— Геронда, может что-то «растормошить на молитву» сильнее, чем страдания людей?
— Ты права. Но если думать о людских страданиях «в общем и целом», то пользы от этого немного. Молясь, вспоминай лучше о конкретных людях, которым прямо сейчас очень тяжело.
Вы читаете отрывок из шестого тома «Слов» преподобного Паисия Святогорца «О молитве». Ссылки на бумажные и электронные книги преподобного Паисия Святогорца в конце статьи
Поступая так, ты начнёшь сострадать им, и молитва твоя станет сердечной. Оттолкнись от какого-нибудь случая, или от происходящих сейчас событий, которые больше всего беспокоят твоё сердце, а потом думай и о других страдальцах.
Скажем, на любой войне много несчастных раненых. Если ты можешь сопереживать всем пострадавшим, даже не видя их, — это большое дело. Но если тебе трудно сопереживать им заочно, то можно поступать так: увидев, как человек, скажем, порезал палец, ты начинаешь размышлять: «Господи, как же ему больно! А если бы он не палец порезал, а стал инвалидом, остался без руки или без ноги?! А сколько уже живёт на свете таких несчастных, у которых нет рук или ног и сколько теряет их прямо сейчас!..»
Согласись, ведь одно дело просто услышать в абстрактных новостях, что где-то поезд сошёл с рельсов, и другое — увидеть своими глазами сошедший под откос состав и множество погибших и изуродованных людей. Так, с болью молясь о конкретных страданиях, ты и сама получаешь помощь, и ближнему помогаешь.