Найти тему
Remont1969

Путь танка. Часть 5.12. Tank supply roller. Квадратное таскать, круглое катить! А квадратное в круглом?

Рассказ об интересном опыте создания танкового прицепа для тяжелого британского танка типа Mark.

Полученные в наследство от первого прототипа танка типа "ромб" технические особенности: низкая надежность, небольшая максимальная скорость, высокий расход топлива и связанный с этим малый запас хода, большой расход боеприпасов сохранились вплоть до снятия самых совершенных образцов танков Mark V** и Mark VIII, у которых от первых прототипов осталась только базовая идея гусениц, огибающих корпус. Танки не могли выйти из боя и вернуться за пополнением боеприпасов и бензина, а затем снова вступить в бой. Требовались боевые машины снабжения, которые имели одинаковую с танками проходимость, что бы доехать туда, куда доехал линейный танк. Уже в 1917-м году часть танков Mark I была переделана в танки-тендеры, каждый шестой танк Mark IV сразу сходил со стапелей в варианте танка-"грузовика". К лету 1918-го года были разработаны серийные, а в мастерских Танкового корпуса выпускались кустарные танковые прицепы-сани, которые цеплялись к танкам-тендерам и увеличивали их грузоподъемность. Впрочем у прицепов-саней был существенный недостаток - их невозможно было применять на неровной местности. Решить проблему взялись на фирме Ruston, Proctor and Company, создав прицеп-ролик.

Tank supply roller/Прицеп-каток для снабжения танков

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1918

Производитель: Ruston, Proctor and Company

Кол-во выпущенных: 1

Масса пустого: 2-3 тонны (оценочно)

Боевая масса 5-7 тонн (оценочно)

Обеспечение одинаковой подвижности и проходимости для машины с прицепом возможно тогда, когда прицеп имеет движитель такой же как и самой машины и ещё лучше с отдельным приводом, всё остальное будет хуже. Типичный пример отличной проходимости это сочленённые вездеходы типа "Витязь" или автопоезда с активными прицепами. Но такие технические возможности появились только во второй половине 20-го века. Хотя уже и во время Первой мировой войны американская компания Holt для своих 75-ти сильных тягачей делала гусеничные прицепы, правда без отдельного привода. Часть таким прицепов попала даже в Россию, а французы создавали артиллерийские гусеничные самоходки с активными прицепами. Британцы были более приземленными и хотели решить проблему с минимальными расходами, ведь активный французский прицеп стоил не сильное дешевле танка, американские прицепы были сложны. Отправлять столь сложную и дорогую технику на убой на поле боя было слишком расточительно.

-2

При создании боевых машин поля боя все страны прошли через "искушение" большими колесами, кто то только на чертежах и макетах, как британцы, а кто-то, как России, так и в натуральных образцах построив знаменитый "Царь-танк" Лебеденко. Главное что проходимость колеса большого диаметра сравнима с проходимостью гусеницы, но при этом сопротивление перемещению существенно меньше, что и требуется для прицепа.

-3

Британский производитель паровым машин, в том числе дорожных катков - Ruston, Proctor and Company предложил военным оригинальное решение проблемы перевозки грузов за танками, как линейными, так и танками-тендерами. На Рустоне предложили поместить грузовой отсек, которым были ящики, а могла быть например и цистерна внутрь больших катков. Грузовые ящики были жестко закреплены на поперечной оси, к которой также жестко был прикреплена рама, которая представляла собой дышло с противовесом. Два катка диаметром примерно 2,5 метра через подшипники вращались вокруг этой неподвижной оси. При движении прицеп крепился к танку за дышло, плоские катки имели высокую проходимость, а закрепленные внутри катков ящики не вращались при движении. Чисто теоретически такая конструкция прицепа позволяла тянуть за танком этот прицеп, а его ящиках перевозить любой груз - амуницию, запчасти, питание. Конечно через противотанковый ров такая конструкция переехать не могла, но через ров и танк-тендер не пошел бы и сам. Все остальные неровности, по которым мог перемещаться и сам танк, были доступны для прицепа.

-4

К сожалению, никакой информации об испытаниях этого агрегата, кроме фотографий из Бовингтона и о том, что его произвела фирма Ruston, Proctor and Company нет. Можно только предположить, что при испытаниях столкнулись с двумя проблемами, точнее с одной - крайним неудобством и мешкотностью загрузки и выгрузки через узкие окна в ящиках. В любом случае тема продолжения не получила вплоть до второй мировой, когда опять же британцы придумали Rotatrailer - правда размером прилично поменьше.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

О серийный британских танках можно почитать здесь:

Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя

Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре

Путь танка. Часть 6. Mark VI. Перспективный деревянный прорыв

Путь танка. Часть 5.1. Mark V. Танк-победитель

Путь танка. Часть 5.2. Mark V Tadpole. Головастик с пламенным мотором Рикардо Путь танка. Часть 5.3. Mark V*. С пехотой на борту

Путь танка. Часть 5.4. Mark V**. Танковый прапорщик или работа над ошибками

Путь танка. Часть 6.1. Mark IX "The Duck". Свинья везде грязь найдет. Первый плавающий БТР

О проектах предшествовавших созданию первых танков можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 1. Creeping Grip Texas. 1914. Первый камень в фундамент настоящего танка. Движитель.

Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах.