свою уникальность, реализовать себя. Эти потребности воплощаются в желание подростков найти себя в различных объединениях, к которым относятся и субкультуры

Таким образом, субкультура является одним из важных факторов социализации подростков и задача педагогов, родителей и общества в целом, сделать это влияние положительным.

Литература:

1. Источник: http://zakonobobrazovanii.ru/glava-1/statya-2

2. А.Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

3. Большая российская энциклопедия.

4. Словарь прикладной социологии / Сост. К.В.Шульга: Редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) [и др.]. Минск, 1984.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2005.

6. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.