Биография Николаса Д'Алоизио: миллионера, создателя Summly и самого юного получателя венчурного капитала
“Если у вас есть хорошая идея и вы думаете, что на рынке существует пробел, просто выходите и запускайте её. Ведь прямо сейчас по всему миру есть инвесторы, которые, скорее всего, ищут именно вас.” (с) Ник Д’Алоизио
Ник Д’Алоизио. 10 лет назад имя мальчика не сходило со страниц газет и новостных порталов. Он стал первым несовершеннолетним, получившим немалый венчурный капитал на разработку своей идеи, а всего через пару лет крупная компания заплатила школьнику огромные деньги всего лишь за приложение в AppStore, каких тысячи. Часто судьба чудо-детей оказывается печальной, но не в случае нашего героя. Недавно он вновь напомнил о себе и снова заключил блестящую сделку. Что мы о нем знаем?
Обычный “вундеркинд”
“Будьте бесстрашны и не бойтесь неудач. Нет лучшего способа учиться, чем метод проб и ошибок.” (с) Ник Д'Алоизио
Технологический вундеркинд Ник Д’Алоизио родился 1 ноября 1995 года в Лондоне. Его родители, потомки эмигрантов из Италии и Испании, сделали в Великобритании карьеру международных юристов. Почти сразу после рождения Ника они уехали работать в Австралию и до 7 лет мальчик рос в Мельбурне, там же появился на свет его младший брат Мэтью. В 2002-м семья вернулась в Лондон и Ник поступил в эксклюзивную школу King's College School, входящую в так называемый “круг Итона”.
В школе его больше интересовали гуманитарные науки: история, литература, философия, языки – Ник в совершенстве владеет латынью и мандаринским диалектом китайского. Он не посещал специальные занятия по информатике, но дома довольно много времени просиживал за компьютером. Первый MacBook Д’Алоизио получил в подарок в 9 лет и увлекся съемками и редактированием домашнего видео, героями которого были члены семьи и пес.
Вскоре от редактирования роликов Ник перешел к созданию 3D-моделей и ему понадобился компьютер получше. Он месяцами приставал к родителям, которые очень далеки от технологий, просил купить более современный аппарат и в конце концов убедил, доказав что тот просто необходим для учебы. В 2008-м, когда появился AppStore, 12-летний Ник зашел в магазин Apple и спросил одного из консультантов, как писать приложения. “Гений” не нашел, что ответить парнишке, тогда мальчик начал учиться программировать сам по книге “С++ для “чайников”” и видеоурокам.
Через месяц после открытия AppStore Ник загрузил в него первое приложение – шутливый тренажер для пальцев FingerMill, которое, если быть честными, вошло в десятку самых бесполезных за 2008-й. Тем не менее в первый же день он заработал £79. Огромные деньги для школьника. Следующие приложения были не более полезным, чем FingerMill: TouchWood – при постукивании по экрану телефон издавал звук, похожий на стук по деревяшке, Facemood – анализатор настроения пользователей Facebook, сервис по поиску музыки SongStumblr. А чего еще можно ожидать от мальчишки? Но это пока была просто тренировка.
15-летний стартапер
“Я принимал звонки от миллиардеров и пил чай в доме Йоко Оно.” (с) Ник Д’Алоизио
Идея создания Summly пришла Нику в голову весной 2011-го. Школьник готовился к экзамену по истории и часто серфил в Google в поисках различной информации. Чтобы найти нужное, приходилось отфильтровывать довольно много бесполезного. Тогда он подумал, что хорошо бы придумать способ, помогающий изначально определить, что содержится в тексте, и нужно ли вам вообще его читать. Алгоритм, преобразующий длинный контент в небольшой синопсис, объемом примерно 400 знаков.
