В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 58.
Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!
2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.
10 000 остановок. 30 000 фотографий.
6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.
Все реки. Все стелы областей, районов, городов.
Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.
В этой части:
Автодорога: Региональная автодорога 36К-851 Самара – Похвистнево (часть бывшей автодороги Р225 Самара – Бугуруслан).
Участок маршрута: Похвистнево – Малое Ибряйкино – Венера.
Населённый пункт: город Похвистнево.
Расстояние маршрута в населённом пункте: 8 км.
Федеральный округ: Приволжский федеральный округ.
Регион: Самарская область.
Административный район: Городской округ Похвистнево.
Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина) → Поволжье → Среднее Поволжье → Заволжье.
Рельеф местности: Высокое Заволжье → Юго-Западные отроги Бугульминско-Белебеевской возвышенности → Кинельские яры.
Часовой пояс (время по отношению к московскому): + 1 час.
= на всех фотографиях время московское, часы не переводил =
День в пути: 5-й день.
Стела «Похвистнево» (г.Похвистнево, улица Бережкова / трасса Р225, 154-й км).
«Похвиçнĕ хули – Самар облаçĕн Похвиçнĕ районĕн администраци центрĕ, Самар-Ĕпхӳ чукун çулĕн чарăнăвĕ». В переводе с чувашского эта фраза означает: «Город Похвистнево – административный центр Похвистневского района Самарской области на Самаро-Уфимской железной дороге», а не то, что вы подумали. В этой части моего рассказа мы проедем по юго-восточной окраине города, направившись к самой границе Самарской и Оренбургской областей, для чего, собственно говоря, сейчас и вернулись к тому месту, откуда и начинали наше знакомство с ним две части назад – к стеле «Похвистнево», установленной на трассе Р225 у юго-западного въезда в город. Если в следующий раз, когда вы будете повторно перечитывать весь мой рассказ от начала до конца, вам не захочется снова заезжать в Похвистнево, достаточно будет просто пропустить выпуски №56 и №57, и, перейдя сразу к этой части, спокойно читать дальше уже отсюда.
Микрорайон «Южный» (г.Похвистнево, трасса Р225, 154-й км).
Проехав по автодороге Самара – Бугуруслан стелу «Похвистнево», слева можно увидеть жилой микрорайон «Южный», состоящий примерно из 60-и коттеджей, отделённых от оживлённой трассы зелёной лужайкой, именуемой не иначе как 100-метровой санитарно-защитной полосой. Этот микрорайон был образован в 2007 году и изначально планировался как коммерческий проект, но поскольку цена за жильё оказалась высокой и добровольцев на приобретение недвижимости не нашлось, в связи с нерентабельностью стройку пришлось приостановить. Позже администрация города решила расселить тут переселенцев из ветхого жилья, многодетные семьи и прочих бюджетников, благодаря чему стройка возобновилась, и в 2011-2013 годы здесь появились коттеджи, рассчитанные на несколько квартир. Так, например, двухэтажные дома №20, 21 и 22, которые мы видим на фотографии на первой линии параллельно трассе слева направо, были построены в 2012 году. А вот панельные пятиэтажки, расположенные позади, на улице Строителей, к микрорайону уже не относятся, поскольку были возведены гораздо раньше – в 1981 году (дом №3, который на фотографии слева) и в 1982 году (дом №1, который не слева). Заселять нуждающимися микрорайон «Южный» начали в 2012 году, а поскольку квартиры в коттеджах выдавались безвозмездно, то есть даром, можно предположить, что и качество их строительства наверняка уступает изначальному, коммерческому проекту, хотя, кстати, если у вас есть желание, добровольно купить жильё здесь по-прежнему можно.
Суходольный овраг (г.Похвистнево, трасса Р225, 154-й км).
Для рельефа местности Похвистневского района в целом характерны суходолы – это такие большие балки с широким плоским дном и пологими склонами, проще говоря, сухие долины, эпизодически заполняемые водой, обычно весной в период таяния снега. Один из таких суходолов, пересекаемый трассой Р225 сразу за микрорайоном «Южный» и называемый жителями Похвистнево просто как Суходольный овраг, протянулся с юга на север до реки Большой Кинель прямо через весь город, разбивая его на две части. Самое интересное, что именно по этому суходолу в 1754 году и прошло разделение двух участков земли между аверкинскими и ибряйкинскими чувашами – так, если земля к западу от Суходольного оврага, в том числе такие нынешние западные районы города Похвистнево, как Вязовка (улица Максима Горького), Дорожно-строительный район (улица Бережкова) и микрорайон «Южный» (улица Строителей), принадлежала аверкинским чувашам, то земля к востоку от суходола, включающая центральные и восточные районы Похвистнево, среди которых исторический центр города (улица Кооперативная / улица Газовиков), современный центр города (улица Революционная / улица Куйбышева), Калиновка (улица Лермонтова / улица Пушкина) и Венера (улица Бугурусланская), являлась владениями уже ибряйкинских чувашей. С северной стороны зéмли аверкинско-ибряйкинских чувашей ограничивались рекой Большой Кинель, с южной – рекой Большой Толкай, на западе аверкинские земли доходили (и сейчас доходят) до реки Егинская, на востоке же пределом ибряйкинских владений была (и сейчас является) территория, прилегающая к реке Камышла на самой границе Самарской и Оренбургской областей. Кстати, помните тот низкий 1,8-метровый автомобильный проезд под железной дорогой в центре Похвистнево, соединяющий исторический центр города с современным центром, так вот именно по нему и проходит Суходольный овраг, разделяющий бывшие аверкинские и ибряйкинские земли, и даже улица там так и называется – Суходольная. И ещё, если кому вдруг интересно, грунтовая дорожка на моей фотографии, поднимающаяся из Суходольного оврага параллельно трассе Р225, называется улицей Похвистневская – это южная окраина жилой части города, некогда принадлежавшая, как понятно из всего вышесказанного, ибряйкинским чувашам, во владения которых мы прямо сейчас и въезжаем.
