Найти в Дзене
MEDIA-MIG

Анатолий Выборный: «Наше миграционное законодательство стало одним из лучших в мире»

Фото предоставлено Анатолием Выборным
Фото предоставлено Анатолием Выборным

В последнее время проблема мигрантов и миграции вновь стала очень актуальна. С одной стороны, российская экономика ощутила острую нехватку рабочих рук после начала пандемии коронавируса и закрытия границ. С другой, неоднократно говорилось о том, что в России рады только тем иностранным гостям, кто готов соблюдать закон, а также знать язык и культуру. Да и происшествия с участием граждан из стран ближнего зарубежья участились: нападения, массовые драки, разбои. Так возможно ли мирное сосуществование жителей России и гастарбайтеров? Что предпринимается, чтобы обезопасить россиян от агрессивного поведения мигрантов и какие условия складываются для тех, кто готов работать честно? Какие задачи на законодательном уровне удалось решить, а что еще только предстоит сделать? На эти и другие вопросы по наиболее актуальным проблемам миграционной политики ответил в эксклюзивном интервью «МЕДИА-МИГ» депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

Анатолий Борисович, если посмотреть на ситуацию с мигрантами лет 10 назад и сейчас, какие изменения произошли, чего удалось достичь?

– На самом деле, изменений достаточно много. Наше миграционное законодательство, на мой взгляд, если объективно, стало одним из лучших в мире. Сегодня оно более чем совершенно, упорядочено и прозрачно. На этот счет принят целый ряд законодательных мер. К примеру, криминализирована организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан, предусмотрен обязательный экзамен по русскому языку для получения разрешения на временное проживание, введена обязательная дактилоскопия, фотографирование и медосмотр для прибывших в безвизовом режиме.

При этом неизменными остаются две вещи. Во-первых, Россия по-прежнему привлекательна для иностранных работников. А во-вторых, государственная политика в сфере миграции равным образом направлена как на обеспечение национальной безопасности, так и на обеспечение прав конкретного человека и гражданина, на сохранение межнациональной стабильности в обществе в целом.

В последние годы главной задачей было вывести из тени потоки мигрантов и сделать их пребывание в стране законным. Проведена колоссальная работа по совершенствованию работы миграционной полиции и миграционных центров, которые разрушили подпольную систему посредников. Удалось практически победить такое явление, как «резиновые квартиры». Напомню, что с 2013 года за нарушение правил регистрационного учета по месту жительства или пребывания введена уголовная ответственность до трех лет лишения свободы. Наведен порядок на рынках и продовольственных базах. Другими словами, в настоящее время миграционные потоки в целом отрегулированы.

Сравнивая миграционное законодательство тогда и сейчас, я бы выделил три определяющих тренда. Во-первых, это усиление государственного контроля за миграционными потоками. Во-вторых, ужесточение ответственности для тех, кто нарушает миграционное законодательство. И в-третьих, создание благоприятных условий для переселения из-за рубежа наших соотечественников, а также законопослушных иностранных граждан, которые хотят здесь честно работать и они любят и ценят Россию не меньше, чем свою малую родину.

Тем не менее на месте мы не стоим. Сейчас, например, в Госдуме рассматривается законопроект, согласно которому постоянно проживающим в нашей стране иностранцам наравне с россиянами будут компенсировать ущерб имуществу и здоровью в результате чрезвычайных ситуаций. Другой законопроект предусматривает новые режимы пребывания иностранцев. В частности, они смогут изменить цель пребывания, например с частной на рабочую, не выезжая из России. Ведь каждый раз делать это дорого, что вынуждало многих переходить на нелегальное положение.

В одном из интервью Вы говорили, что проблемы в основном возникают с теми, кто игнорирует российское законодательство и отягощен преступным прошлым. Есть ли способы вычислять таких людей и препятствовать их появлению на территории России?

– Есть достаточно эффективные превентивные меры, которые, к слову, действуют на всем пространстве Организации договора о коллективной безопасности. Например, благодаря принятым модельным законам в рамках Организации, нам удалось создать единое правовое поле, выработать совместные действия против террористов и наркоторговцев. Теперь преступник будет задержан уже на границе и ему не удастся отсидеться в соседней стране, заметая следы.

Каналы незаконной миграции активно используются представителями международных террористических и экстремистских организаций. В связи с этим увеличение потока въезжающих на территорию России порождает новые угрозы, связанные с организованной преступностью. Поэтому в фокусе повышенного внимания правоохранителей и спецслужб — пресечение появления у нас таких криминальных элементов, которые желают воспользоваться в своих преступных целях анонимностью пребывания, высокой мобильностью и безвизовым режимом въезда.

В целом есть основания говорить о том, что в обозримом будущем отсекать нарушителей станет проще. Например, очень перспективной в этом плане мерой превенции может стать введение обязательной геномной регистрации для трудовых мигрантов. Также по инициативе МВД прорабатывается вопрос о создании реестра недобросовестных приглашающих лиц. В черный список попадут компании, помогающие въехать в нашу страну иностранцам с криминальным прошлым или привлекающие мигрантов к незаконной деятельности.

Вы уже упоминали о том, что Госдума приняла поправки в закон, которые сделали обязательными дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медосмотр для всех иностранцев, прибывших на территорию РФ по безвизу и живущих здесь в течение длительного срока. Можно уже сказать, как эти нововведения работают на практике?

– Закон вступил в силу 29 декабря 2021 года, так что анализ правоприменения пока делать рано. Даст ли он больше защищенности и возможность снижения преступности? Несомненно. Большинство преступников совершают преступления, полагая, что смогут скрыться от правосудия. С осознанием неизбежности наказания преступность среди иностранных граждан снизится. Более того, будут изолированы и впоследствии навсегда депортированы те, кто уже совершил преступление или продолжает их совершать на территории нашего государства.

Насколько сейчас ощущается нехватка трудовых мигрантов из-за ситуации с коронавирусом? И не получится ли так, что из-за нововведений, о которых шла речь в предыдущем вопросе, их количество еще больше уменьшится? Ведь еще год назад президент РФ Владимир Путин, напротив, поручил правительству проработать процедуру упрощенного въезда иностранцев для работ на стройке.

– Каждый десятый рабочий в России — трудовой мигрант. И для них принимаемые меры действительно направлены на упрощение процедуры въезда. Но это касается только тех, кто имеет намерение честно и добросовестно трудиться. Наряду с этим, например, в целях минимизации преступности среди мигрантов в Москве также разрабатывают план по отказу от труда мигрантов на стройках столицы. А три региона уже ввели запрет на работу мигрантов в отдельных сферах экономики.

Может ли Россия сегодня полностью отказаться от иностранной рабочей силы? Думаю, что нет.

Миграция — естественный процесс. Поскольку человеку свойственно искать лучшие условия для себя и своих детей. По данным МВД, ежегодно порядка 17 млн граждан других государств въезжают в нашу страну, а постоянно находятся здесь более 10 млн. При этом приток мигрантов в Россию растет, и в прошлом году он стал на треть больше, чем в 2020 году.

Москва — лидер по привлечению мигрантов в экономику, у нас сконцентрировано примерно 30% от общей численности иностранных граждан в стране. Сейчас эта категория лиц существенно пополняет бюджет Москвы, ежегодно это порядка 17 млрд рублей. Для сравнения, по всей России доход от продажи патентов в среднем около 50 млрд рублей в год.

Что касается нововведений, то они значительно упрощают оформление документов для добропорядочных иностранных граждан, которые не нашли себе применение на родине и уезжают в Россию — более привлекательную страну, более экономически стабильную, благополучную и безопасную. Плюсы еще и в том, что постепенный перевод баз мигрантов в цифровой формат позволит навести порядок в документообороте в целом.

Еще несколько лет назад Россия сильно отставала по уровню информационных систем учета трудовых мигрантов. В тени оставалось более 60% приехавших в РФ на работу. Сейчас, например, в Москве сформирована современная цифровая экосистема, которая позволяет расследовать более 70% правонарушений. Как показывает статистика, мигрантами совершается примерно 20% от общего количества преступлений в столице.

Согласны ли Вы с утверждением о том, что количество преступлений, драк, иных противоправных действий с участием мигрантов находится в прямой зависимости от количества нелегальных мигрантов в стране? Т. е, чем больше будет легальных мигрантов, тем меньше будет с ними проблем. Или здесь нет прямой зависимости?

– На этот счет мы сделали определенные выводы из миграционного кризиса в Европе, где проблема стоит гораздо острее. Так вот, главной причиной такого роста криминальной активности является неконтролируемая миграция.

В связи с чем контроль легитимности нахождения мигрантов в России — вопрос общей безопасности. Вы только представьте себе: у нас ежегодно свыше 30 тыс. иностранных граждан привлекается к ответственности только за нарушения миграционного законодательства. В этих условиях прежде всего необходимо добиться неукоснительного исполнения закона о том, что мигранты должны знать нашу культуру и русский язык, что необходимо для их социализации. У иностранцев, приезжающих на работу в Россию, должны быть документы с подтверждением, что они будут здесь трудиться. При этом место регистрации должно совпадать с фактическим местом их пребывания.

Надо сказать, что мощным сдерживающим фактором против правонарушений со стороны мигрантов (легальных и нелегальных) стал институт выдворения. За счет этого, например, в Москве удалось снизить преступность среди мигрантов на треть. Участники массовых драк теперь задерживаются на 15 суток и подвергаются административному выдворению. Все высланные правонарушители не могут вернуться в Россию в течение 10 лет, а въехать по поддельным документам стало еще более затруднительно из-за введенной дактилоскопической регистрации.

Также Вы говорили, что одна из главных проблем, наряду с преступностью, это нелегальные общежития и хостелы для мигрантов. Насколько с ней удается справиться?

– Наличие нелегальных мигрантов на территории моего округа является актуальным вопросом. На личных приемах и встречах я разъясняю своим избирателям механизм их действий при подозрении на нелегальное проживание мигрантов, а также оказываю содействие в решении точечных обращений. Локальные нарушения отрабатываем при взаимодействии с органами правопорядка и прокуратуры.

Так, в свое время нам удалось закрыть нелегальные хостелы в Чертаново и Ясенево. Сейчас пытаемся поставить точку в вопросе с проблемной квартирой на 2-й Вольской улице, которую собственник сдает иностранным гражданам, и стихийно возникшее там, по сути, общежитие, нарушает права и интересы соседей. Обращение от них поступило этим летом в центральную приемную «Единой России» в Москве. Проблема «ночлежек» для мигрантов в жилых домах, к сожалению, еще сохраняется. Постояльцы мешают окружающим и часто ведут себя агрессивно.

С целью защиты прав жителей многоквартирных домов мы внесли в Госдуму законопроект, который в СМИ уже назвали законом о тишине. Он, в частности, поможет усилить ответственность владельцев квартир, чтобы именно они отвечали рублем в случае, если квартиросъемщик шумит по ночам, заливает соседей снизу, портит внутридомовое имущество и так далее.

А как быть с рынками типа «Садовода»? Насколько их существование осложняет или не осложняет криминогенную обстановку?

– Не секрет, что зачастую именно несовершенство законодательства толкает людей на правонарушения. Излишние сложности в оформлении разрешений дают почву для коррупции, заставляют приезжих уходить «в тень», искать пристанище в анклавах на тех же рынках, а при форс-мажорных ситуациях — толкают на преступление. Но теперь целый ряд законов для борьбы с нелегалами принят, и нужно добиваться адекватного правоприменения.

Во-первых, смещать акценты с национальности на само правонарушение и самих правонарушителей. По данным правоохранителей, на таких рынках создаются нелегальные «криптовалютные фермы», так что в этом аспекте тоже скрыт корень зла.

