Упрекают в очернении российской действительности и называют проникновенным кино о любви. Это все — о фильме «Купе номер 6». И да, еще номинируют на «Оскар».
Картину о российских реалиях лихих 90-х снял финский режиссер Юхо Куосманен. Главная героиня — молодая женщина Лаура. После анонсов ожидала увидеть юную студентку, но в исполнении финской актрисы Сейди Хаарла героиня выглядит более возрастной. Но не суть важно, своей наивностью она вполне соответствует 18-летней особе.
Странная девушка Лаура приезжает в Россию, чтобы побывать в Мурманске и своими глазами увидеть загадочные петроглифы. «Зачем?» — на протяжении фильма этот вопрос ей задают неоднократно, и всякий раз она, делая крайне серьезный вид, заученно отвечает: «Если человек знает свое прошлое, он лучше понимает настоящее».
Идеалистку Лауру сначала «кидает» подруга-историк, с которой они планировали вместе совершить незабываемое путешествие. Отправляя в него одну Лауру, шустрая дамочка на самом деле элегантно избавляется от надоевшей гостьи. И дальше начинаются самые настоящие приключения иностранки в России.
Но сначала я должна сказать, что тусовка интеллигенции из 90-х, собравшаяся в тесной московской квартире, вполне узнаваема — гости курят так, что дым коромыслом, лихо пьют водку и говорят об Ахматовой, Бродском и Мэрилин Монро. Лаура скучает, а ее подруга стягивает на себя все внимание, хвастаясь Лаурой с ее чудесным финским акцентом и очарованностью петроглифами.
Собственно, на этом их отношения заканчиваются — москвичка уже извлекла из дружбы с простодушной Лаурой все бонусы, и финская путешественница ей больше не интересна.
Возвращаемся к приключениям. Когда мы видим на вокзале Лауру, приготовившуюся к поездке на север с притороченными к огромному рюкзаку резиновыми сапогами, мы ждем, что ее приключения вот-вот начнутся. И они начинаются, как только девушка распахивает дверь купе.
Напрашивающаяся ассоциация с «Палатой номер 6» не подводит, купе номер 6 оправдывает ожидания. За вагонным столиком, покрытым газеткой со скорлупой от яиц и прочими живописными объедками, уже сидит жуткий тип Леха (Юрий Борисов) и глушит стаканами спирт «Роял».
Типичный работяга, едущий на вахту, который с радостью позволил себе расслабиться — пока можно, и готов отстаивать свое право на отдых. Юрий Борисов в этой роли очень органичен и естественен, сколько таких вахтовиков- трудяг и сегодня можно увидеть в плацкартных вагонах! Непонятно, правда, зачем Леху занесло в купе (дорого же!), но без этого у фильма не было бы столь цепляющего названия.
Путешествие в поезде «Москва — Мурманск» поначалу кажется бесконечным не только несчастной Лауре, но и нам. Поезд плывет мимо серых унылых перронов с такими же поникшими людьми. А когда девушка, только бы не видеть мерзкого попутчика, опрометью несется в вагон-ресторан, жизнь плацкартных вагонов напоминает ей, да и нам, нечто среднее между тюрьмой и дурдомом, где ссорятся, играют в карты, неаппетитно едят и выставляют ноги с верхних полок, целясь аккурат в лицо идущего.
Но это субъективное восприятие — второй поход в вагон-ресторан случится перед самым прибытием в Мурманск, и Лаура с Лехой будут уже не пробираться по тесным вагонным проходам, а воодушевленно лететь, и пассажиры будут выглядеть уже не как агрессивные пациенты психдиспансера, а как вполне приветливые и милые люди. Восприятие преображает реальность.
В возникновение лирических чувств между Лаурой и Лехой веришь сразу — иначе зачем бы их собрали в одном купе, пусть и номер 6? Актерский дуэт своей игрой спасает по-фински неторопливый фильм. Режиссер ведет героев друг к другу извилистыми путями, через взаимные очарования и разочарования, расставания и встречи, истерики и слезы (в том числе скупые мужские).
Кульминацией становятся те самые петроглифы, о которых в разных вариациях шла речь на протяжении всего фильма, и чудесные морские пейзажи русского севера. Не добравшись до этих наскальных рисунков, ни Лаура с Лехой, ни мы не увидели бы этой магической красоты. А раз герои все же прикоснулись к прошлому, к которому они так долго стремились, то теперь за их настоящее, да и за будущее, мы спокойны.
- Фильм взял Гран-при Каннского фестиваля (2021).
- Это экранизация романа финской писательницы Розы Ликсом, написанного в 2011 году. О других экранизациях, номинированных на «Оскар», можно почитать здесь.
Если вы тоже любите кино, о котором можно поразмышлять или поспорить, то подписывайтесь на канал. А чтобы мои тексты появлялись в вашей ленте чаще, ставьте лайки.
Спасибо, что читаете! Кстати, а вам-то фильм как?
#кино #купеномер6 #рецензии #юраборисов