Индивидуальные жилые дома (г.Похвистнево, ул.Неверова, дом №85 и №87 / ул.Похвистневская / трасса Р225, 155-й км).
Южная часть города Похвистнево, по окраине которой и проходит трасса Р225, сразу за Суходольным оврагом представлена на обзор зрителям проезжающих мимо машин исключительно в виде частных домов индивидуальной жилой застройки, двум из которых, выходящим фасадами на улицу Похвистневская, то есть лицом к трассе, но при этом по почтовому адресу относящимся к перпендикулярно упирающейся в неё улице Неверова, даже посчастливилось попасть в объектив моего фотоаппарата. Зелёная лужайка, являющаяся, наверное, санитарно-защитной полосой, отделяющей жилые дома от оживлённой трассы, составляет здесь всего лишь 50 метров, и поэтому некоторые из построек можно хорошо разглядеть прямо не выходя из машины. Так, на фотографии мы видим два строительных объекта с одной изначальной общей целью, но при этом совершенно разной дальнейшей судьбой: если дом №85 – это деревянный заброшенный хлам, являющийся объектом незавершённого строительства, то рядом с ним новый, довольно большой дом №87 из шлакобетонных стен, обложенных облицовочным кирпичом, 2011 года постройки, да ещё и с отдельно стоящим гаражом – чья-то личная крепость, уютный, укромный уголок, место, куда его хозяину всегда хочется вернуться, где бы он ни был. На этой фотографии всё как в бизнесе – у одного всё получилось, у другого не получилось вообще ничего, поэтому если вдруг решите заняться индивидуальным предпринимательством, завести какое-то собственное дело, влезть в кредиты и долги, рискнуть всем, что у вас есть, то вот вам наглядный пример двух вариантов дальнейшего развития событий.
Поворот в село Малое Ибряйкино (г.Похвистнево, трасса Р225, 157-й км).
Проехав вдоль южной жилой окраины Похвистнево, трасса Р225 сворачивает налево по направлению к промышленным объектам города, и здесь прямо перед нами открывается живописный вид восточной части природного комплекса «Гора Копейка», являющегося частью Кинельских яров. Стоит отметить, что до самого конца Самарской области трасса Р225, несмотря на то, что впереди нас ждут промышленные зоны, пустыри и небольшие посёлочки, в том числе и Венера, административно будет проходить исключительно по территории, являющейся непосредственной частью города Похвистнево, и, соответственно, городского округа Похвистнево тоже, поэтому не удивляйтесь, когда увидите под моими фотографиями отметки об их принадлежности к городу, которого, казалось бы, рядом нет и близко. Итак, повернув лицом к Кинельским ярам, вскоре мы проезжаем Х-образный (четырёхсторонний) перекрёсток, на котором влево, в сторону исторического центра города, уходит улица Ибряйкинская, а направо, являясь её продолжением, к сёлам сельского поселения Малое Ибряйкино устремляется так называемое Ибряйкинское шоссе. Территория современного сельского поселения Малое Ибряйкино повторяет, правда в несколько уменьшенном виде, границы участка земли, доставшейся Ибряю Избекову в 1754 году к востоку от Суходольного оврага при её делении пополам с Аеркой Фединкиным, получившим свои наделы к западу от суходола. Купленная у башкирских тарханов земля, на которую прибыли чуваши, принявшие христианство, как мы помним, была распределена между Аеркой и Ибряем с помощью жребия. Участок, доставшийся Ибряю Избекову, лёг в основу деревень Ибряйкино, Большое Ибряйкино, Рождествено и Скородумовка.
Стела «Сельское поселение Малое Ибряйкино» (г.Похвистнево, Ибряйкинское шоссе / трасса Р225, 157-й км).
Чувашская деревня Ибряйкино, основанная в 1754 году переселенцами из Чебоксарского уезда Казанской губернии, получила своё название, как не трудно догадаться, по имени чуваша-первопоселенца Ибряя Избекова. Во второй половине XIX века в 1,5 км севернее деревни Ибряйкино понаехали поселились несколько русских семей – вольноотпущенные (освобождённые от крепостного права) крестьяне, назвавшие свой посёлок Малое Ибряйкино (чуваши, в свою очередь, дали ему своё прозвище «Сене ял», что означало «Новая деревня»). Впоследствии чувашская деревня Ибряйкино слилась с русским посёлком Малое Ибряйкино с сохранением названия последнего, и сегодня село Малое Ибряйкино с общим количеством жителей около 900 человек (53% чуваши, 35% русские) – административный центр одноимённого сельского поселения. Что касается исторических деревень Большое Ибряйкино и Рождествено – последняя довольно быстро вошла в состав первой, а первая, в свою очередь, разрослась до большого села, которое включало в себя нынешние посёлки Ягана-Ту, Перле-Вейса, Рябиновка и Ясная Поляна. В первые годы советской власти село Большое Ибряйкино (иногда также можно услышать его народное название – Старое Ибряйкино) распалось на эти четыре самостоятельных посёлка, чуть севернее которых были образованы ещё два новых – Мартыновка и Журавлиха. Ну а что касается посёлка Скородумовка – это единственная из первых четырёх деревень Ибряя Избекова, целиком сохранившая своё историческое название до наших дней. На стеле сельского поселения Малое Ибряйкино, установленной сразу за поворотом с трассы Р225 на Ибряйкинское шоссе, то есть ещё за целых 800 метров до непосредственного начала территории этого поселения, указаны различные КФХ – крестьянские (фермерские) хозяйства местных предпринимателей, но это скучная информация, давайте об этом не будем. Рядом со стелой можно увидеть информационный щит с изображением Рождественского храма в посёлке Перле-Вейса, однако ехать специально ради него 9,5 км только в одну сторону всё же не стоит – первая церковь, возведённая в селе Рождествено в 1770-е годы, до наших дней не сохранилась, а новый храм, построенный лишь в 2004 году, вряд ли представляет какой-то особый интерес. Что касается непосредственно посёлка Перле-Вейса, вышедшего в 1920-е годы из распавшегося села Большое Ибряйкино – похоже, это и есть та самая историческая деревня Рождествено, население которой на сегодняшний день составляет менее 50 человек (65% чуваши, 33% русские), ну а понятие «перле-вейс», говорят, в переводе с чувашского означает «вместе-вместе», подразумевая, что русские и чуваши дружно проживают вместе на одной общей земле.