Во-вторых, добиваться неотвратимости наказания. Если мы сможем сделать так, чтобы каждый приезжий понимал, что в случае совершения правонарушения он в обязательном порядке будет нести наказание и путь в Россию ему будет закрыт на многие годы, то преступлений с их участием будет намного меньше.

В-третьих, обеспечить исполнение правил, которые установили как выдворение, так и запрет на въезд в Россию тех лиц, которые привлекались к разным видам ответственности, прежде всего уголовной.

В-четвертых, необходима ДНК-экспертиза для трудовых мигрантов в целях исключения случаев, когда под видом добропорядочного труженика к нам приезжает ранее судимый.

В-пятых, надо формировать высокую правовую культуру среди мигрантов и их личную гражданскую ответственность. В этой связи крайне важным представляется популяризация русского языка, наших традиций и нашей культуры, а также истории России. Это поможет им быстрее социализироваться, тем более что огромный период истории у нас общий, и многие общие ценности мы унаследовали с советских времен.

Как, на Ваш взгляд, россияне в целом относятся к трудовым мигрантам: негативно, настороженно, нейтрально?

– Согласно ВЦИОМу, за последние полтора десятилетия россияне стали лучше относиться к труду иностранцев в различных областях экономики. Более половины согласны с тем, что трудовые мигранты восполняют нехватку рабочих рук на малоквалифицированной и низкооплачиваемой работе.

Лично по моим наблюдениям, были даже периоды, когда казалось, что у нас проблема миграционных отношений осталась позади (особенно на контрасте с миграционным кризисом в Европе). Постепенно начал уходить в прошлое негативный образ мигранта — эдакого чужака, отнимающего работу у местных, и вечного героя криминальных хроник. Но в последние год–два, если верить опросам, и особенно после череды резонансных конфликтов с участием уроженцев бывших союзных республик, эту проблему общество снова выносит на первый план.

И все же вопрос о том, нужны ли нам мигранты или нам нужно воспринимать их как угрозу национальной безопасности, достаточно спорный и деликатный. Есть плюсы и минусы, аргументы за и против. Нельзя категорично ставить вопрос: или–или. Нередко слышу на встречах с жителями мнение о том, что «каждый по отдельности мигрант — вроде бы и неплохой человек». Но когда они «сбиваются в стаи», это воспринимается как опасность.

Слышал от автомобилистов, и не раз, добрые слова в адрес водителей-азиатов и кавказцев. На трассе в патовой ситуации зачастую именно они безотказно остановятся и придут на помощь, как ни странно, в отличие от наших «мажоров на крутых тачках» с модными номерами.

Идеальный трудовой мигрант для Вас: какой он?

– Идеальный трудовой мигрант — это понятие умозрительное. Как и не бывает идеальных граждан или руководителей. Однако стремиться к улучшению качества трудовых мигрантов можно и нужно. При этом также необходимо, чтобы появились идеальные сотрудники миграционных служб, исчезли мошеннические схемы, с помощью которых жулики зарабатывают на легализации мигрантов. Идеальные работодатели, которые не «кинут» с зарплатой и будут платить налоги за сотрудников. То есть совокупность факторов, все должно совпасть.

Человек, который хочет приехать и честно работать в России, должен быть к этому шагу готов. Это должно быть не просто желание «махнуть на заработки», а достаточно серьезная подготовка. Чтобы у себя на родине человек заранее изучил наше законодательство. Знал бы нормы права, защищающие законопослушного трудового мигранта, чтобы ему было легче адаптироваться в чужой стране. Понимал и принимал нашу культуру и обычаи. Имел желание честно работать и интегрироваться в наш социум. Изучил наш язык настолько, чтобы понимать, к примеру, разницу между фразами «пересечь границу страны» и «перейти всякие границы».

Больше о трудовой миграции в России и мире читайте на нашем сайте MEDIA-MIG.ru