Найти тему
Рашид Латыпов

„С КЕМ ВЫ, ВЫ «МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ»?"(Статья А. М. Горького , 22/03/1932 г. Цитаты - по Собр.соч. М. Горький, т.16, 1979 г.)

.........

«И вот мы видим, что ошибку эту хотят исправить: капиталисты Европы и Америки СНАБЖАЮТ японцев и китайцев ДЕНЬГАМИ и ОРУЖИЕМ, помогать им ИСТРЕБЛЯТЬ ДРУГ ДРУГА, и в то же время ПОСЫЛАЮТ на Восток СВОИ ФЛОТЫ для того, ЧТОБЫ В МОМЕНТ, НАИБОЛЕЕ УДОБНЫЙ ДЛЯ НИХ, показав японскому империализму свой мощно бронированный кулак, ПРИСТУПИТЬ, вместе с храбрым зайцем, К ДЕЛЕЖУ ШКУРЫ УБИТОГО МЕДВЕДЯ.» (стр.315)

..........

«Для того, чтоб говорить о возможности доверия среди хищников, которые в наши дни так откровенно показывают друг другу свои когти и зубы, — для этого нужно быть или отчаянным лицемером, или же человеком крайне наивным. А если под „народом” разумеется рабочий народ, то всякий честный человек должен бы признать, что рабочие совершенно справедливо „приписывают” идиотизму капиталистического строя бедствия, которыми строй этот награждает их за труд создания ценностей. Пролетарии все более отчетливо видят, что современная буржуазная действительность с ужасающей точностью оправдывает слова Маркса — Энгельса, сказанные ими в „Манифесте Коммунистической партии”:

Буржуазия не способна к господству, потому что она не может обеспечить своему рабу даже рабское существование, потому что она вынуждена ДОВЕСТИ его до ТАКОГО СОСТОЯНИЯ, в котором она ДОЛЖНА КОРМИТЬ его, вместо того, чтобы СУЩЕСТВОВАТЬ НА ЕГО СЧЕТ. Общество не может более жить под ее властью: другими словами, жизнь буржуазии несовместима с жизнью общества" » (стр.316)

..........

«ЗАБЫТЬ ИСТОРИЮ советует французский поэт академик Поль Валери в книге „Обозрение современности”. Он совершенно серьезно обвиняет в бедствиях народов именно историю, он говорит, что, напоминая о прошлом, история вызывает бесплодные мечты и лишает ЛЮДЕЙ ПОКОЯ. ЛЮДИ — это, конечно, БУРЖУАЗИЯ. П. Валери, вероятно, не способен заметить на земле иных людей. Вот что говорит он об истории, которой буржуазия еще так недавно гордилась и которую весьма искусно писала:

ИСТОРИЯсамый опасный из всех продуктов, вырабатываемых в химической лаборатории нашего ума. Она побуждает к мечтаниям, она опьяняет народы, она порождает у них ложные воспоминания, преувеличивает их рефлексы, растравляет старые их раны, лишает их покоя и ввергаетих в мании — величия или преследования”.

В своей должности утешителя он, как видите, весьма радикален. Он знает: БУРЖУАЗИЯ ХОЧЕТ ЖИТЬ СПОКОЙНО, ради спокойной жизни она СЧИТАЕТ СЕБЯ ВПРАВЕ УНИЧТОЖАТЬ ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ. Она, разумеется, легко может уничтожить несколько десятков тысяч книг, — как все на свете, библиотеки тоже в ее руках. ИСТОРИЯ мешает спокойной жизни? ДОЛОЙ ИСТОРИЮ! Изъять из обращения все труды по истории. Не преподавать ее в школах. Объявить изучение прошлого делом социально опасным и даже преступным. Людей, склонных к занятиям историей, признать ненормальными и сослать на необитаемые острова.