ЛПДС «Похвистнево» Бугурусланского РНУ предприятия АО «Транснефть-Приволга» (г.Похвистнево, Ибряйкинское шоссе / трасса Р225, 157-й км).
Справа от трассы Р225 перед поворотом в село Малое Ибряйкино можно увидеть входящую в состав города Похвистнево линейную производственно-диспетчерскую станцию (ЛПДС) «Похвистнево» Бугурусланского районного нефтепроводного управления (РНУ) предприятия АО «Транснефть-Приволга». А теперь давайте разбираться во всём по порядку, что это за «зверь» такой, о котором я непонятно чего тут наговорил. Итак, компания «Транснефть-Приволга» со штаб-квартирой в городе Самара, являющаяся дочерним предприятием российской нефтепроводной компании ПАО «Транснефть», обеспечивает транспортировку нефти по трубопроводной системе, то есть по магистральным нефтепроводам, на территории Самарской, Оренбургской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской областей и Республики Татарстан. Бугурусланское РНУ – это филиал АО «Транснефть-Приволга» в городе Бугуруслан, эксплуатирующий более 1000 км магистральных нефтепроводов, в том числе участок трансрегионального трубопровода Нижневартовск – Курган – Куйбышев. Являясь самой восточной частью приволжских магистральных нефтепроводов, принимая нефтяные потоки из Западной Сибири, Оренбуржья, Татарстана и Самарской области, впадающие в стальные русла системы АО «Транснефть-Приволга», Бугурусланское РНУ задаёт ритм последующим звеньям этой технологической цепи, транспортирующей нефть дальше на запад, вначале в Самару, а следом и в другие центральные и южные регионы России. Что касается непосредственно самой ЛПДС «Похвистнево», являющейся производственным подразделением Бугурусланского РНУ, то конкретно эта станция обслуживает сегодня 320 км магистральных нефтепроводов. Закладка нефтеперекачивающей станции (НПС) в Похвистнево состоялась в 1947 году, поскольку в результате активного освоения нефтяных месторождений на территории Волго-Уральской нефтегазоносной провинции («Второй Баку») началось, соответственно, и строительство нефтепроводов для транспортировки сырья на нефтеперерабатывающие предприятия Куйбышевской области. Первая нефть пришла на НПС «Похвистнево» по магистральному нефтепроводу Бавлы – Куйбышев в 1951 году. На сегодняшний день в случае со станцией «Похвистнево» есть некоторая неразбериха – одни источники называют её ЛПДС, другие предпочитают аббревиатуру ПНПС (промежуточная нефтеперекачивающая станция), причём даже на местности эти данные расходятся – если перед поворотом к станции на трассе Р225 установлена стела предприятия, где указано ЛПДС «Похвистнево», то на моём фото мы видим здание непосредственно на территории станции уже с табличкой НПС «Похвистнево». Вообще, ЛПДС в целом характеризуются тем, что обеспечивают бесперебойную работу оборудования и осуществляют хозяйственную деятельность как минимум двух НПС и участков, закреплённых за ними, и если перед нами всё же ЛПДС, то какие именно НПС входят в её состав, сказать затрудняюсь, поскольку такой секретной информации нигде не обнаружил. А вот по поводу трёх больших белых резервуаров, которые мы видим на фото, могу смело заявить, что это вовсе не нефтехранилища, как может показаться на первый взгляд, а всего лишь резервуары противопожарного запаса воды объёмом по 2000 м³ (2 шт.) и 1000 м³ (1 шт.).
Кладбищенская часовня (г.Похвистнево, улица Ибряйкинская / трасса Р225, 157-й км).
Если с трассы Р225 на рассматриваемом нами Х-образном перекрёстке повернуть налево, в сторону исторического центра города, то есть на улицу Ибряйкинская, то первое, что мы увидим здесь – это часовня у Старого кладбища, предназначенная для проведения обрядов по отпеванию усопших. Никакой информации о ней мне раздобыть не удалось, даже её названия нигде не нашёл, не говоря уже о годах строительства, поэтому предлагаю просто немного отдохнуть под этой фотографией, как говорится, без лишних слов, тем более впереди вас ждут мои очередные многочисленные ознакомительно-занудные повествования с остановками у каждого столба.
Кинельские яры (г.Похвистнево, трасса Р225, 157-й км).
