Найти тему
1,5K подписчиков

Mayhem – Grand Declaration of War (2000). Самый резонансный альбом группы

605 прочитали

Творческий путь Mayhem складывается чрезвычайно интересно. Группа появилась в 1984 году, но выпустила «Grand Declaration of War», свой второй полноформатник, лишь в 2000-м. При этом в начале 90-х Mayhem являлись движущей силой всего норвежского блэка, ведь влияние группы распространялось посредством репетиционных записей, живых выступлений, а также красноречия первоначального лидера формации - Евронимуса.

В метал-сообществе за Mayhem прижился статус «отцов» норвежского блэка, который никуда не делся даже несмотря на то, что Евронимус был убит в 93-м, а с 94-го группа продолжила деятельность с тогда ещё неизвестным гитаристом - Бласфемером. Остальными участниками обновлённого состава стали те, кто успел в разное время поиграть в Mayhem под предводительством Евронимуса: басист Некробутчер, ударник Хэллхаммер и вокалист Маньяк.

Состав 1994-2004 гг, слева-направо: Бласфемер, Маньяк, Некробутчер, Хэллхаммер
Состав 1994-2004 гг, слева-направо: Бласфемер, Маньяк, Некробутчер, Хэллхаммер

Первый крупный релиз Mayhem после реюниона - мини-альбом «Wolf’s Lair Abyss» (1997), на котором материал пребывает в рамках классического блэка, за исключением отдельных эпизодов. Яростный «Wolf’s Lair Abyss» будто бы олицетворяет давление, с которым участникам Mayhem приходилось справляться в тот период. Тематика миньона антихристианская, преподнесённая с философской позиции. «Grand Declaration of War» концептуально является продолжением «Wolf’s Lair Abyss», но в музыкальном плане альбом 2000-го кардинально отличается от всего, что Mayhem когда-либо выпускали.

Во второй половине 90-х в блэке начали активно набирать обороты, с одной стороны, экспериментальные течения, а с другой - коммерчески ориентированные образцы звучания. Метал-сообщество зачастую смотрело на происходящее примитивно, разделяя всех блэк-метал исполнителей на «истинных» и «продажных». От Mayhem многие, разумеется, ожидали традиционного блэка, поэтому консервативные фанаты приняли в штыки экспериментальный «Grand Declaration of War».

Обложка оригинального издания «Grand Declaration of War»
Обложка оригинального издания «Grand Declaration of War»

Среди бурно развивающихся подстилей блэк-метала конца 90-х необходимо отметить индастриал-блэк, о происхождении которого я уже рассказывал. Норвежская сцена осуществила колоссальный вклад в зарождение оной ветви. Среди прочих, важные работы выпустили Mysticum, Helheim, Satyricon, Dødheimsgard, Thorns. Mayhem тоже внесли свою лепту, «Grand Declaration of War» - типовой представитель индастриал-блэка.

Релиз альбома состоялся 1 мая 2000 года на лейбле Season of Mist. В начале 2000-х определения многих терминов «плавали» ещё больше, чем это происходит сегодня, поэтому изначально мало кто рассматривал «Grand Declaration of War» в контексте индастриал-блэка. В своё время альбом популяризовал такое понятие, как «пост-блэк-метал». Подробнее об оном явлении я тоже рассказывал ранее.

Творческий путь Mayhem складывается чрезвычайно интересно. Группа появилась в 1984 году, но выпустила «Grand Declaration of War», свой второй полноформатник, лишь в 2000-м.-3

Материал «Grand Declaration of War» исполнен технично и записан чисто. Влияние индастриала прослеживается в структурах композиций, в манере исполнения гитарных партий, в подаче электроники. Риффы механизированные и закрученные, изобилующие диссонансами, что предвкушает тренды грядущих десятилетий. Ритм-секция механичная, нередко маршевая, что сделано целенаправленно, дабы создать милитаристскую эстетику и воинственное настроение, таким образом выражая протест в адрес христианства.

Музыку «Grand Declaration of War» бросает от техногенных маршевых мотивов среднего темпа до скоростного и психопатического шторма. У альбома много общего с Dødheimsgard «666 International». Подобная манера станет основополагающей для многих индастриал-блэк-метал исполнителей. Разнообразие «Grand Declaration of War» также доходит до вокала, представляющего собой ядовитый скриминг, чистые распевы и харизматичные декламации.

Первая половина альбома звучит напористо и более-менее похоже на блэк. Во второй половине - полно смелых экспериментов, иногда и вовсе далёких от метала. Например, композиция «A Bloodsword and a Colder Sun (Part II)» представляет собой мрачный трип-хоп, а на «Crystalized Pain in Deconstruction» присутствует пассаж с речитативом. Под конец альбома эксперименты доходят до гротеска: вторая часть «To Daimonion» не содержит практически ничего, кроме тишины, а третья - семисекундный «пустой» отрезок.

Обложка переиздания «Grand Declaration of War», 2018
Обложка переиздания «Grand Declaration of War», 2018

«Grand Declaration of War» - интересный альбом, особенно учитывая время его выхода. Конечно, в 2000 году в кругах блэк-метала встречалось уже немало специфических творений, но надо понимать, что Mayhem находились в непростом положении, ибо востребованность формации породила определённые ожидания. Группа вопреки всему не стала пытаться сдирать стиль своих прошлых работ, чтобы удовлетворить целевую аудиторию, вместо чего она сыграла то, что ей хотелось. Творческий подход Mayhem привёл к созданию запоминающейся работы, и это главное.

После выхода «Grand Declaration of War» альбом частенько осуждали, но со временем какое-никакое признание работа заполучила. Конечно, ни один полноформатник Mayhem не сравнится по востребованности с дебютным опусом, «De Mysteriis Dom Sathanas», но в любом случае репутация «Grand Declaration of War» изменилась в положительную сторону. В 2018 году Season of Mist выпустили ремастированное издание альбома.

#black metal #industrial metal #метал (музыка) #рок #музыка #экспериментальная музыка #музыкальные альбомы #обзоры