В 1973 г. в Стокгольме грабитель Ян-Эрик Ульсон с сообщниками при ограблении банка взял в заложники и удерживал четырёх человек. После 5 дней осады была проведена операция по освобождению и преступники были обезврежены. Если бы не одно обстоятельство, это достаточно обычное для криминалистики происшествие быстро забылось бы. Но всех, от журналистов и общественности до учёных, поразило нестандартное поведение спасённых заложников. Они не только не стали давать показания против грабителей, но и начали собирать средства на их судебную защиту. Ульсон стал получать письма от узнавших о нём из СМИ женщин, а впоследствии даже женился на одной из них. Его напарник, в свою очередь, постоянно встречался с одной из заложниц, и они стали дружить семьями.
Криминалисты обозначили это явление как "стокгольмский синдром", имея в виду ситуацию, когда жертва (в первую очередь заложник) начинает испытывать симпатию к преступнику (в первую очередь захватчику заложников) и в той или иной форме принимает его сторону.
Часто приходится встречать людей, как под гипнозом уверяющих других и, конечно, и самих себя, что у них всё благополучно, что в целом их устраивает ситуация, в которой они находятся, что большего и не нужно, даже если положение их плачевно и существенно отличается от их подлинных желаний. Наряду с «принятием действительного за желаемое» наблюдается и второй МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ – поливание грязью недостигнутого предмета своего желания, следующая степень объяснения поражения. На самом простом уровне это наблюдается в том, как зачастую люди интеллектуальные высмеивают мир плоти, а люди, к умственной работе не расположенные, смеются над наивными интеллектуалами, бедные ругают богатых, а богатые презирают бедных, красивые презирают невзрачных, а некрасивые склонны к девальвации телесной красоты как ценности, гордясь своей духовностью.
И это – стокгольмский синдром в действии.
Мы зачастую отказываемся воспринимать сопротивление, которое жизнь оказывает нашим планам и даже мечтам, отказываемся противостоять увлекающим нас силам регресса и потому подчиняемся ему.
Мы часто встаём на сторону врага, потому что так "легче" признать свою неспособность к сопротивлению, отрекаемся от собственных святынь и бросаем их на разграбление социуму, обыкновенно даже не замечая и не признавая этот прискорбный факт.
Именно с этим связана та очевидная морально-душевная деградация нашего общества, которую приходится (особенно сегодня) наблюдать во множестве людей, сопровождаемого чередой унизительных компромиссов и отступлений от самих себя.
И таким образом "Стокгольмский синдром" объясняется как защитная психологическая реакция человека, вызванная полным крушением внутренних моральных принципов под напором сильного стресса.
Не имея больше эмоциональных сил справиться с ситуацией типа: жертва-палач, жертва-агрессор, индивид переосмысливает её таким образом, ЧТОБЫ ВОСПРИНИМАТЬ СЕБЯ НЕ ОБЪЕКТОМ НАСИЛИЯ , А СОЮЗНИКОМ или инструментом. Снятие предмета стресса при этом снимает и психическое напряжение и порой даже дарит чувство эйфории через отождествление с источником силы (даже той , которая осуществляла насилие над тобой): раз ты на его стороне, тебе ничего не угрожает, более того, ты можешь даже предаться радости от её применения.
Эта ситуация, в которой один человек в разных аспектах своей жизнедеятельности отдаёт себя во власть другому (мазохизм), а тот, в свою очередь, восторженно принимает эту жертву и упивается своей властью над ним (садизм) чётко просматривается в области политических и идеологических отношений: подчинение человека вождю, церкви, организации, идее есть мазохистская передача собственной воли в вспотевшие от восторга садистские руки лидеров. Садизм равно как и мазохизм есть явления психологические и очень часто сливаются вместе в любой иерархической или бюрократической системе: человек с готовностью, иногда переходящей даже в рвение, подчиняется тому, что стоит над ним – и в то же время с упоением повелевает и помыкает всем, что находится условно ниже его.
Какой же вывод можно сделать из вышесказанного?
Почитайте про человеческие ценности, которые определяют сегодня прогресс человечества. Осознайте, какой уровень и качество жизни Вы находите невозможным, приемлимым и желанным для себя и своих детей. Посмотрите на те социумы, которые имеют качество жизни в данных категориях. И постарайтесь понять, как вы можете добиться этого в своей стране, на своей Родине... Или уезжайте туда, где Вам будет комфортно растить детей.
Всем мира и нет войне!
Живет ли "Стокгольмский синдром" в голове россиян сегодня?
28 февраля 202228 фев 2022
13
3 мин
4