Сразу после Х-образного перекрёстка, расположенного на высоте 110 метров над уровнем моря (поворот на улицу Ибрякинская / поворот в сторону села Малое Ибряйкино), трасса Р225, сначала уходя круто вправо, а затем делая резкий изгиб влево и проходя по путепроводу над железной дорогой Самара – Уфа, спускается вниз к Т-образной развилке дорог, находящейся уже на 65-метровой отметке абсолютной высоты (поворот на улицу Революционная / поворот в сторону посёлка Венера). Перед началом спуска впереди открывается широкая панорама Кинельских яров: слева на фотографии виден восточный склон природного комплекса «Гора Копейка», оканчивающегося у посёлка Нугайка (в честь которого я и прозвал эту окраину как отдельный комплекс «Гора Нугайка»), правда он слегка перекрыт столбом дорожного освещения; а протянувшаяся вдалеке прямо по линии горизонта цепь холмов, в свою очередь, расположена уже в Оренбургской области, к западу от Бугуруслана, и вдоль неё мы ещё будем проезжать в самое ближайшее время. Интересно, что Похвистневский район расположен на границе двух лесорастительных зон, условно разделённых рекой Большой Кинель: так, если к северу от реки мы видим южную часть лесостепной зоны, то, соответственно, южнее реки – северную часть уже степной зоны. Таким образом, можно сказать, что трасса Р225, проложенная параллельно реке Большой Кинель, проходит прямо по границе этих природных зон. Сама пойма реки Большой Кинель на территории Похвистневского района представляет собой слабоволнистую равнину шириной до четырёх километров, изобилующую лесами и озёрами, и если, глядя на неё отсюда, с высоты, пойменные леса разглядеть действительно не сложно, то ни самой реки, ни её озёр среди деревьев уже не видно совсем.
Панорамный вид на комплексный памятник природы «Гора Копейка» (г.Похвистнево, трасса Р225, 157-й км).
Пока мы ещё не спустились вниз и не потеряли высоту, паркуемся на обочине, чтобы сделать несколько панорамных фотографий с живописными видами волнистых холмов природного комплекса «Гора Копейка», лежащего перед нами с левой стороны дороги прямо как на ладони. Правда, все виды отсюда портят различные промышленные объекты города Похвистнево, расположенные в промзоне вдоль железной дороги Самара – Уфа, и поэтому сделать фотографии без их участия, к сожалению, здесь никак не получится.
Впереди отчётливо видно самую высокую точку всего природного комплекса «Гора Копейка» (212 метров), которая находится немного правее от двух ретрансляторов связи «РТРС» (Российская телевизионная и радиовещательная сеть), а также небольшое урочище Подгорный, расположенное у самого подножия вершины, в том месте, где склон возвышенности переходит в лесную пойму реки Большой Кинель. На переднем плане мешаются различные организации и предприятия промышленной зоны, среди которых заброшенный Похвистневский машиностроительный завод (большая плоская крыша с многочисленными белыми треугольными люками-скворечниками), Похвистневская база «Самаранефтегаз-Склад» (два больших жёлтых козловых крана мостового типа с противоположной стороны железной дороги, и всё, что вокруг них), нефтебаза (белые нефтяные резервуары, возле которых «трутся» оранжевые бензовозы) и другие.
Похвистневский машиностроительный завод, основным видом продукции которого был коленчатый вал для дизельного двигателя Д-65, устанавливаемого на тракторную технику, в первую очередь на колёсные трактора «ЮМЗ-6», был построен в 1982 году в самом конце улицы Мира как филиал Куйбышевского машиностроительного производственного объединения «Металлист». Именно для работников этого завода в 1989 году и был возведён единственный в городе 9-этажный многоквартирный дом, который мы видели на улице Кооперативная в прошлой части моего рассказа. В начале 1990-х годов машиностроительный завод был передан в частные руки и переименован в ЗАО «Аверс-М», а позже и вовсе был закрыт – говорят, сейчас его разбирают на металлолом, поэтому в ближайшее время строительство коленвалов и «девятиэтажек» в городе больше не планируется.
С противоположной стороны железной дороги, а если быть более точным, по адресу «улица Революционная, 243», расположена довольно крупная складская база, принадлежащая компании ООО «Самаранефтегаз-Склад», которая выполняет не только внутрискладские погрузочно-разгрузочные работы, но также погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте, осуществляет приёмку, обработку, хранение, складирование и отпуск любых видов грузов, как обычных сыпучих строительных материалов (песок, щебень), так и опасных, окисляющих, горючих и токсичных веществ.
Чуть правее от Похвистневского машиностроительного завода, в самом конце улицы Тупиковая, проходящей по территории промзоны параллельно железной дороге, расположена нефтебаза, ориентиром которой для нас служат три белых нефтяных резервуара. По сводкам новостей, в 2018 году на одной из нефтебаз в промышленной зоне города Похвистнево, арендованной некой ООО «Управляющая компания «Лагуна» у компании «РН-Развитие», спецслужбами была задержана преступная группа, организовавшая незаконную врезку в магистральный нефтепровод Нижневартовск – Курган – Куйбышев, от которого через территории других предприятий промзоны по пластиковым ответвлениям протяжённостью 2 км ворованная нефть поступала в резервуары нефтебазы. На территории нефтебазы оперативниками были обнаружены частично заполненные сырой нефтью три нефтяных резервуара объёмом ёмкости по 2000 м³ каждый, доказанное следствием количество похищенной нефти составило более 500 тонн, а сумма ущерба – 400 миллионов рублей, при этом виновниками, которые были приговорены к лишению свободы в виде отбывания наказания в колонии общего режима на сроки 2 года 4 месяца и 3 года 6 месяцев, назначили всего двух человек. Тогда же неподалёку была выявлена ещё одна нефтебаза, на этот раз принадлежащая компании ООО «Восход» (улица Тупиковая, 2), где был построен целый нефтеперерабатывающий завод по незаконному производству подготовленной нефти, правда здесь предполагаемая сумма ущерба оказалась более скромной – всего 20 миллионов рублей. Судя по вышесказанному, на фотографии мы видим именно нефтебазу «Восход», поскольку здесь нет трёх одинаковых нефтяных резервуаров объёмом по 2000 м³ каждый, в таком случае нефтебаза «Лагуна», имеющая подходящие под описание три нефтехранилища, находится немного правее, расположившись прямо напротив организации «Похвистневскагропромснаб», но на фотографии её уже не видно совсем.
