Найти в Дзене
C A E S A R

А вы знали, почему европейские мужчины раньше носили такие причудливые широченные воротники?

Оглавление

Если вы хотя бы раз в жизни посещали музей или художественную галерею, то наверняка могли увидеть огромное количество популярных картин на которых изображены знатные мужчины и женщины XVI-XVII века с широкими белоснежными кружевными воротниками.

Уже при одном лишь взгляде на такую моду, может показаться, что эти воротники выглядят очень странными, неудобными и несуразными. Кажется настоящим cyмacшecтвием, чтобы когда-то давно люди в здравом уме могли носить на своей шее нечто подобное.

Но тогда зачем они носили такие широкие воротники? В чём был смысл?

Если вы когда-нибудь интересовались этим вопросом, то в нашей сегодняшней статье мы подробно попытаемся ответить на этот волнующий многих вопрос:

Небольшой экскурс в историю

-2

Так называемый широкий елизаветинский воротник, раф или горгера, появился в 1560-х годах и произошёл от обычных небольших воротников рубашек с оборками, которые мужчины носили под своими дублетами с начала XIII века.

Изначально широкие воротники имели достаточно скромные габариты и были простым декоративным элементом.

Однако, революция в размерах воротников-рафов произошла в 1564 году из-за госпожи Динген ван дер Плассе, которая бежала из Фландрии в Лондон и привезла с собой новейший рецепт крахмала, который превосходил всё то, что использовалось в Англии в то время.

Важно то, что этот новый рецепт накрахмаливания одежды помогал значительно увеличить количество времени "застывания" воротников в твердом положении, даже под проливным дождём. Именно тогда и произошла безумная повальная мода на создание как можно более широких и массивных воротников.

-3

Классический воротник-раф состоял из накрахмаленной тонкой льняной ткани (батиста), которая была гофрирована сложными узорами по всей области шеи. Сначала рафы прикреплялись к воротнику, но в 1570-х годах стали отдельным отстёгивающимся элементом, чтобы его было легче стирать и хранить в специальных деревянных ящиках.

Для придания твердой и cтoящей формы таким широким воротникам использовали крахмал, затем ткань прессовали и сушили горячим круглым стержнем жаровней с углями (похожей на древний утюг), затем создавались складки и вставляли внутрь ткани специальный металлический каркас для четкого положения накрахмаленной ткани.

С 1580 по 1610 год был у мужчин стал очень популярен 20 см воротник, состоящий из 5 метров накрахмаленной ткани, сложенной в 600 складок вокруг шеи, который прозвали «мельничным жерновом».

Но зачем мужчины носили такие воротники?

-4

Воротник-раф в 1560-х годах для уважаемого мужчины — это как сегодня часы Rolex на руке за 10 000 долларов: необязательная мода, которая показывала окружающим ваш социальный статус, богатство и престиж.

И в отличие от современности (что касается дорогих часов), в XVI веке нельзя было купить "поддельный" воротник, чтобы иметь возможность перед кем-то покрасоваться. Ведь такие широкие воротники стоили просто безумно больших денег! [Несколько месячных зарплат простого лондонского рабочего]

Изысканные и широченные воротники были сделаны, отчасти, для того, чтобы подчеркнуть их непрактичность. Ведь мужчина, который носит такой широкий воротник, украшенный кружевами и золотом, демонстрировал миру, что ему не нужно выполнять задачи, которые присущи простым рабочим людям. Ему неудобно было бы даже наклониться с таким воротником, а для того, чтобы поесть и не испачкаться, ему нужно было пользоваться столовыми приборами и демонстрировать этикет, а не есть руками.

  • У обладателей таких воротников были личные слуги, которые всё делали за них. У них также были слуги, которые всегда были наготове и поддерживали их воротники, вовремя стирали, гладили и крахмалили их, когда это было необходимо.

Также воротник-раф влиял на осанку. Во время ношения такого широкого воротника у мужчин и женщин не было иного выбора, кроме как держать голову высоко, демонстрируя уверенность и гордость. А поскольку рафы имели такой социальный престиж, не носить их уважаемым людям было в некотором роде было табу. Мужчины и женщины носили их всякий раз, когда выходили на улицу,  даже одевая в них своих детей  для простой прогулки.

Для производства крахмала в Англии тратилось огромное количество государственных запасов зерновых культур, вроде пшеницы и кукурузы. И правительство тратило все эти зерновые не для того, чтобы прокормить простых людей, а для того, чтобы мода для аристократии не стояла на месте.

Производство крахмала приобрело такой масштабный характер, что даже главный министр Елизаветы I, Уильям Сесил, однажды сказал: «Разве это не прискорбно, что мы тратим столько зерна для удовлетворения голода тщеславия в нашей стране, вместо того, чтобы утолить настоящий человеческий голод многих бедняков на наших улицах

Но безумие на такую моду продлилось недолго

-5

Рафы были сложными и дорогими в обслуживании аксессуарами, даже если они придавали аристократам 1600-х годов вид странноватого богача с колесом на шее.

Эту моду активно критиковала церковь, французы и многие философы.

Постепенно странную моду на такие широкие воротники выдавил галстук и более классические, сначала загнутые, а затем сменные воротники.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: А вы знали, почему уважаемые мужчины XIX века носили причудливые высокие шляпы цилиндры? И почему они быстро вышли из моды?

Подписывайтесь на наш канал C A E S A R и ставьте лайки! У нас интересно!