Молодой человек закрылся на несколько дней в своей комнате и, используя предыдущий опыт, написал первую версию приложения – Trimit. Программа суммировала текст в абзац размером 1000, 500 и 150 знаков. Д’Алоизио разместил его в AppStore и о новом инструменте написали в нескольких блогах, но Нику этого было мало. Он засыпал обозревателя приложений научно-технологического портала Gizmodo электронными письмами с просьбой рассказать о Trimit. Юноша умолял, угрожал, говорил, что его уволят, что у него долги, и если журналист не напишет о приложении, разработчики умрут от голода.
Массированной атаке 15-летнего паренька подверглись и другие технологические издания, сайты и блоги, посвященные обзору новинок AppStore. Он изрядно всем надоел, но никто и не мог подумать, что “разработчики” – это, по сути, один ребенок. Очень хороший отзыв о приложении Ника разместил авторитетный портал Techcrunch. 16 июня 2011-го на нем появилась статья о пользе, удобстве и изяществе “автоматического резюматора” Trimit и о том, что стартап ищет инвестиции.
На следующий день на электронную почту Д’Алоизио пришло письмо из Гонконга. Инвестиционный фонд Horizons Ventures, принадлежащий миллиардеру Ли Ка Шингу выражал свое почтение и сильную заинтересованность в участии в первом инвестиционном раунде. Ник подумал, что это шутка, и не стал отвечать. Через несколько дней пришло письмо с повторной просьбой. Юноша ответил и представители фонда предложили назначить время переговоров.
Каково же было удивление инвесторов, когда они узнали, что перспективный Trimit – это несовершеннолетний школьник. Но возраст Ника не стал препятствием, скорее наоборот. Фонд Ли Ка Шинга вложил в дальнейшую разработку приложения $300 тыс. За руководителя стартапа договор подписала мама. Инвестиции Д'Алоизио потратил на создание команды и привлечение советников.
Инвестиция Ли Ка Шинга привлекла бизнес-ангелов и знаменитостей. В течение следующего года в компанию Ника вложили деньги Эштон Кутчер, Стивен Фрай, Йоко Оно, медиа-магнат Руперт Мердок – все инвестиции составили примерно $1,2 млн. Звезды помогли стартапу не только финансово, но и привлекли внимание потенциальных партнеров – издателей, к примеру таких, как Wall Street Journal News Corp.
Обновленное и улучшенное приложение получило название Summly. Оно было запущено в ноябре 2012-го и за время свободного доступа на AppStore его скачали более 1 млн раз. Через 4 месяца после запуска Summly юный бизнесмен получил выгодное и заманчивое предложение от интернет-портала Yahoo!
Работа над Yahoo News Digest
“Я не собираюсь вас обманывать, конечно, деньги – это здорово. Но правда в том, что после продажи основной моей эмоцией было облегчение. У меня есть сотрудники и инвесторы, о которых нужно позаботиться – и все получили свое вознаграждение. Для меня же главное – продукт.” (с) Ник Д’Алоизио
С предложением о покупке Summly к Нику Д’Алоизио обратилась генеральный директор портала – Марисса Майер. Бывший топ-менеджер Google заняла этот пост совсем недавно и ее главной задачей была модернизация работы морально устаревшей корпорации. С помощью Ника и Summly она хотела показать, что Yahoo! передовая компания: ориентируется на мобильные приложения и на нее работают лучшие в мире молодые новаторы – в 2013-м им стал Д’Алоизио по версии журнала Wall Street. Сумма сделки не разглашается, но по инсайдерской информации (и сам Ник этого не отрицает) она составила $30 млн. Нику предложили контракт на 18 месяцев в лондонском отделении поисковика – возглавить разработку Yahoo News Digest.
Ник стал самым молодым штатным сотрудником компании. Ему было 17 лет, он все еще учился в школе, жил с родителями и в конце года юношу ждали довольно сложные выпускные экзамены. Деньги, полученные от продажи Summly, перешли в трастовый фонд. По словам нашего героя, он не испытывал какого-то сильного желания тратить: новый компьютер, модные кроссовки, немного карманных денег, чтобы сводить девушку в кино. Единственное, что его интересовало – возможность небольших инвестиций, но такие траты надо было согласовывать с мамой. Зарплату от Yahoo! Ник тоже откладывал на сберегательный счет.