Стела «Агропромснаб» (г.Похвистнево, трасса Р225, 158-й км).
Спустившись по трассе Р225 к путепроводу через железную дорогу Самара – Уфа, мы видим стелу акционерного общества «Агропромснаб», которая одинаково выглядит с обеих сторон, и поэтому я сфотографировал её с более удачного ракурса – с северо-востока по направлению к юго-западу, как если бы мы ехали из Бугуруслана в Самару. Чтобы попасть к организации «Похвистневскагропромснаб», расположенной в промзоне города Похвистнево по адресу «улица Тупиковая, 1» (компания занимается продажей большого ассортимента запасных частей для сельскохозяйственных машин, тракторов, комбайнов, а также отечественных грузовых автомобилей), по стрелочке, указывающей направление поворота на стеле, перед железной дорогой нужно свернуть влево, только будьте осторожны, не попадитесь там в руки преступных группировок похвистневских нефтебаз. Если же возле стелы съехать вправо, на улицу Промышленная, то та дорога приведёт к недостроенному Похвистневскому нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ), ну а мы всё-таки продолжим наше движение по трассе Р225 прямо, на путепровод через железную дорогу.
Железнодорожная линия Кинель – Чишмы (г.Похвистнево, трасса Р225, 158-й км).
Железнодорожная линия Кинель – Чишмы, являющаяся частью маршрута Самара – Уфа, разделяет город Похвистнево пополам, и здесь, на трассе Р225, перекинутый через неё путепровод – единственное место в пределах города, по которому можно попасть с его южной половины на северную на автомобиле любой высоты, что особенно актуально для грузового и пассажирского транспорта, превышающего габаритную отметку 1,8 метров. В западном направлении в окружении промзоны, если посмотреть с путепровода в сторону железнодорожной станции «Похвистнево», на некоторых картах отмечен остановочный пункт «1259 км», однако никакой посадочной платформы здесь и близко не видно, да к тому же в расписании движения всех пригородных электропоездов, курсирующих между городами Похвистнево и Бугуруслан, такой остановки нет, но зато благодаря этому несуществующему пункту мы прямо сейчас узнали расстояние от Похвистнево до Москвы по железной дороге. С трассы Р225 видно целых три параллельных линии рельсовых путей – как не трудно догадаться, две из них являются магистральными (железная дорога общего пользования), а третья, та, что слева, заметно отличающаяся от остальных даже невооружённым глазом, это промышленный путь похвистневской промзоны (подъездной путь необщего пользования, предназначенный для перевозки грузов от местных предприятий к железнодорожной станции).
С противоположной, восточной стороны путепровода, мы видим, как промышленный путь уходит в сторону недостроенного Похвистневского нефтеперерабатывающего завода, а магистральные линии участка Кинель – Чишмы устремляются прямо в направлении станции «Бугуруслан». НПЗ в Похвистнево строился в период с 2006 по 2009 год компанией «Западная Сибирь - Самара», однако на этапе 80% готовности стройка была приостановлена, и в 2012 году компания обанкротилась. Вложив в возведение завода 950 миллионов рублей, недостроенный НПЗ удалось продать только в 2017 году, да и то лишь за 30 миллионов рублей, московской фирме «Юнойл», которая, в свою очередь, с окончанием строительства почему-то так же не торопится.
В полукилометре к востоку с путепровода, по которому проходит трасса Р225, можно разглядеть крутой, ничем не обоснованный изгиб рельс, чем-то напоминающий знаменитую дугу на железной дороге Санкт-Петербург – Москва, известную в народе как «палец императора». Наверняка вы слышали легенду о том, что в середине XIX века при проектировании маршрута между Петербургом и Москвой император Николай I лично провёл на карте прямую линию с помощью линейки, из-за чего дорога и получилась практически ровной, однако в одном месте он случайно обвёл придерживающий линейку и немного выступающий за её пределы собственный палец, а инженеры не посмели ему возразить, благодаря чему, якобы, и появился Веребьинский обход – самый значительный и заметный кривой участок на той железной дороге. В нашем случае, судя по годам строительства Самаро-Уфимской железной дороги, похоже, не обошлось уже без пальца императора Александра III.
Байка о «пальце императора» на железной дороге Санкт-Петербург – Москва объясняется довольно просто. Изначально в районе деревни Веребье никакого изгиба не было, поэтому прямой путь от станции «Бурга» до станции «Торбино», из-за особенностей рельефа усложнённый перепадом высот, превышающим 120 метров, представлял собой затяжной подъём в направлении Москвы, который паровозы, перевозящие тяжёлые грузы, преодолевали с большим трудом, нередко составы даже приходилось расцеплять, чтобы затащить вагоны вверх отдельными партиями; при этом при следовании в обратную сторону из-за большого уклона на спуске поезда, наоборот, набирали слишком большую скорость, зачастую не успевая вовремя затормозить, что неоднократно приводило к крушениям и катастрофам. Тогда на этом сложном участке, чтобы снизить крутизну уклона, взамен прямого моста через реку Веребья решили построить объезд, который и стал «пальцем императора» Николая I, правда, в этой байке есть одно но – Веребьинский обход был открыт лишь в 1881 году, то есть спустя целых 26 лет после смерти Николая I. Кстати, в наши дни, уже в период правления Путина I, в связи с появлением современных мощных электровозов, способных спокойно преодолевать такие уклоны, в 2001 году через реку Веребья снова открыли прямой путь по новому мосту, а обход «палец императора» был разобран за ненадобностью. Что касается случая с изгибом железной дороги в городе Похвистнево – здесь всё гораздо сложнее: на 200-метровом участке, на который и приходится эта дуга, никаких перепадов высот нет, зато есть мостик через речку Ерыкла, правда как эта маленькая речушка могла повлиять на создание искривлённого пути – понятия не имею, однако если посмотреть на карту местности, то никакого серьёзного изгиба рельс, здесь, в принципе, и нет, а то, что мы видим на фотографии, лишь оптическая иллюзия.
