Найти тему

В чем смысл военных багги?

Оглавление

Продолжу тему военного транспорта. Речь пойдет о багги и их применении в вооруженных силах. О том, насколько они могут быть эффективны в современных военных реалиях.

Привет всем, кто подписан на канал и тем, кто только собирается это сделать. Начну с того, что на идею для этой публикации меня натолкнул сра... спор, в одной из тематических групп в социальной сети. Публикация была посвящена очередному российскому военному багги. В чем суть: появилось два лагеря с диаметрально-противоположными мнениями.

Первый с пеной у рта доказывал, что багги - это манна небесная, решение всех проблем армий, мобильность наше все и так далее. Второй - истерично утверждал, что багги - это только для картинок, компьютерных игр и вообще в армии не должно быть ничего, в чем видно экипаж техники.

Фото Яндекс Картинки
Фото Яндекс Картинки

Давайте попробуем разобраться, раз уж багги появились и закрепились в нашей с вами армии. Сначала о материально-технической части. У кого что есть и как давно используется.

Немного истории

Своими корнями багги уходят в 50-е годы. Принято считать, что багги - впервые появились в автомобильной столице мира - США. Парни там развлекались как могли, кто-то строил хот-роды, а кто-то просто брал дешевого VW Bug - он же Kafer, он же Жук, срезал с него все лишнее и гонял там, где волки ходить бояться.

Военные долго смотрели на эти развлечения, но применения не находили вплоть до 70-х годов. Именно тогда им пришла мысль, что имеющийся у них M151 это конечно хорошо, но так быстро, как хотелось бы. А хотелось очень быстро.

Фото Яндекс Картинки. M151
Фото Яндекс Картинки. M151

Пентагон озвучил желание и естественно, что все кинулись его исполнять. Лучше всех исполнила компания Chenowth, предложив классическую компоновку багги с возможностью установки на нее различного вооружения. Название придумали крутое, как и принято у звезно-полосатых - Fast Attack Vehicle (FAV), что в переводе означает "быстрая ударная машина".

Первая FAV в музее. Фото - Яндекс Картинки
Первая FAV в музее. Фото - Яндекс Картинки

Компания Chenowth - это не кто-то там с горы, а участники различных ралли-марафонов, в том числе и Париж-Дакар. Естественно, что руки у них росли оттуда, откуда надо и машинка получилась удачной. Хоть и с мотором от Volkswagen. Мощность около 200 л.с.. Хотели быстрее - получите.

Изначально планировалось, что такие багги будут контролировать границы США, но тут под руку подвернулся Кувейт с Ираком и их конфликт. Естественно, что "дядя Сэм" не упустил возможности принести мир на Ближний Восток. Первым боевым крещением багги стала "Буря в пустыне". Машина показала себя хорошо и была принята на вооружение США, а затем подтянулись и другие страны.

А что сейчас?

Сейчас военные багги есть у всех уважающих себя стран. Если кто-то их не производит, то покупает где-то на стороне. У ее Величества есть Springer, в Израиле Tomcar, в Бразилии Chivunk и так далее. Это говорит о том, что создание и принятие на вооружение боевых багги - вовсе не попытка угнаться за родоначальниками этого класса боевых машин. Это необходимость в реалиях современных войн.

Китайский FAV - 1. Фото Яндекс Картинки
Китайский FAV - 1. Фото Яндекс Картинки

Применение

И вот мы дошли до главы, из-за которой развернулся жаркий спор клуба знатоков и из-за которого я взялся за этот материал. Начну с плюсов подобной техники.

Мобильность

Перебросить такую технику в район, где она необходима, можно на всем, чья грузоподъемность выше 1-2 тонн. Багги, конечно, бывают разные, но в основном это очень легкие машины. Незаметно притащить куда-нибудь "Тигр" или даже УАЗ - не настолько простая задача. Мобильность крайне важный фактор для тех, кому предназначается эта техника - бойцам СпН.

Скорость и управляемость

Ни одна военная сухопутная техника не может сравниться по этим параметрам с багги. Я конечно понимаю, что разогнать за 100-ку можно и "Тигр", но что будет при необходимости резкого маневра, например в лесной местности? Правильно. В лесу появится новая просека, проделанная этим же "Тигром".

С багги таких проблем нет. Очень низкий центр тяжести позволяет ей уверенно себя чувствовать практически везде и на всех режимах движения. С той оговоркой, если водитель дружит с головой. Всем известно, что с дури можно "поставить на уши" любую технику, даже картинг.

Скорость и маневренность еще два фактора, без которых не могут действовать бойцы СпН. Суть крайне проста - быстро прибыть на точку, выполнить работу и крайне быстро свалить. Все мы прекрасно понимаем, что "УАЗ", "Хаммер" или "Тигр" никак не сочетаются со словом "быстро". Да еще и под вероятным огнем противника, когда приходится маневрировать.

Багги Чаборз М6. Фото Яндекс Картинки
Багги Чаборз М6. Фото Яндекс Картинки
Багги Чаборз М3. Фото Яндекс Картинки
Багги Чаборз М3. Фото Яндекс Картинки

Стоимость и время производства

Не трудно догадаться, что разработка и производство таких машин стоит в разы дешевле, чем того же внедорожника. Тем более, что зачастую там используются агрегаты гражданской техники. В современных реалиях, особенно в России, стоимость производства - это крайне важный фактор.

Теперь о минусах

Он один - отсутствие защиты экипажа. От слова "совсем". При попадании в какую-нибудь серьезную заварушку бойцам остается надеяться только на мастерство водителя, индивидуальные средства защиты и криворукость противника.

Еще одним доводом противников такой техники является ее отсутствие на кадрах с военной операции на Украине. Тут можно сказать одно, если чего-то не видно, не значит, что этого там нет. Я крайне сомневаюсь, что чеченцы отказались от возможности обкатать свои "Чаборзы" в боевых условиях.

По скромному мнению автора - военные багги имеют очень большие перспективы развития, особенно в высокомобильных частях и подразделениях.

Кстати, первым, кто создал военный багги в России, был Герой России гвардии подполковник Анатолий Лебедь. Свою машину он продемонстрировал еще в 2010 году и утверждал, что такая техника обязательно нужна армии России. Не доверять словам боевого офицера с колоссальным опытом боевых действий причин нет и быть не может. Как можно увидеть по фото - багги был построен на агрегатах "Нивы".

Багги Героя России гв. подполковника Анатолия Лебедя. Фото Яндекс Картинки
Багги Героя России гв. подполковника Анатолия Лебедя. Фото Яндекс Картинки
Багги Героя России гв. подполковника Анатолия Лебедя. Фото Яндекс Картинки
Багги Героя России гв. подполковника Анатолия Лебедя. Фото Яндекс Картинки

На этом откланиваюсь. Мирного неба над головой. Si vis pacem, para bellum.

#военная техника #армия #армия России #оружие #автомобили