В январе 2014-го на Ник представил новостное приложение, созданное на основе Summly – Yahoo News Digest. Его сразу назвали практически идеальным агрегатором новостей. Дайджест представляет пользователям смартфонов сводку важных событий два раза в день – утром и вечером. Утренняя сводка имеет белый фон, вечерняя – черный. Заголовки снабжены кратким описанием статей, фотографиями, ссылками. Дизайн программы получил премию Apple Design Awards-2014.
Приложение было самым популярным и “культовым” продуктом Yahoo! до своего закрытия в 2017-м. Ник не стал продлевать контракт и уволился в октябре 2015-го. Известно, что некоторое время молодой человек был зарегистрирован как арендодатель на Airbnb. Он успешно сдал выпускные экзамены и поступил в Оксфордский университет, где изучал информатику и философию. Д’Алоизио опубликовал несколько научных работ. Среди них: “О проблеме палитры, разобщенности и космопсихизма”, “Сверхслепое зрение, слепое воображение и сознание”. Счастливый конец истории? Нет, это еще не конец.
Сфера знаний
"За последние два года мы узнали, что группа может превратиться в сообщество, если ее члены чувствуют, что их участие приветствуется." (с) Ник Д’Алоизио
Имя Ника Д’Алоизио снова появилось на страницах технологических и бизнес-изданий в октябре 2021-го – он заключил сделку о продаже своего нового приложения с Twitter. Сумма сделки остается тайной, но точно известно, что Ник и команда разработчиков переходят на работу в Twitter, чтобы интегрировать приложение в социальную сеть.
Д’Алоизио основал стартап Sphere Knowledge вместе с однокурсником Томасом Халгасом в 2015-м, сразу после поступления в университет. Это приложение – вид мессенджера для тематического группового общения. Программа автоматически связывает людей, задающих вопросы, с экспертами в любых областях: от рукоделия и собаководства до финансов и международного права. Уровень экспертов проверяется как вручную, так и алгоритмами приложения. За каждый “разговор” взималась небольшая комиссия.
Позже Ник сменил акцент с “вопросы-ответы” на общение незнакомцев, объединенных общими интересами, в групповых чатах. "Многие существующие приложения для обмена сообщениями предназначены для групп, которые уже знают друг друга, но со Sphere цель состояла в том, чтобы открыть новую динамику и объединить незнакомых людей с общими интересами по всему миру” – говорит Д’Алоизио. Стартап привлек $30 млн инвестиций от Майкла Морица и фонда Index Ventures.
Эксперты считают, что приобретение Twitter приложения Sphere – вполне закономерно, особенно в рамках довольно агрессивной политики расширения. Ранее социальная сеть пыталась приобрести Clubhouse за $4 млрд, но сделка сорвалась и в конце-концов появилась собственная версия Twitter Spaces. В мае 2021 она купила новостной агрегатор Scroll.
Что же касается Николаса Д’Алоизио – этот молодой человек вполне претендует на роль "второго Маска" или "нового Джобса". В том смысле, что и Джобс-настоящий для Ника – пример для подражания. Тот, чья история по-настоящему вдохновляет. Его уже сравнивают с Марком Цукербергом. Конечно, парень имел гандикап – богатая семья, богатая страна, опять же, английский не надо учить, как нам... Но всё, чего Николас достиг, является только его заслугой – ум, талант, и, главное, целеустремленность. Возможно, его историю успеха следует преподавать в школах?
Еще почитать:
- Бен Хоровиц, инвестор Twitter и Airbnb
- Чамат Палихапития: “Деньги сами по себе не имеют значения”
Спасибо за 👍👍👍 и подписку , заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!