Комплексный памятник природы «Гора Копейка» (г.Похвистнево, трасса Р225, 158-й км).
После проезда по путепроводу через железную дорогу Самара – Уфа трасса Р225 упирается в Т-образную развилку дорог: налево, мимо промзоны, затем через Калиновку, к нынешнему центру города и дальше на запад в Вязовку уходит улица Революционная – самая длинная улица в Похвистнево; автодорога Р225 продолжается в сторону Бугуруслана, повернув направо; прямо, в северном направлении, дороги нет, после развилки есть лишь небольшая грунтовка, уходящая в сторону природного комплекса «Гора Копейка», да и та, судя по карте, заканчивается уже спустя 1 км, не доходя даже до реки Большой Кинель. Впрочем, памятник природы «Гора Копейка» вместе с его наивысшей точкой (212 метров), расположенной прямо напротив нас строго к северу, и урочищем Подгорный, приютившимся у подножия вершины, неплохо видно и отсюда, с обочины дороги, с высоты 65 метров над уровнем моря.
Улица Бугурусланская (г.Похвистнево, трасса Р225, 160-й км).
Следующий километр пути трасса Р225 идёт среди зарослей деревьев и кустарников, после чего, пересекая по мостику речку Ерыкла, выходит к жилым домам, расположенным на улице Бугурусланская прямо вдоль шоссе. Река Ерыкла, спускающаяся с одного из северных склонов Кинельского Сырта, протекая через посёлок Скородумовка и село Малое Ибряйкино, спустя всего лишь каких-то 12 км от своего истока впадает в реку Большой Кинель у города Похвистнево, как раз напротив вершины природного комплекса «Гора Копейка». «Ерыкла» – это ни что иное как «ерик» (обычно так называют дельтовые притоки в низовьях Волги, Урала, Кубани и Дона) с тюркским суффиксом «ла», преобразовывающим существительное слово в прилагательное, то есть благодаря этому «ла» река Ерик становится рекой Ериковая. Существует и более интересная версия происхождения названия реки Ерыкла: по легенде, когда башкирский тархан, показывающий границы продаваемой земли чувашам, хотел проскочить через болото верхом на жеребце, у него это не получилось – жеребец утонул, а сам тархан, еле выбравшись из трясины, выругался «Ырыкките», так и появилось нынешнее название реки. Поскольку в Похвистневском районе долины мелких рек часто бывают закустарены и заболочены, с трассы Р225 реку Ерыкла не видно совсем. Возвращаясь к описанию автодороги Самара – Бугуруслан, хочется выделить расположенное на улице Бугурусланская возле дома №64 причудливое дерево, которое хорошо видно на моей фотографии выше – издалека может показаться, что впереди находится только одно большое дерево, но если подъехать к нему поближе, выяснится, что тут их высажено сразу несколько, снова нас обманула хитрая оптическая иллюзия.
Индивидуальный жилой дом (г.Похвистнево, ул.Бугурусланская, 30 / трасса Р225, 160-й км).
Изначально я думал, что район Калиновка в составе города Похвистнево находится именно здесь, в начале улицы Бугурусланская, поскольку, во-первых, тут неподалёку на картах обозначен железнодорожный остановочный пункт «Калиновка», а, во-вторых, слева от трассы расположены улицы Калиновская и 2-я Калиновская, однако в многочисленных заметках на сайте Краеведческого музея города Похвистнево Калиновка описывается как часть города в квадрате улиц Андрея Васильева – Революционная – Пушкина – Речная, то есть на 3 км западнее. Есть ещё отдельный посёлок Калиновка на северо-востоке Похвистневского района, но это уже совсем другое. Судя по всему, именно такие названия улиц и остановочного пункта электрички здесь обусловлены тем, что где-то рядом и располагалось то самое Калиновское нефтяное месторождение, обнаруженное в 1939 году и ставшее первым месторождением на территории района. Возле трассы Р225, напротив газовой заправки АГНКС «Газпром» (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция), справа можно увидеть красивый разноцветный деревянный дом с резными элементами, расположенный по адресу «улица Бугурусланская, 30». Обратите внимание, даже в деревянной крыше отдельно стоящего кирпичного гаража хозяева не поленились сделать типичное для чувашской народной архитектуры куполообразно-луковичное объёмное углубление, точно такое же, как на фронтоне крыши самого дома. На сайте Единого государственного реестра прав указано, что дом по этому адресу был построен в 1984 году и является кирпичным, но если по поводу материала стен ещё можно предположить, что кирпич для изящности, допустим, действительно облицевали деревом, что очень маловероятно, то столь поздний год постройки здания в таком архитектурном стиле звучит уж как-то совсем неправдоподобно.
Индивидуальные жилые дома улицы Молодёжная (г.Похвистнево, трасса Р225, 160-й км).
