28 февраля Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с заявлением о том, что Турция, согласно Конвенции "Монтрё", имеет право закрыть доступ к проливам, ведущим в Чёрное море. Необходимо отметить, что Турция чётко обозначила свою позицию в войне на Украине: она не намерена идти на конфронтацию против России или Украины и будет сохранять мирные отношения с обеими странам. Тем не менее, страна расценивает происходящие события как войну, поэтому в этом вопросе она вынуждена отреагировать и запретить прохождение военным кораблям через проливы Босфор и Дарданеллы.
10 важных фактов о Конвенции "Монтрё" и её положениях:
1. Издавна контроль над бассейном Средиземного моря был камнем преткновения у многих стран, в том числе России и Великобритании. Конечно, свободный доступ к морю был лакомым кусочком. Только Россия воевала за эти территории с Турцией 12 раз. Позже свой постоянный флот туда направили и США, поэтому многочисленные споры по этому вопросу не утихали на протяжении многих веков.
2. Наконец, спустя десятки лет войны и сражений за право контролировать проход через проливы с 22 июня - 21 июля в Монтрё, Швейцарии, состоялась конференция, в которой приняли участие представитель СССР, Великобритании, Австралии, Франции, Турции, Болгарии, Греции, Румынии, Югославии, Японии.
3. Через переговоры и обсуждения участники этой встречи пришли к выводу о необходимости правового регулирования морского сообщения через проливы и подписали новую конвенцию о режиме проливов, на основе которой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов.
4. Конвенция закрепляет за всеми странами право на свободный проход торговыми судами через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы в мирное или военное время.
5. В мирное время торговые суда имеют право проходить через проливы в любое время, но обязательно подвергаются предварительному досмотру. Интересен тот факт, что подводные лодки имеют право проходить через указанные проливы для ремонта, известив об этом Турцию. Привожу текст Конвенции:
«Державы, прибрежные к Чёрному морю, будут иметь право проводить через проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооружённые или купленные вне этого моря, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о покупке. ПЛ, принадлежащие названным Державам, могут равным образом проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точные данные по этому поводу будут даны Турции».
И действительно случаи, когда наши подводные лодки имели проблемы с выходом в Чёрное море были. Например, когда российским подлодкам "Великий Новгород" и "Колпино" был необходим текущий ремонт, согласно Конвенции они имели право пройти через проливы в Чёрное море, но вот только вопрос о том, как им потом выйти, оставался открытым.
В соответствии с положениями Конвенции военные корабли делятся на военные корабли прибрежных и неприбрежных стран.
Страны, имеющие выход к Черному морю, могут проводить через Босфор и Дарданеллы любые корабли.
Для кораблей нечерноморских стран действует особый режим. Они не могут проводить в Черное море корабли водоизмещением более 30 тысяч тонн и на срок более 21 суток. Правда, существуют оговорки, позволяющие в особых условиях увеличивать тоннаж.
6. Положение Конвенции также регламентирует действия на случай войны:
- если Турция ни на кого не нападала и не собирается воевать: суда могут свободно проходить как и в мирное время;
- если Турция выступает инициатором войны: нетурецкие торговые суда могут только днём передвигаться через проливы и то в том случае, если они не имеют намерения напасть на Турцию. В этом случае, пускать такое судно или нет - остаётся правом за Турцией;
- если Турция видит военную угрозу войны для себя: она имеет право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Любая воюющая держава не может отправлять военные суда через проливы, если Турция не участвует в войне.
7. Конвенция разрешила Турции содержать военные силы у проливов и строить береговые укрепления. Таким, страна тесным образом укрепилась на этой территории.
8. Не смотря на то, что Турция имела гораздо больше привилегий по сравнению с другими участниками, она была не довольна положениями Конвенции и пыталась найти способ установить тотальный контроль над проливами.
9. До сих пор в стране стоит вопрос строительства искусственного канала между Мраморным и Чёрным морями "Канал - Стамбул", который Президент Турции назвал "проект десятилетия." Но сами турки в строительстве канала видят угрозу природе и окружающей среде, поэтому в стране идут жаркие споры и недовольства.
10. Эксперты до сих пор скептически относятся к Конвенции и считают, что её положения не доработаны и содержат много противоречий. Например, нет чётко прописанных оснований, по которым Турция может рассмотреть угрозу от других стран. Или как определить, что судно, которое проходит через пролив, не представляет для Турции никакой угрозы? В этих условиях положения Конвенции выглядят противоречивыми и неоднозначными.
Военные обозреватели и политологи считают, что закрытие границ Босфора и Дарданеллы имеет положительную сторону для России. И на это есть как минимум две причины. Во-первых, если Запад решится организовать поставки оружия на Украину морем, закрытие проливов затруднит для них реализацию этого плана. Во-вторых, даже если у Турции появится мысль о том, чтобы пропустить американские корабли через проливы, сделав, скажем так, маленькую оговорочку для них, в этом случае она рискует остаться без поддержки России, с которой её связывает не только газопровод, но и туристический бизнес, поэтому политологи предполагают, что Турция не станет портить отношения с Россией.
Думаю, что турецкие власти хитро поступили, приняв такое решение. Однако как бы ни старалась Турция сохранить нейтралитет в вопросе Украины, она уже невольно стала соучастницей этого конфликта. И рано или поздно ей всё равно придётся сделать выбор и принять чью-либо сторону.
С вами был канал "Пылесос", до скорой встречи, бай-бай).