Найти тему

Почему мы боимся изменений? Как к ним подготовиться?

Оглавление

Есть #изменения запланированные. Есть внезапные. А есть те, которых хочется - но они не случаются спонтанно, а запланировать не получается.

И проблема часто не в том, что мы не знаем, куда и как изменяться, а в том, что нам что-то постоянно мешает. Мешает перейти из привычной реальности в новую.

Вот некоторые #мысли об изменениях и подготовке к ним:

Что важно понимать про изменения:

1. Изменения - это всегда "страшно"

Изменяясь, мы переходим из стабильного состояния в некую хаотичную неизвестную область. Мы не понимаем новых правил, новых методов деятельности, новых мыслительных задач и т.д.

Неизвестность пугает. К тому же, нам кажется, что новая #реальность нестабильнее и опаснее, чем привычная. Хотя, по-факту, это мы нестабильны в новой реальности.

2. Мы не бываем полностью готовы к изменениям

Вполне логично, что мы волнуемся (побаиваемся) перед принятием изменений, потому что не готовы. Но наша готовность или неготовность - лишь иллюзия.

Определить, насколько мы в действительности готовы к изменениям (новой работе, семейным отношениям, переезду и т.д.) в полной мере можно только когда мы войдём в эти изменения и получим практический опыт. Таким образом, до перехода в новое состояние мы не готовы.

3. В старой реальности всегда остаются недоделки

У многих есть такая психологическая особенность - хочется всё доделать, завершить, переходить на новое место уже с "чистой совестью".

Видимо, это некоторый системный #эффект:

- как только элемент пытается покинуть систему, система предпринимает действия для удержания элемента.

Если Вы хотите, чтобы в жизни происходили изменения, будьте готовы оставить прежнюю систему в "небольшом беспорядке".

Как подготовиться к изменениям?

-2

1. Расти / изменяться в том направлении, которое мотивирует / вдохновляет / заряжает

Если изменения Вам нужны номинально, а не реально, то этот процесс будет неприятным. А может даже и болезненным. Расход энергии будет намного больше - придётся вкладываться как во внешнюю адаптацию, так и в преодоление внутреннего сопротивления.

Представьте: девушка выходит замуж не потому, что влюблена, а потому что "возраст уже подошёл", "не упустить бы мужика", "нехорошо быть одной" и т.д. В этом случае, когда в браке возникнут проблемы, работать над сохранением отношений у неё будет меньше мотивации из-за постоянных внутренних сомнений.

В случае с работой - если работа нравится, будет #энергия для преодоления трудностей, развития, переработки, освоения нового функционала и т.д. А если работа скучная, бесперспективная и не совпадает с жизненными ценностями - вместо драйва Вы получите "глубокую разрядку аккумулятора".

2. Переходите на новый уровень, когда имеете 50-70% нужных навыков

Дело в том, что для новой реальности у Вас никогда не будет хватать навыков (потому она и новая). И в старой стабильной реальности недостающие навыки не развить.

Но без навыков, без достаточной подготовки, новая реальность окажется слишком сложной для освоения и может избавиться от "неподходящего элемента".

Как понять, какой % навыков освоен? Пример для работы:

  • Берём интересующее описание вакансии;
  • Отмечаем, какие навыки у нас есть;
  • Отмечаем, в каких обязанностях есть хотя-бы минимальный опыт;
  • Отмечаем, по каким пунктам есть теоретические знания;
  • Отмечаем, что абсолютно новое;
  • Подсчитываем процентовку "навыки", "опыт", "знания", "зона роста";
  • Получаем эмпирическое представление нашей готовности.

То же самое и для других направлений изменения. Подобный экспертный анализ поможет психологически подготовиться к важному шагу, получить представление о направлениях развития и т.д.

3. Не перескакивать ступени

Не следует тормозить рост. Но и форсировать изменения может быть опасно. Слишком интенсивное развитие в одной области может привести к ухудшению в других областях. Например, интенсивная работа может ухудшить здоровье и семейные отношения.

-3

Помочь может принцип постепенного развития - переходим всего на один уровень выше. Закрепляемся там через несколько стабильных уверенных побед. И тогда готовимся к следующему переходу.

Например:

  • Сначала пишем в школе контрольные по математике на 5, готовимся к школьной олимпиаде;
  • Пишем школьную олимпиаду, пишем вторую-третью;
  • Пишем городскую олимпиаду;
  • Пишем краевую олимпиаду;
  • Пишем Российскую олимпиаду;
  • Побеждаем в Российской олимпиаде;
  • Побеждаем на международной олимпиаде;
  • Поступаем в универ на матфак (возможно, даже не в РФ).

Выводы:

1. Изменения - это всегда страшно, мы к ним не готовы и изменяясь, оставляем в старой реальности "хвосты";

2. Залог успешных изменений - личная заинтересованность (мотивация), предварительный анализ, ступенчатость и постепенность.