Если жилые дома на улице Бугурусланская, расположенные справа от трассы Р225, практически прилегают к автодороге, находясь всего лишь на расстоянии каких-то 35-40 метров от неё, то ближайшие дома слева от шоссе, в свою очередь, удалены здесь от шума и суеты пыльной дороги не менее, чем на 170 метров, отстранившись от неё красивым зелёным лугом. Оглянувшись слегка назад, на северо-запад, мы видим частные домовладения на фоне красивого пейзажа холмов памятника природы «Гора Копейка» – это улица Молодёжная, жилые дома которой, обращённые лицом к нам, расположены более, чем в 300 метрах от трассы Самара – Бугуруслан. На моей фотографии улица Молодёжная, благодаря тому, что она находится на значительном расстоянии от автодороги, поместилась почти целиком, для ориентира обозначу вам жилой дом №15 из красного кирпича с тёмно-зелёной крышей в самом центре фотоснимка; справа от него через один дом стоит его брат-близнец – точно такая же постройка из красного кирпича, только с крышей посветлее, это дом №19, ну а дальше влево-вправо, если захотите, нумерацию оставшихся домов посчитаете уже сами.
Индивидуальные жилые дома улицы Калиновская (г.Похвистнево, трасса Р225, 160-й км).
В северо-восточном направлении, если смотреть со стороны газовой заправки АГНКС «Газпром», расположена первая по отношению к автодороге Р225 линия домовладений улицы Калиновская, минимальное расстояние до которых от трассы по прямой составляет более 170 метров. На переднем плане мы видим дом №22а из оранжевого кирпича с жёлтыми узорами и бирюзовой крышей, к которому прилагается аналогичный домик-теремок значительно меньшего размера и гараж на две машины; возвышающийся позади него коттедж с тёмно-коричневой крышей – это дом №22, к этому же адресу относится находящийся чуть правее дачный домик с крышей из красной черепицы; в правой части фотографии притаился кирпичный дом №24б с серой крышей и прилегающий к нему сарай из белого кирпича. Спасибо спутниковой карте, позволяющей разобраться с номерами домов по их внешнему виду и цвету крыш с высоты космоса. Улица Калиновская заканчивается нефтегазовым предприятием УКОН «Похвистнево», горящий дымящий газовый факел которого сразу же бросается в глаза ещё издалека, а улица Бугурусланская, по совместительству являющаяся здесь трассой Р225, тем временем приостанавливает свою нумерацию у дома №68г, чтобы, спустя 800 метров, продолжить дальнейшее исчисление от дома №70 уже в посёлке Венера.
Газовый факел УКОН «Похвистнево» (г.Похвистнево, трасса Р225, 160-й км).
Установка комплексной обработки нефти (УКОН) «Похвистнево», расположенная в восточной части города перед въездом в посёлком Венера, предназначена для обезвоживания, обессоливания и подготовки до товарной кондиции сырой обводнённой нефти, добываемой с пластов примерно 15 близлежащих месторождений, и последующей её сдачи в систему «Транснефть» для транспортировки по магистральным нефтепроводам. Поскольку при переработке нефти попутно выделяется нефтяной газ, на УКОН «Похвистнево» так же производится его сепарация, то есть осушка с отделением от него капельной жидкости, после чего попутный газ направляется на факел для сжигания, что позволяет повысить безопасность нефтехранилищ и трубопроводов, защищая их от взрывов в случаях незапланированного скачка давления. Установка комплексной обработки нефти (УКОН) «Похвистнево» эксплуатируется цехом подготовки нефти и газа №2 (ЦПНГ-2) установки подготовки нефти и газа (УПНГ) нефтедобывающего предприятия АО «Самаранефтегаз», содержащего в настоящее время на своём балансе около 190 месторождений в пределах Самарской и Оренбургской областей, и входящего в группу ПАО «Нефтяная компания «Роснефть». Газовый факел УКОН «Похвистнево» хорошо виден прямо с трассы Р225 на фоне живописного склона юго-восточной окраины природного комплекса «Гора Копейка» – того самого края всего памятника природы, восточную часть которого я выделяю для себя как отдельный комплекс «Гора Нугайка». У подножия обращённого к нам крутого склона южной окраины холмов «Гора Нугайка» на правом берегу реки Большой Кинель расположено урочище с башкирским названием Каранъелга, а где-то там, прямо за горой, находится татарский посёлок Нугайка, по имени которого я и назвал прилегающую к нему с запада небольшую холмистую возвышенность, которую мы и видим сразу за газовым факелом.
Посёлок Венера (г.Похвистнево, ул.Бугурусланская / трасса Р225, 161-й км).
Проехав мимо УКОН «Похвистнево», мы попадаем в небольшой посёлок Венера, являющийся частью города Похвистнево, в связи с чем отдельная белая табличка «Венера» на трассе Р225 совершенно не оправдана, ведь такие знаки устанавливаются только в начале населённых пунктов, а из населённого пункта Похвистнево мы ведь ещё не выехали, но зато эта табличка с космическим названием веселит всех проезжающих мимо уже заскучавших водителей. Интересно, что посёлок Венера – это не только самая восточная окраина города Похвистнево, это ещё и последний жилой посёлок в Самарской области на трассе Р225, расстояние от начала которого до конца всего региона составляет чуть более 1 км. Населённый пункт у реки Камышла с первоначальным названием Культура был образован на землях ибряйкинских чувашей только в 1924 году, хотя археологи утверждают, что кочевые племена жили здесь ещё тысячи лет назад – в окрестностях посёлка они даже выявили некий памятник археологии; впоследствии территории посёлков Культура, Волчьи Ямы, Журавлиха и Мартыновка были объединены в колхоз имени Карла Маркса. В связи с открытием и разработкой Калиновского нефтяного месторождения, когда кругом стали маячить десятки нефтяных станков-качалок и в 1940 году ударил первый нефтяной фонтан дебитом 160 тонн в сутки, посёлок Культура стал центром развивающейся нефтяной добычи, а в 1943 году вместе с образованием треста «Кинельнефть» здесь была построена не только контора нефтепромысла, но также клуб, почта, магазин, роддом и телефонная коммутаторная станция; в годы Великой Отечественной войны позывным местного коммутатора было слово «Венера», которое в итоге и закрепилось за названием всего посёлка. Сегодня Венера начинается с пересечения небольшого суходола у дома №70 по улице Бугурусланская, продолжающейся в этом посёлке так же в виде трассы Р225; как обычно, ни ручейка в русле суходола, ни самого дома №70 в зарослях деревьев и кустарников с дороги не видно совсем.