ГЛАВНОЕ — ПОКОЙ! Именно об этом заботятся все утешители буржуазии. Но ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОКОЯ необходимо, как говорит Кайо, ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ в среде национально-капиталистических хищников, а для того, ЧТОБ УСТАНОВИТЬ ДОВЕРИЕ, нужно, ЧТОБ ДВЕРИ В ЧУЖОЙ ДОМ— например, в Китай— БЫЛИ ШИРОКО ОТКРЫТЫ ДЛЯ ГРАБЕЖА ПРЕД ВСЕМИ ХИЩНИКАМИ И ЛАВОЧНИКАМИ ЕВРОПЫ, а лавочники и хищники Японии хотят закрыть двери чужого дома для всех, кроме себя; они делают это на том основании, что Китай — ближе к ним, чем к Европе, и для них грабить китайцев — удобнее, чем индусов, которых привыкли грабить „джентльмены” Англии. На почве соревнования в грабеже возникают противоречия, угрожающие тревогами новой всемирной бойни. А КРОМЕ ТОГО, по словам парижского журналиста Гренгуара: „ДЛЯ ЕВРОПЫ ПОТЕРЯНА РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ КАК нормальный и здоровый РЫНОК”. Гренгуар ВИДИТ в этом „ИСТОЧНИК ЗЛА” и вместе со многими другими журналистами, политиками, епископами, лордами, авантюристами и мошенниками НАСТАИВАЕТ на необходимости ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ в Союз Советов.» (стр.317-318)

..........

«Заключенные в этот „порочный круг” ИНТЕЛЛИГЕНТЫ-УТЕШИТЕЛИ постепенно теряют свое мастерство утешать и уже сами нуждаются в утешении. Они обращаются за ним даже к людям, которые принципиально не подают милостыни, ибо — милостыня утверждает право нищенства. Талант „красивой лжи” основной их талант, уже не может, не в силах прикрывать грязный цинизм буржуазной действительности. Некоторые из них НАЧИНАЮТ ЧУВСТВОВАТЬ, что РАЗВЛЕКАТЬ И УТЕШАТЬ людей, утомленных грабежом мира, обеспокоенных все более резким сопротивлением пролетариата их подлым целям, — ЛЮДЕЙ, у КОТОРЫХ БЕЗУМНАЯ ЖАЖДА НАЖИВЫ ПРИНЯЛА ХАРАКТЕР БУЙНОГО ПОМЕШАТЕЛЬСТВА и ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО- РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ, — утешать и развлекать этих людей становится делом не только бесплодным, но уже и опасным для самих утешителей.

Можно бы указать и на преступность утешения огорченных разбойников и убийц, но я знаю, что это никого не тронет, ибо это — „МОРАЛЬ” то есть НЕЧТО ИСКЛЮЧЕННОЕ из жизни за ненадобностью. Гораздо существенней указать на тот факт, что в современной действительности интеллигент-утешитель становится тем „ТРЕТЬИМ”, бытие которого отвергается логикой.

Когда он, выходец из буржуазии, — пролетарий по своему социальному положению, он как будто понимает унизительный драматизм своей службы классу, осужденному на гибель и вполне заслужившему гибель, как заслуживает ее профессиональный бандит и убийца. Начинает понимать, потому что буржуазия перестает нуждаться в его услугах.» (стр.319-320)

.........

«Но, разумеется, лишь некоторая и незначительная часть европейско- американской интеллигенции чувствует неизбежность своего подчинения „закону ИСКЛЮЧЁННОГО ТРЕТЬЕГО” и задумывается о том — куда идти? По привычке — с буржуазией, против пролетариата, или же по чести — с пролетариатом, против буржуазии? Большинство же интеллигентов продолжает довольствоваться службой капитализму — хозяину, который, хорошо видя моральную гибкость своего слуги и утешителя, видя бессилие и бесплодность его примиренческой работы, начинает откровенно презирать слугу и утешителя своего и уже сомневается в необходимости бытия такого слуги.» (стр.322)

.........

«Две, три фразы или двести, триста фраз не оживят дряхлый мир буржуазии. Во всех парламентах мира и в Лиге Наций ежедневно произносятся тысячи фраз, никого не утешая, не успокаивая, не внушая никому надежд на возможность удержать стихийный рост кризиса буржуазной цивилизации.» (стр.323)

.........

«Вы считаете себя „в силах служить ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ” и „обязанными защищать ее от снижения к варварству”. Это — очень хорошо. Но поставьте пред собою простой вопрос: что вы можете сделать сегодня и завтра для ЗАЩИТЫ ЭТОЙ КУЛЬТУРЫ, которая — кстати сказать — еще никогда не была “общечеловеческой” и не может быть таковой при наличии национально-капиталистических государственных организаций, совершенно безответственных пред трудовым народом, натравливающих народы друг на друга?

