Найти тему
Metal Head

METALLICA: СМЕРТЕЛЬНЫЙ МАГНЕТИЗМ

Оглавление

К новому веку позиции Metallica были как никогда сильны и незыблемы. Несмотря на то, что 90-е годы оказались весьма неоднозначными в карьере группы, фанаты чувствовали пятой точкой: то ли ещё будет! Весь тяжеловесный музыкальный мир ждал, куда повернётся вектор звучания американцев на этот раз. И он повернулся, ох как повернулся!

Вся эта ломка копий по поводу Чёрного альбома, Загрузок и Перезагрузок оказались ещё цветочками. И право, их ещё вспомнили добрым словом. Помидоры вызрели в нулевых. Впрочем, обо всём по-порядку.

-2

Альбом - «Garage Inc.»

Страна – США, 1998 год

Стиль – heavy metal

Содержимое: Это, конечно, моё личное убеждение, никого ему не навязываю, но я не очень люблю альбомы каверов, и предпочитал бы их не освещать. В большинстве своём из-за того, что многие песни, представленные на них, как правило, незнакомы слушателю (и мне в том числе). Да что там говорить, порой даже вроде бы известная тебе вещь перерабатывается так, как Голливуд перерабатывает классическую литературу – абсолютно на свой лад, что и не узнаешь. Да и глупо как-то проводить сравнительный анализ кавера и оригинальной версии, это как сравнивать подлинник и копию, пусть даже улучшенную, и пусть даже превосходящую исходник.

Тут же имело место преподнесения подарка фанам, поэтому я и решил всё же написать о «Garage Inc.». Это сборник всех каверов, когда-либо выпускаемых группой, под одной обложкой. Поскольку некоторые особо рьяные поклонники, которые должны были в обязательном порядке иметь всё, что сыграли их кумиры, не могли их собрать, особенно минипластинку «The $5.98 E.P.: Garage Days Re-Revisited», за которую просили целую сотню баксов, если, конечно ещё повезло её раздобыть, то теперь группа предоставляла такую возможность.

Легенды металлической музыки представили нам группы и исполнителей, которые так или иначе повлияли на них, причем среди них есть и совершенно далекие от тяжелого металла личности. Обе части имеют продолжительность по 65-70 минут, что для Metallica уже стало нормой – нечасто, но сразу много.

Лучшие композиции: конечно же, это качественно переработанные «It's Electric» от любимцев Ульриха Diamond Head и «Mercyful Fate». Metallica решила сделать своеобразное попурри из композиций этой датской команды, причем взяли их в основном из первого альбома «Melissa» 1983 г., который действительно является классикой металла. Замахнулись даже на Black Sabbath (трек «Sabbra Cadabra»). Превзойти вещь со знаменитого «Sabbath Bloody Sabbath» 1973 г. не удалось, однако всё равно постарались на славу. Правда, Хетфилд поет эту эротико-романтическую вещь с признанием в вечной любви слишком агрессивно – может быть, потому, что ему пришлось спеть на тон ниже, чем обычно. Кавер на знаменитую песню Blue Öyster Cult «Astronomy» тоже весьма узнаваем. Ну и в конце поклонники Motörhead могут верещать от восторга. Целых четыре обработки композиций их любимой группы завершают трек-лист второго кругляша.

Из песен, которые не узнал, но мне очень понравились, назову «Turn the Page», как оказалось, это вещь Боба Сегера 1973 г., в которой описываются не самые приятные моменты из дорожной жизни музыкантов. Ну и один из самых ярких каверов тут «Whiskey in the Jar» - ирландская застольная песня, исполненная Thin Lizzy в 1972 г. Несколько странный выбор для кавера, однако Хэтфилду и его компании удалось сделать её американской застольной песней.

-3

Альбом - «St. Anger»

Страна – США, 2003 год

Стиль – thrash metal

Содержимое: Я вряд ли ошибусь, если скажу о том, что данный релиз "Метлы" вызвал в своё время ещё больший резонанс, чем пресловутые "Load" и "Reload". Безусловно, последние два полноформатника достаточно сильно разобщили армию фанатов группы, но этот диск... Буду честен - первое его прослушивание впервые за всё время моего знакомства с Metallica вызвало во мне бурю негодования и откровенного протеста. В таких случаях всегда надо остыть, и поэтому я отложил этот кругляш в сторону, пока буря окончательно не улеглась. К тому времени коробочка с красным кулаком на ней успела покрыться уже тонким слоем пыли.

Итак, какие выводы я сделал во время второго прослушивания «St. Anger», уже с холодной головой? Во время записи все участники команды словно с цепи сорвались: атмосферу агрессии и злобы, которая царила в студии, можно ощутить почти физически. Что же до фронтмена, то он, как ни странно, стоически спокоен как удав. Хотя временами Джеймса тоже захватывает общее настроение, и он не поёт вовсе, а скорее выплёвывает слова.

Второе – это звук ударных. Ларс лупит по барабанам что есть мочи с совершенно особенным, кастрюльным звучанием. Видимо, во время записи работники студии забыли подключить микрофоны к барабанной установке. Но Ларс Ульрих от этого пришел в дикий восторг и сказал, что так всё и нужно оставить. Явное доминирование партий бас-гитары и практически полное отсутствие чётких линий гитарных соло от Хэммета воспринимается как минимум необычно для этого коллектива.

Ну и третье. При прослушивании материала на эти диске поневоле задаёшься вопросом, почему же "металликовцы" избрали стезю, свойственную скорее командам, исполняющим nu-metal, либо что-то похожее на хардкор. После размышлений я пришел к выводу, что у них иного пути просто не было. Записывать ещё один "Load" было просто нелогично. Что уж говорить в таком случае о попытке вернуться в 80-е и записать, к примеру, второй "...And Justice For All"? Я уверен в том, что в те времена музыкантам пришлось очень нелегко: ушёл Джейсон Ньюстед, а выпускающий лейбл и поклонники требовали нового альбома. Думается мне, диск отнюдь не случайно назван таким образом. "Праведный гнев" - пожалуй, именно так можно описать общее настроение альбома.

Немного об обложке и лирике. Во-первых, фронт-кавер концептуально связан с названием этой работы, а во-вторых, оный достаточно ясно передаёт внутреннюю атмосферу диска. Праведный гнев - это гнев самого Бога, который разозлился на человека. Разозлился на венец своего творения и потому ему мстит. Мстит за то, что человек забыл о нём, погрязнув в собственных жалких и мелочных проблемах. Что же касается лирики, то... При всей её кажущейся простоте и частом повторении формулы "куплет-припев", обыденной её не назвать. Скорее наоборот: в какой-то определённый момент времени я почувствовал, что эта простота совершенно искренна и чиста. И потому подкупает безоговорочно.

Лучшие композиции: В общем, всё здесь как-то не так, как вроде бы, надо, и не так, как мы привыкли слышать у знаменитой четвёрки из Лос-Анджелеса. Но ругать «St. Anger» язык у меня не поворачивается. Вот я, например, весьма прилюбил с этого альбома трек «My World». Просто, видимо, нужно подходить к нему морально подготовленным и попасть на одну волну с музыкантами. У меня получилось её поймать только на этой песне.

-4

Альбом - «Death Magnetic»

Страна – США, 2008 год

Стиль – thrash metal

Содержимое: Платон мне друг, но истина дороже. Никогда не думал, что напишу такое в рецензии на работу Metallica. От «Death Magnetic» просто за версту отдает искусственностью и прилизанностью. Всё-таки музыка – это не только ноты и аккорды – это еще и идея, и атмосфера, и самое главное – это то, что идет от души! Музыка на «Death Magnetic», безусловно, очень драйвовая и тяжёлая, но она идет не от души, а из мозгов участников группы и вызвана она не стремлением делать музыку, а желанием… наверное даже не денег заработать, а скорее порадовать привередливых фанатов. Вы хотели корней? Вот вам корни!

Музыканты вязли все самое лучшее из этих самых корней, отшлифовали, подкрасили, добавили пару новых моментов и состряпали из этого всё то, что мы теперь имеем честь слышать. Надо сказать, очень качественно состряпали, мастерство не пропьёшь, правда, Хэтфилд? Мелодии динамичны, наполнены энергией и оригинальны, их прикольно слушать, в них нет кривых синусоид или странных кусков, как на «St.Anger». Гитарные соло вливаются в песни, как родные.

Казалось бы, глупо рассуждать о технике игры таких монстров, как Metallica. Но именно на «Death Magnetic» явно вылезло то, что на «St.Anger» казалось явлением временным, а именно партии Ульриха, которые и тут отдают примитивизмом. Но скорее здесь это плюс, потому что я не думаю, что сложные выкрутасы на барабанах были бы на данной работе в тему. Хетфилд видимо отошёл от своего нехорошего состояния и всё-таки вспомнил, как надо петь – уверенно, вытягивая ноты, соблюдая тональность и осознавая, что кто-то другой будет это всё слушать.

Отдельно я хочу написать о главных песнях альбома – «The Day That Never Comes» и «The Unforgiven III». Первая – попахивает подделкой под «One» с «...And Justice For All». Обе на антивоенную тематику, обе начинаются с медленной мелодии, с переходом в ускорение и жёсткий треш. Вторая – уже официальная переделка небезызвестного хита 90-ых, ничего общего, правда, с ним не имеющая. Но главное, что объединяет и выделяет эти две композиции – они абсолютно не достойны своих, так сказать, предшественников.

