Найти тему

Топ-5 сложностей в образовании сферы культуры

Преподавание творческих дисциплин и её методика в разных странах имеет свои характерные черты и свойства. И я буду акцентировать на музыке и приводить примеры в этой же сфере.

В США система музыкального образования построена на музыке, близкой духу нации: джазе, джазовых упражнениях и джазовых композиторах. В Европе ­­­­дела обстоят несколько иначе, поскольку именно в Европе начала зарождаться музыка в том виде, в котором мы её знаем по сей день и историю которой изучаем на протяжении всего периода обучения — от ДМШ и ДШИ до аспирантуры ведущих ВУЗов всех направлений. На Востоке — свои детали, в Азии — свои. И многообразие деталей обучения в разных странах делает каждое обучение уникальным. Именно по этой причине многие состоявшиеся (и ещё не очень) музыканты отправляются в другие страны, чтобы перенять опыт других традиций и культур. Кто-то едет по обмену на некоторое время, кто-то — в творческие школы, а кто-то — целенаправленно учиться вновь, после полного курса обучения на родине. И музыкальное образование в России не является исключением: музыканты из других стран приезжают к нам, а наши соотечественники едут к ним. И это вполне нормальная практика. 

Однако «получение опыта» в других странах нашими соотечественниками-музыкантами в последнее время всё чаще становится скорее правилом, нежели исключением. Причина здесь в наличии недостатков системы образования в сфере культуры. И это топ-5 сложностей и недостатков образования в сфере культуры.

-2

  1. Основная проблема начального этапа обучения музыке — довольно частая антизаинтересованность педагогов. Почему? Кто-то устал, кому-то не нравится заниматься за низкую зарплату, кому-то просто надоело работать всю жизнь с детьми без «сверхспособностей» (наличия абсолютного слуха, концентрации внимания как у взрослого, желания и мотивации для обучения, хватки, усидчивости, воли) и т.д. Педагог должен захватывать внимание ребёнка, полностью концентрировать на предмете. Иначе позднее будут звучать фразы в духе: «Ужас это ваше фортепиано», «Вспоминаю сольфеджио с содроганием», «Как хорошо, что всё это закончилось — больше не притронусь к инструменту».
  2. Расфокус в колледжах. Проблема с педагогами снимается, поскольку в колледжах контингент педагогов всё же более профессиональный и нацеленный на получение среднего специального образования (то есть, профессии). Однако все новоиспечённые студенты сталкиваются с ощущением свободы после школы и её постоянного давления, сильно отличающимся расписанием, наличия в нём творческих предметов на тех же правах и в тех же количествах, что и общеобразовательных. Но самое главное — новые знакомства, отвлекающие от учебного процесса. И эта свобода со всеми деталями конечно бьёт по успеваемости. И чем жёстче преподаватели, дисциплина и требования, тем сложнее становится собраться студентам. Поэтому, я уверен, нужно давать на первом курсе чуть больше свободы, давая студентам максимально много времени для занятий основной творческой специальностью и для адаптации к процессу.
  3. Проблема лишних предметов в старших классах колледжей и ВУЗов. Честно, этот пункт меня даже бесит! Вместо занятий специальностью студентов пичкают чем угодно: лекциями по истории, которые почти никто не слушает, аналогичным правоведением, культурной политикой, экономикой, философией и прочими предметами. Я не спорю, что эти предметы как науки важны в мире. Но если студент в отношении какого-то предмета держит у себя в голове мысль: «Опять эта ненужная обязаловка!», — как он будет учиться? Разумеется, плохо. «Лучше бы спец занимался!», — будет думать он. И будет прав.
  4. Сложность конкуренции. Она реальна в творчестве, но в очень малой степени. Есть студенты, которые стали лауреатами кучи конкурсов ещё в детстве, поскольку их учили хорошо, с детства, им повело родиться со всеми талантами, перечисленными в первом пункте. Словом, жизнь сложилась. А есть люди, которым не так повезло, а то и вовсе «остров невезения». И что ему — не учиться теперь? Но мотивация зачастую падает, когда конечная цель (скажем, выход на большую сцену) кажется недостижимой, ибо в каждой творческой профессии есть свой условный Денис Мацуев — самый известный, влиятельный и выносливый. Уверен, здоровая конкуренция дала бы мотивации куда больше.
  5. Больше творчества — меньше бюрократии. Педагог, которого не заставляют писать массу отчётов, тонну расписаний и прочей «макулатуры» гораздо больше погружён в процесс, тем самым увлекая и себя, и студента/ученика. А хороший и творческий педагог в сфере искусств — залог «выращивания» хорошего студента.
-3

А что вы думаете про преподавание в сфере искусств? Есть ли проблемы в нём? У нас или зарубежом? Пишите в комментариях!

—————————————————————————————————————

Читайте также:

1) А ты умеешь играть?

2) 5 фактов, кричащих, что вы обязаны заняться творчеством

3) 5 композиторов, о которых не говорят

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