В раю уродов нет
Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они встречаются.
Дени Дидро
Мир не таков, каков он есть на самом деле, а таков, каким его видит человек. Если кто-то узрел в облаке, проплывающем по небу, лошадь, то он будет верить в то, что облако похоже на лошадь. И переубедить его довольно сложно. Но это только до тех пор, пока человек не останется в одиночестве. Как только все вокруг станут говорить: «Это же медведь!» или «Это же слон!», человек сначала прислушается, затем засомневается, а потом и сам уверует в то, что облако похоже на медведя или на слона больше, чем на лошадь.
Мнение большинства
Хуже всего то, что, уверовав в «альтернативную интерпретацию», человек уже вряд ли найдёт в себе силы вновь изменить своё мнение и признать собственную ошибку. Слишком силён его страх снова оказаться в меньшинстве. Очень уж ему не хочется услышать от близких избитое клише о «переобувании в кувырке».
Именно поэтому часто бывает так, что человек, отчётливо и ясно видя белое, начинает говорить: «Чёрное», если все вокруг утверждают, что оно чёрное. В этом свойстве психики кроется один из ключей к пониманию феномена массового распространения заблуждений различного рода.
Критиканство
Второй причиной того, что большее число людей верит в то, чего нет, является его природная склонность искать причины собственных бед в чём угодно, только не в себе. Если ему что-то непонятно, то для него гораздо проще убедить самого себя в том, что это не он глупый, а тот, кто говорит непонятные для него вещи, — глупый.
Тогда естественно, что человек начинает критиковать того, кто не может ему что-то объяснить. Но это уже не критика, а критиканство.
Критика — это: а) указание на недостаток; б) предложение методов, способов и средств, годных для устранения недостатка. А
Критиканство — безосновательное, неподкреплённое аргументами выражение негативного отношения к объекту или предмету критики.
Когда человек не является специалистом в какой-либо отрасли, любая его попытка осудить или научить того, кто в этой отрасли дока, является критиканством. Глупо обвинять учителя физики во лжи, когда он объясняет классу, что такое закон Ома для участка цепи, а ученики этот закон усвоить не могут.
Проще всего сказать: «НЕ ВЕРЮ!». Но… Всё большее количество людей именно так и поступает.
Недостаток образования всё чаще компенсируется критиканством.
Запретный плод
Человеку свойственно доверять тому, что, по его мнению, неким меньшинством умышленно скрывается от большинства. Бывает, это свойство доводит ситуацию до полного абсурда, когда достоверный факт категорически не приемлется публикой только потому, что о нём становится известно из официального источника информации.
Гораздо большее доверие у людей вызывает информация, которую им сообщают «по секрету», ссылаясь на неких волхвов или жрецов, роль которых теперь, с ещё большим успехом исполняют различные «интернет–гуру» и «аналитики» сомнительного «розлива», которые в прежние времена не смогли бы даже закончить среднего уровня институт.
Люди не верят властям, медикам, учёным и при этом наполняются гордостью от самосознания собственной значимости. Им кажется, что они поднялись над толпой и им доступны некие тайные знания, которые делают их лучше окружающих. Очень скоро такие «проснувшиеся и осознавшие» начинают презирать тех, кто не разделяет их взглядов и предпочитает доверять официальным медикам и учёным.
И мало кого отрезвляет то обстоятельство, что подавляющее большинство «проснувшихся» в случае беды зовут на помощь:
— полицейских, пожарных и пр., которые являются представителями той самой власти, которую они считают «оккупационной»;
— врачей, которые, по их мнению, «только убивают»;
— учёных и инженеров, когда им требуется построить дом, и т. д.
Никого ещё не спасли и не вылечили волхвы и колдуны. Разве только тех, кто сам в это верит. Сила самовнушения способна творить чудеса, как известно.
И мало кого беспокоят факты, которые свидетельствуют о том, что:
— Взятки берут конкретные люди: наши родственники, соседи или знакомые знакомых, а не мифическое «государство».
— Безумные законы принимают и реализуют такие же люди, как и мы, а не призрачная «власть».
— Никто из интернет-гуру не представил ни одного доказательства своих разоблачений или сверхзнаний, ни один рептилоид не пойман, а останки великанов обнаруживаются только на картинках, сделанных в графическом редакторе.
Редко кто задумывается над тем, что если и существует на Земле что-то тайное, то о нём никто бы никогда не узнал ни при каких обстоятельствах, потому что в этом и заключается смысл самой тайны. То, что известно двоим, — уже не тайна. И вера в то, что кто-то из простых смертных может научить других неким тайным знаниям, которые ему якобы передали «жрецы Атлантиды» или «инсайдеры тайного мирового правительства», является верхом наивности и невежества.
Главным потребителем «инсайтов» и «раскрытий» всех тайн всегда, во все времена в первую очередь был сам человек, который готов верить, а не знать, т. е. невежа. Невежественный и самоуверенный — вот главный источник вдохновения и выгод для всех шарлатанов и мошенников. Верит в чудеса, как правило, только тот, кому не хватает здравомыслия, для того чтобы рационально объяснить то, что на первый взгляд кажется чудом.
Любой фокус — это не чудо, а мастерство, в котором нет ничего, кроме вполне земного таланта фокусника. Тот, кто демонстрирует трюк, хорошо знает и отлично умеет. А тот, кто восторгается трюком, ничего знать не хочет, он верит в волшебство.
Читать продолжение...