Что в итоге? А в итоге получаем… нет не музыку, прежде всего товар, пусть он и сделан безукоризненно. Отсутствует в ней та искренность, которая была даже на «Святом Гневе», не говоря уж про Load/Reload. А про шедевры 80-ых я вообще молчу.

Лучшие композиции: что действительно порадовало из треков, так это «Suicide & Redemption» - хорошая спокойная инструменталка, приятная, интересная и позитивная.

-5

Альбом - «Lulu»

Страна – США, 2011 год

Стиль – avantgarde rock

Содержимое: Следует сразу признать - список людей, которые всем сердцем полюбят эти 80 (с лишним) минут настоящего Искусства, очень мал. На содержимое альбома сильно давит его концептуальность, и сотрудничество с такой звездой, как Лу Рид. Но данная знаменитость вряд ли сотрясла андеграунд своим мега-талантом и сыграла Metallica хорошую службу.

Идея альбома такова. Грустная, на первый взгляд, история легкомысленной танцовщицы Лулу, пребывающей на самом дне общества, и её поклонника, которого не устраивает безответная любовь. Поклонник, очевидно, не слишком избирателен, потому что мечтает о девушке, доступной всем.

Далее немедленно прекратите читать, если вам нет 18 лет. Наивная провинциалка, перебравшись в берлинский бордель, глядя на Бранденбургские ворота, думала, что теперь в её распоряжении окажутся все столичные удовольствия, а там творится... такое! Лу Рид легко и просто описывает её трудовые будни: ролевые игры, запихивание кляпов в рот, мастурбацию, сосание, лизание и обнюхивание промежностей и даже членовредительство - всё на благо клиента! Такое положение дел превращает бедняжку Лулу просто в кусок мяса, который уже ничего не чувствует и ни в ком не нуждается. Её поклонника начинает бесить такая черствость, он то хочет прикончить ее, то жениться на ней, а в итоге становится папой. А может, я не так всё понял - поди разберись в этой мути.

Не знаю, как эта история изложена в первоисточниках, но усилиями Лу Рида она превращена в какую-то непонятную чернуху, из-за которой судьба главной героини вообще не вызывает никаких эмоций, ни положительных, ни отрицательных.

Неудивительно, что данная и подобная ей истории всегда сталкиваются с ножницами цензуры, и поделом: когда человеку нечего сказать, он обращается к теме сисек, задниц и алкоголя. В общем-то, распространенное явление, но не в такой же извращённой форме! Правильно говорят: сначала подумай, а потом не делай. В этом мне видится положительная роль цензуры - твою ахинею зарубят и никто не узнает, что ты любитель нюхать чужие трусы. Было время, когда подобное отправляли на полку, не моргнув глазом, однако сегодня такие чудовищные удары по авангарду не пройдут.

На эту работу можно смотреть с любой стороны: пусть это будет альбом самого Рида, пусть Рида и "Металлики", но ни одна из этих точек зрения не позволяет закрыть глаза на главную занозу "Lulu" - вокал. Человек, который никогда не видел фотографий Лу Рида, наверняка подумает, что слышит бормотания умирающего старика, и это ровным счётом к пению никакого отношения не имеет. Впрочем... в этом весь Лу.

Лучшие композиции: ну, вы поняли.

-6

Альбом - «Hardwired…To Self-Destruct»

Страна – США, 2016 год

Стиль – thrash metal

Содержимое: Открывает альбом в истинно «металликовском» духе трек «Hardwired». Все сразу начинают думать (как ваш покорный слуга в том числе), что остальные песни на свежеиспечённом альбоме последуют приблизительно в той же канве, и, конечно же, ошибаются.

По сути, данная работа – одна из ипостасей «Death Magnetic», которая лично мне пришлась чуть более по душе. Но всё равно, при всех своих плюсах и минусах, она заставляет, вытирая скупую мужскую слезу, оглядываться даже нет, не на золотые для творчества команды 80-е, а на 90-е, где было всё уже не так шведеврально, но всё равно ещё очень хорошо.

Продюсеры команды четко знали, что им нужно сделать, чтобы фанаты были довольны. И они сделали всё идеально по рецепту. Мелодичный метал на отличном, фирменном звуке, растянутый в среднем до 6 минут на песню и сыгранный в трэш манере. Немного более чистого трэша и самокопирования для ностальгии, немного от современной тяжелой музыки, и вуаля! - фанаты всех возрастов довольны, чарты и рейтинги используют волну хайпа, доллары летят в карман, группа летит в тур. На хейтеров и не купленных критиков - по барабану.

"Hardwired…To Self-Destruct" можно иметь исключительно для коллекции. Послушать, чтобы составить мнение, выдернуть заглавную и финальную песни для периодического прослушивания, а о материале посредине смело забыть.

Лучшие композиции: "Hardwired" и "Spit Out The Bone".

Начало обзора дискографии Metallica вы можете прочитать здесь.