Участие СГУ в программе «Приоритет 2030» открыло новые возможности как для начинающих, так и для опытных деятелей научной сферы. Сотрудничество юных талантов и экспертов позволяет открывать новые аспекты в науке и развивать передовые идеи.
Старший научный сотрудник лаборатории «Дистанционно управляемые системы для тераностики» Научного медицинского центра СГУ Ю.И. Свенская уже почти 15 лет занимается наукой. Сейчас она руководит группой исследователей в рамках молодёжного гранта РНФ. Вместе специалисты развивают тему трансдермальной доставки лекарств.
Юлия Игоревна рассказала, что не планировала стать учёным, однако подготовка курсовой работы на 3 курсе увлекла её и переросла в нечто большее.
«В исследованиях мне помогал научный руководитель – профессор Дмитрий Александрович Горин, ранее работавший на кафедре физики полупроводников. Я пришла к нему с просьбой взять меня в ученицы, потому что мне хотелось получить практические навыки, попробовать сделать что-то реальное своими руками. В его лаборатории, которая тогда называлась лабораторией наноструктур и микрокапсул, было много талантливых ребят, царила очень творческая атмосфера. Коллектив работал над созданием композитных микрокапсул и наноструктурированных покрытий как для целей электроники, так и для биомедицинского применения. Многие работы того времени можно назвать пионерскими.
На тот момент я не думала, что свяжу свою дальнейшую жизнь с наукой. Мне просто хотелось сделать свою курсовую интересной и полезной. Однако при её подготовке научный процесс увлёк меня. Я ощутила, насколько творческой является эта область. В науке тебе необходимо каждый день расти и развиваться, постоянно изучать что-то новое, много анализировать и бесконечно преодолевать. Очень яркие эмоции ты испытываешь, когда идея срабатывает на практике. И очень активную стимуляцию мыслительного процесса ты получаешь, когда она не срабатывает так, как ты ожидал. При написании своей курсовой работы я лишь слегка погрузилась в научный мир, но этот опыт предопределил мою дальнейшую судьбу».
По словам Юлии Игоревны, она окончательно осознала, что хочет связать свою жизнь с наукой, при подготовке дипломной работы на 5 курсе, которая велась совместно с научной группой Валерия Викторовича Тучина, заведующего кафедрой оптики и биофотоники.
«Этот опыт очень многому научил меня и вдохновил на поиск собственных идей, вселил уверенность в свои силы и вылился в результате в поступление в аспирантуру. Студенчество и аспирантура – одни из самых ярких периодов научной жизни. Полные новых знакомств, стажировок, конференций, первых значимых научных побед и разочаровывающих неудач. В нашей лаборатории всегда была по-настоящему семейная атмосфера. Я всегда получала помощь и поддержку от коллег и старших товарищей, они передавали свой опыт и учили справляться с трудностями. Большой вклад в моё становление как учёного внёс Богдан Владиславович Парахонский, с которым мы работали сначала в Университете Тренто в Италии, где я выполняла часть экспериментов для диссертации по программе Erasmus, а затем в нашем университете, куда его несколько лет спустя пригласил работать Дмитрий Александрович Горин. Под руководством ведущего учёного, руководителя лаборатории “Дистанционно управляемые системы для тераностики” профессора Глеба Борисовича Сухорукова нам довелось курировать свои направления, посвящённые разработке систем адресной доставки веществ, в рамках Мегагранта. Наши исследования были направлены на повышение терапевтической эффективности применяемых препаратов, благодаря увеличению их локальной концентрации и вероятности аккумуляции в области поражения, а также на снижение побочных эффектов, связанных с недостаточной селективностью действия препарата в его свободной форме. Инкапсуляция терапевтического агента с возможностью его последующего высвобождения в поражённой области позволяет избегать его взаимодействия со здоровыми тканями организма».
Благодаря опыту работы в Мегагранте молодому учёному удалось впоследствии выиграть молодёжный грант РНФ для групп-лидеров. Уже пятый год она вместе с коллективом единомышленников развивает тему трансдермальной доставки биологически активных веществ. Учёные сфокусированы на доставке веществ через волосяные фолликулы.
«Почему это интересно? Во-первых, такой подход является неинвазивным: нам не нужно нарушать целостность кожного покрова для усиления проникновения топически нанесённого препарата через роговой слой. Во-вторых, пространство сально-волосяного фолликула служит резервуаром для хранения лекарственного вещества, обеспечивая доступ к стволовым и иммунным клеткам, а также к сети кровеносных сосудов, примыкающих к корню луковицы. Таким образом, открывается возможность локализации терапевтического воздействия при лечении дерматологических заболеваний различной природы: дерматомикозов, акне, алопеции, атопического дерматита, псориаза, витилиго», – увлёченно рассказывает Ю.И. Свенская.
«Кроме того, становится возможной пролонгированная системная доставка лекарств, работающих в малых дозах: гормонов, анальгетиков, а также препаратов, предназначенных для лечения нейродегенеративных и неврологических заболеваний. Мы разработали и оптимизировали технологию заполнения волосяных фолликулов. Мы используем для этой цели контейнеры-носители на основе биоразлагаемых частиц карбоната кальция (ватерита). В зависимости от препарата, который требуется доставить, мы можем подбирать методику его иммобилизации в частицы и обеспечивать необходимую концентрацию», – объяснила Юлия Игоревна принцип работы способа трансдермальной доставки биологически активных веществ.
Совместно с коллегами Юлия Игоревна в данный момент занимается созданием топических форм антимикотиков для лечения дерматомикозов и фотосенсибилизаторов для ПУВА-терапии витилиго, а также разработкой системы интрадермальной вакцинации. Исследования по данным направлениям ведутся совместно с СГМУ имени В.И. Разумовского, НИИ медицинской микологии имени П.Н. Кашкина (Санкт-Петербург), отделом биологических испытаний филиала Института биоорганической химии имени академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН (Пущино), НИИ гриппа имени А.А. Смородинцева (Санкт-Петербург).
«Я всегда хотела, чтобы моя профессия приносила пользу, была социально значимой. Но при поступлении в университет я не думала, что выберу в итоге путь учёного. Сейчас я однозначно могу сказать, что эту дорогу мне показали мои учителя и коллеги. Познакомили меня с этим миром, передали мне свою любовь к нему. Работа учителей высшей школы, способных раскрыть научный потенциал студента, является чрезвычайно важной. Как правило, мы приходим в университет с желанием получить профессию и классическое образование, сформировать определённый склад ума для решения будущих задач и не рассматриваем вуз как место, с которым можно связать дальнейшую судьбу. Но иногда, неожиданно для себя, в процессе мы можем сильно увлечься. Поэтому так важно интегрировать студентов в научный процесс. Включать их, заражать любовью к науке. Позволять им решать реальные, актуальные задачи при выполнении лабораторных и курсовых работ. С первых курсов передавать студентам свои практические навыки и опыт, привлекать к участию в крупных конференциях и круглых столах, отправлять их на стажировки. Именно в студенчестве начинается путь учёного. Будущее науки СГУ – за студентами».