Найти тему
АвиаОбоз

Российские самолеты могут остаться на земле из-за дефолта лизинговых компаний

Лизинговые компании вынуждены отзывать самолеты у российских авиакомпаний, стоимость которых оценивается в миллиарды долларов, поскольку санкции, введенные в связи с военным конфликтом в Украине не позволяют использовать арендованные самолеты.

Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg

Санкции Евросоюза объявленные в воскресенье, запрещают поставки товаров и технологий, связанных с авиацией. Самолеты также не могут быть застрахованы. Это означает, что лизинговые компании должны расторгнуть все контракты с российскими авиакомпаниями в течение месяца, сказал высокопоставленный руководитель отдела лизинга самолетов.

Согласно анализу компании IBA, которая консультирует авиакомпании, авиапроизводителей, банковский сектор и лизингодателей, более 50 процентов действующих коммерческих самолетов, работающих в России, арендуются, в основном, у компаний, базирующихся за рубежом. В это число входят десятки самолетов «Аэрофлота».

IBA Group — альянс компаний, специализирующихся в области информационных технологий, производителей и поставщиков решений и услуг в ИТ-сфере в странах Восточной и Центральной Европы.

По данным IBA, лизинговая компания AerCap Holdings NV из Дублина наиболее подвержена коллапсу - она имеет 152 самолета в России и Украине, рыночная стоимость которых приближается к $2,5 миллиарда.

Еще до решения Евросоюза российские перевозчики столкнулись с испытанием, пытаясь заплатить за арендованные ими самолеты. По словам президента IBA Phil Seymour, в связи с тем, что российские банки также попали под санкции, а США, Евросоюз, Великобритания и Япония предпринимают шаги по исключению некоторых банков из системы SWIFT, авиакомпаниям может быть сложно сделать взносы за март.

«Существует реальный риск дефолта уже в марте», — сказал Phil Seymour в телефонном интервью. «Лизинговые компании осознают, что по мере введения санкций удавка будет еще более затянута, и необходимо будет принять решения».

Конфискация самолетов

Возврат уже имеет место. Европейский арендодатель отзывает три самолета Boeing 737 авиакомпании "Победа", сообщил "Интерфакс" со ссылкой на неназванный источник.

РБК отдельно сообщило, что ирландская лизинговая компания конфисковала самолет В737 «Победы» в стамбульском аэропорту со ссылкой на неназванный источник.

Лизинговые компании

После упомянутой AerCap Holdings NV из Дублина, наиболее крупными лизинговыми компаниями являются SMBC Aviation Capital, дублинское подразделение японской Sumitomo Mitsui Financial Group, сингапурская BOC Aviation Ltd. и Air Lease Corp. из Лос-Анджелеса.

Санкции коснутся большей части летательных аппаратов BOC Aviation в России, сообщил представитель крупнейшего лизингодателя в Азии в ответе Bloomberg. Компания заявила, что ее политика заключается в соблюдении всех законов, применимых к ведению бизнеса. У нее 18 самолетов в лизинге у четырех российских перевозчиков — «Аэрофлота», «Уральских авиалиний», S7 и AirBridgeCargo. Еще один самолет в аренде у авиакомпании «Россия».

По словам Phil Seymour, российская лизинговая компания GTLK занимает второе место по количеству коммерческих самолетов и вертолетов, включая Sukhoi Superjet 100.

По данным консалтинговой фирмы Avitas, у AerCap 96 самолетов в лизинге у "Аэрофлота" и 17 у "Победы", что соответствует примерно 5 процентам общего парка базирующейся в Дублине компании.

Возможные аресты судов

Усилия по возврату самолетов возможно будут облегчены тем фактом, что большое количество российских самолетов зарегистрировано в других странах, и на этом будут настаивать арендодатели, когда есть сомнения в возможности вернуть их.

По данным IBA, 713 арендованных российских самолетов зарегистрировано на Бермудах и еще 34 — в Ирландии. Из 158 самолетов, зарегистрированных в самой России, 11 принадлежат иностранным банкам или арендодателям, остальные принадлежат российским организациям.

Авиакомпании могут усложнить возврат, попросив лизингодателей забирать самолеты из Москвы, а не перегонять их, например, в Дубай. Тем не менее, по словам Phil Seymour, российские авиакомпании, скорее всего, будут сотрудничать, чтобы обеспечить нормальное сотрудничество в будущем.

Ограничения воздушного пространства

У арендодателей могут быть разные основания для конфискации самолетов, независимо от санкций или выплат за пользование. Они могут посчитать себя скомпрометированными из-за развивающейся ситуации или решить, что самолет находится в опасности сейчас или в будущем.

Контракты на аренду самолетов обычно содержат пункт о неблагоприятных изменениях, и лизинговые компании могут настаивать, что закрытие воздушного пространства и санкции, наложенные на российских перевозчиков, являются именно нарушением этого положения. По словам Phil Seymour, это позволит им объявить дефолт и вернуть свои самолеты.

В то время как российские авиакомпании пострадали от закрытия воздушного пространства, что серьезно мешает им работать в западном направлении, около 65 процентов рынка составляют внутренние рейсы, на которые эти меры в целом не повлияли. По словам IBA, это означает, что спрос на самолеты все будет, особенно после того, как страна пережила один из самых сильных подъемов на путешествия после коронавируса.

Источник: Bloomberg

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале