В 50-х годах у населения СССР практически не было легковых автомобилей, поэтому, необходимо было разработать малолитражные автомобили. В СССР в те годы выпускали легковые автомобили на заводах ЗИС в Москве и ЗИМ в Горьком, еще выпускали МЗМА Москвич-400 и инвалидные коляски в Серпухове.
Разработка и проектирование малолитражного автомобиля началась в 1955 году в НАМИ (Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте) при активном участии Федора Александровича Реппиха. На мотоциклетном заводе Ирбита тоже мечтали о выпуске автомобилей.
Практика разработки легковых авто и кузовные работы на мотоциклетном заводе Ирбит не имелись. Специалисты в НАМИ полет фантазии Ирбитских конструкторов приземляли и для начала было создано несколько вариантов опытно–испытательной техники, которой было присвоено обозначение НАМИ-48 НАМИ-А50.
В 1955 году на будущем автомобиле «Белка» сзади установили двигатель от мотоцикла М-72 мощностью 22 л. с., пришлось облегчить кузов применили пластиковые панели. Для этого отказались от левой пассажирской двери и багажника. Чтобы сесть за руль, водитель должен был открыть дверь опрокидывая переднюю часть авто. Зимой или в дождь на такой «Белке» не захочется поездить.
Был упрощённый вариант «Белки» НАМИ-48, который разрабатывался для военных. При всем желании, военным упрощенная версия «Белки» не понравилась из-за слабого двигателя, который перегревался. Легкий автомобиль с задним приводом мог плавать, но из-за маленьких колес у него была не очень хорошая проходимость. В дальнейшем, в 1970 году известная японская фирма Honda начала выпускать модели Vamos схожие с проектом НАМИ-48.
Начали собирать в Ирбите еще один вариант НАМИ-032 автомобиля (механический мул) для военных ТПК (транспортер переднего края). В итоге проект ТПК передали Борису Михайловичу Фиттерману, лауреату Сталинских премий, бывшему главному конструктору ЗИС. Особенности автомобиля ТПК читайте ЗДЕСЬ.
Для выпуска легковых автомобилей необходимо было перестроить весь завод в Ирбите, и автомобиль «Белка» для выпуска имел много недоделок.
Всю документацию о разработках НАМИ-50 передали на завод МЗМА в Москву. В дальнейшем, в 1957 году на МЗМА разработали Москвич-444 с V-образным четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения. Для массового выпуска малолитражки Москвич-444 (ЗАЗ-695) был перепрофилирован в комбайновый завод Коммунар в городе Запорожье, историю выпуска смотрите ЗДЕСЬ.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"