Так вот: спросите себя, что вы можете противопоставить разрушающим культуру фактам безработицы, истощению рабочего класса голодом, росту детской проституции? Понятно ли вам, что истощение масс значит — истощение почвы, из которой возрастает культура? Вам, наверное, известно, что так называемый „культурный слой” всегда был производным от массы. Это вы должны бы хорошо знать, ибо у АМЕРИКАНЦЕВ ЕСТЬ ПРИВЫЧКА ХВАСТАТЬСЯ ТЕМ, что в США МАЛЬЧИКИ — ТОРГОВЦЫ ГАЗЕТАМИ — ВОЗВЫШАЮТСЯ ДО КАРЬЕРЫ ПРЕЗИДЕНТОВ.

Напоминая об этом, я ХОЧУ ОТМЕТИТЬ ТОЛЬКО ЛОВКОСТЬ мальчиков, но не ТАЛАНТЫ президентов, — о талантах последних мне ничего не известно.

Есть и еще вопрос, над которым вам следовало бы подумать: 

- ПОЛАГАЕТЕ ЛИ ВЫ, что 450 миллионов китайцев можно превратить в РАБОВ ЕВРОПЕЙСКО- АМЕРИКАНСКОГО капитала, в то время как 300 миллионов индусов уже начинают понимать, что для них РОЛЬ РАБОВ АНГЛИИ ВОВСЕ НЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА БОГАМИ? 

Сообразите: НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ ХИЩНИКОВ И АВАНТЮРИСТОВ желают вечно и спокойно ЖИТЬ ЗА СЧЕТ СИЛЫ МИЛЛИАРДА ТРУДЯЩИХСЯ. Это — нормально? Это — было, это — есть, но хватит ли у вас храбрости утверждать , что это и должно быть так, как оно есть?» (стр.324-325)

..........

«Упрекая меня в том, что я „проповедую ненависть”, вы советуете мне „пропагандировать любовь”. Вы, должно быть, считаете меня способным внушать рабочим: 

ВОЗЛЮБИТЕ КАПИТАЛИСТОВ, ибо они пожирают силы ваши, возлюбите их, ибо они бесплодно уничтожают сокровища земли вашей, возлюбите людей, которые тратят ваше железо на постройку орудий, уничтожающих вас, возлюбите негодяев, по воле которых дети ваши издыхают от голода, возлюбите уничтожающих вас ради покоя и сытости своей, ВОЗЛЮБИТЕ КАПИТАЛИСТА...» (стр.325-326)

..........

«Миллионы рабочих пухнут с голода, бесплодно растрачивается здоровье народа, катастрофически растет детская смертность, растут самоубийства — ИСТОЩАЕТСЯ ОСНОВНАЯ ПОЧВА КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ЖИВАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ. И, несмотря на это, ваш сенат ОТКЛОНИЛ законопроект Лафоллет-Костигана об ассигновании 375 миллионов долларов на НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ помощь безработным, а “Нью-Йорк америкен” публикует следующие данные о ПРОИЗВЕДЕННЫХ в Нью-Йорке ВЫСЕЛЕНИЯХ безработных и их семей ИЗ КВАРТИР за невзнос платы: в течение 1930 года — 153731 случай выселения, а в 1931 году — 198738. В течение января с. г. [1932] в Нью-Йорке ежедневно выселяются из квартир сотни семей безработных.» (стр.332)

.............

 «Европой и Америкой правят безответственные „господа”. События в Индии, Китае, Индокитае вполне могут способствовать росту расовой ненависти к европейцам и вообще к „белым”. Это будет ТРЕТЬЯ НЕНАВИСТЬ, и вам, гуманисты, следует подумать: нужна ли она для вас, для детей ваших.» (стр.335)

.........

«А ТАКЖЕ ПОРА ВАМ РЕШИТЬ ВОПРОС: С КЕМ ВЫ, „МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ”? С чернорабочей силой культуры за создание новых форм жизни или вы против этой силы, за сохранение касты безответственных хищников, — касты, которая загнила с головы и продолжает действовать уже только по инерции?» (стр.335)