Школа №4, корпус №2 (г.Похвистнево, пос.Венера, ул.Бугурусланская, 11 / трасса Р225, 161-й км).
Интересно, что в советские годы немного восточнее города Похвистнево одно время действовал крупный сажевый завод, выпускающий сажу высшего сорта, которая отправлялась примерно на сотню предприятий по всей стране, производящих самую различную продукцию с её использованием, среди которой автомобильные и авиационные покрышки, грампластинки и даже те самые любимые нынешним президентом России резиновые галоши. Строительство сажевого завода началось в 1944 году, а спустя три года он был принят в эксплуатацию – его особенность заключалась в том, что здесь впервые основным сырьём для производства сажи стал попутный нефтяной газ. А поскольку газ содержал большое количество вредной примеси – сероводорода, в районе посёлков Венера и Волчьи Ямы были построены головные сооружения: компрессорная станция и цех сероочистки, в котором газ отделялся от сероводорода и поступал на сажевый завод, а сам сероводород сжигался в свече сгорания через факел. В связи с тем, что производство было открытого типа, и завод сильно дымил, разнося грязную сажу в радиусе до 20 км, которой были покрыто всё вокруг, в том числе село Малое Ибряйкино, комплекс холмов «Гора Копейка», река Большой Кинель и сам город Похвистнево, где, говорят, даже летали чёрные воробьи, в 1971 году сажевый завод был закрыт. Сегодня посёлок Венера является довольно неприметной окраиной, где и посмотреть-то особо нечего. Вот, например, здание 2-го корпуса основной общеобразовательной школы №4 города Похвистнево, расположенное по адресу «улица Бугурусланская, 11» – типичный сельский сарай из шлакобетонных стен 1948 года постройки, напоминающий в лучшем случае какую-нибудь деревенскую почту, но, скорее, больше похожий всё-таки на колхозный коровник.
Школа №4, корпус №1 (г.Похвистнево, пос.Венера, ул.Бугурусланская, 15 / трасса Р225, 161-й км).
Неподалёку можно увидеть уже более приличное здание 1-го корпуса школы №4, расположенное по адресу «улица Бугурусланская, 15», которое вполне сойдёт даже за сельский дом культуры. По непроверенной информации, первая школа, появившаяся в посёлке в 1929 году, называлась Волчеямской школой; в 1947 году в доме №15 по улице Нефтяников (чуть севернее улицы Бугурусланская) открылась начальная школа; в новое здание, функционирующее и по сей день, школа переехала в 1952 году (правда, в источнике не указано, о каком именно из двух действующих ныне корпусов идёт речь). Сегодня основная общеобразовательная школа №4 города Похвистнево проводит обучение детей до 9 класса включительно. Перед зданием 1-го корпуса школы №4 в 2019 году был открыт небольшой сквер и памятник в форме звезды, посвящённый участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и труженикам тыла. Сразу после школы трасса Р225 пересекает речку Камышла, которая, спускаясь с одного из северных склонов Кинельского Сырта, и, протекая с юга на север через бóльшую часть посёлков сельского поселения Малое Ибряйкино, от Ясной Поляны до Журавлихи, а затем и через посёлок Венера города Похвистнево, спустя примерно 14 км от своего истока впадает в реку Большой Кинель. Раньше берега этой реки были покрыты камышом, и поэтому, подставив к основе «камыш» суффикс прилагательного «ла», указывающий на тюркское происхождение топонима, мы получаем реку Камышла, что по-русски означает «камышовая». Ну и напоследок хотелось бы сказать ещё пару слов о посёлке Венера. «Венера – Самар облаçĕнчи Похвиçнĕ хулинчи уйрăм тĕл, поççолăк. Унчченхи чăваш ялĕ вырăнĕнче пулса кайнă. Ялне Культура тенĕ». В переводе с чувашского эта фраза означает: «Венера – посёлок в Похвистневском районе Самарской области. Возник на месте бывшей чувашской деревни. Село называлось Культурное», а не то, что вы подумали.
Читать следующую часть → скоро напишу
Читать предыдущую часть ←
В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)
Как собраться в длительное автопутешествие, если денег почти нет
Маршрут:
День 1 Ростов-на-Дону – Каменск-Шахтинский – Миллерово – Богучар – Петропавловка – Заброды
День 2 Заброды – Калач – Воробьёвка – Новохопёрск – Поворино – Пески
День 3 Пески – Балашов – Калининск – Лысые Горы – обход Саратова – Маркс
День 4 Маркс – Балаково – Пугачёв – Ивантеевка – Чапаевск – обход Самары
Регионы: Ростовская область, Воронежская область, Саратовская область, Самарская область …
Города: Богучар, Калач, Новохопёрск, Поворино, Пугачёв, Похвистнево …
Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино, А144 Курск - Воронеж - Саратов, Р226 Волгоград - Энгельс - Пугачёв - Самара, Р225 Самара - Бугуруслан …
Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».