Приветствую! Данный текст меня просили написать неоднократно, а я по разным причинам всё время передвигал его всё дальше и дальше, пока не решил - пора. Основная причина, почему я откладывал, заключается в том, что это неизбежно будет руководство типа "мистер очевидность" или "пособие, как ходить на двух ногах".
Много лет назад, когда я только начинал эксперименты с ремонтом корпусов ноутбука, я смотрел видео, читал статьи, покупал и проводил эксперименты с различными материалами. Затем, когда отремонтированные ноутбуки возвращались для обслуживания, я анализировал, как со временем проявляют себя те или иные решения, насколько они мешают последующему разбору ноутбука и так далее.
Есть очень красивые (в техническом смысле) статьи, где совсем не инженеры, а обычные "пряморукие" люди делятся опытом ремонта своего корпуса. Имея доступ к станку, большому количеству разнообразных материалов и уйму времени, можно отремонтировать почти любой, казалось бы безнадёжно сломанный корпус ноутбука. В сервисе же требования к решению другие:
1. Решение должно быть универсальное, применимое для большинства случаев повреждения и ремонта ноутбуков
2. Ремонт корпуса не должен занимать много времени и требовать много ресурсов (быть недорогим)
3. Ремонт должен обеспечивать прочность корпуса, достаточную для нескольких последующих лет эксплуатации
4. В идеале, ремонт должен позволять производить последующие беспроблемные разборы корпуса ноутбука для его обслуживания.
Поэтому отметаются следующие варианты:
1. Разработка и воплощение уникального решения для ремонта конкретного корпуса, с заказом и установкой усиления и т.п.
2. Залить всё эпоксидкой - прочно, но что делать при необходимости последующего разбора?
3. Залить всё цианокрилатным клеем
4. Использовать термоклей (кроме случаев косметики и изоляции)
Ну и важно помнить, что какое бы хитрое и прочное решение вы не применили, владелец умудрится сломать и его, а лучшее - враг хорошего.
Именно поэтому, когда приносят корпус, у которого нет живого места, вырваны все крепления петель, сломана решётка радиатора, нарушена прочность корпуса, правильное решение - посоветовать заменить повреждённую часть. Странно, но не все понимают разницу между массовым, поточным ремонтом и конкретным решением, которое будет и должно стоить дороже, чем новая деталь.
Основным материалом для ремонта корпуса для меня уже давно стал Poxipol. Он свободно продаётся, хорошо хранится, доступен в различных по объёму упаковках (для однократных и частых ремонтов). Сегодня на примере двух корпусов я покажу, как можно используя Poxipol осуществить простой ремонт. Для примера я взял 2 ноутбука различных, но самых распространённых конструкций крепления петель.
Первый пациент - ноутбук Toshiba. Смотрим на внешнее проявление повреждений и оцениваем, что сломано внутри и целесообразен ли ремонт:
На первоначальном этапе важно не повредить ноутбук ещё сильнее. Нужно оценить, насколько тугие петли и (если принято решение) максимально аккуратно разобрать ноутбук.
Я всегда начинаю с откручивания дальних от повреждения винтов. поскольку это часто позволяет "заглянуть" внутрь и просунуть инструмент, если без вандализма открутить и вынуть сломанное крепление не получается.
У данного ноутбука поддон снимается полностью, плата под ним прикручена к топкейсу (части, где установлена клавиатура), к нему же прикручены и петли. Начинаем разбирать: если это воможно без дополнительных повреждений, то закрываем верхнюю крышку, а если нет - разбираем в открытом состоянии.
Если клавиатура у ноутбука съёмная, то под ней вероятнее всего будут какие-то крепления, поэтому чтобы разобрать ноутбук, нужно будет откручивать крепёж с двух сторон. Именно поэтому часто удобнее делать это на сломанном ноутбуке в открытом состоянии, например, поставив его набок.
Сняв поддон, мы можем оценить его повреждения и повреждения мест крепления на топкейсе. В данном случае видим, что крепления сломаны с одной стороны.
Снимаем верхнюю часть ноутбука с матрицей, эту часть мы разбирать не будем, только ослабим петли, для этого нам пригодится торцевая головка, например из вот такого набора:
Петли расслабляю равномерно с двух сторон, без фанатизма. Для многих петель поворот даже на 30 градусов уже избыточен. Также можно нанести смазку на петли или просто обработать WD.
Поддон тоже получил повреждения, качественно притянуть 2 части корпуса без его ремонта не получится.
Само собой не забываем про обслуживание системы охлаждения: если уж ремонтируете корпус ноутбука, лучше сделать так, чтобы повода лазить внутрь не было несколько лет.
Всё что мне понадобится для ремонта корпуса - 4 шайбы и Poxipol. На все работы инструкция на упаковке обещает дать 10 минут, но по опыту, лучше уложиться в 3-4 минуты. Именно поэтому не разводите сразу много, если повреждения значительны, делайте работы по сегментам.
Винты вкручиваю в бонки, наношу Poxipol, вставляю бонки с усилием в посадочные места, сверху ещё наношу Poxipol. Тонкий слой Poxipol сломается при приложении усилий, поэтому такой ремонт целесообразен, когда посадочные места более - менее живые. Очень важно не забывать про два момента. Первое, это высота крепления - петли должны упираться точно в рассчитанные конструкцией места. Второе, это лишний (избыточный) состав Poxipol в местах, где может стоять плата или элементы петель и ответной части корпуса. Лучше померить и не спешить, а то придётся после застывания аккуратно обрабатывать, чтобы уменьшить зазоры между частями корпуса.
Теперь перехожу к поддону. В данном случае выбран вариант с внутренними шайбами, однако возможен был и другой вариант (шайбы меньшего диаметра вставляются и фиксируются в отверстия снаружи).
Без фанатизма собираем корпус обратно. Если бонки в посадочные места установлены глубже, чем на заводе, возможно, потребуются винты большей длины - это лучше просчитать до сборки.
Проверяем, что всё работает: за ремонтом корпуса не забывайте про технические мелочи при сборке.
А вот и второй пациент - Lenovo, с другим корпусом.
Выглядит страшно - вырвано "с мясом", петля тугая, закрыть даже не стоит и пытаться. Кроме этого сломана решётка, из-за чего эта часть корпуса потеряла жёсткость.
Несмотря на то, что производитель оставил для обслуживания системы охлаждения отличную огромную крышку (которая, кстати, и стала косвенно причиной потери жёсткости корпуса), в ремонте крепления мне это не поможет: разбирать придётся полностью.
Вот и весь сломанный крепёж, а на вид снаружи было значительно страшнее:
Помимо вырванных бонок, есть повреждения внутри корпуса, влияющее на прочность. Но сами посадочные места в порядке, поэтому решение будет аналогично предыдущему ноутбуку.
Также не забываю починить сломанную пластиковую часть решётки (паяльником).
Петли немного расслабляю, результат получился отличный - никаких зазоров, всё плотно и красиво.
Вывод простой - берите и делайте. Пока не попробуешь руками, не оценишь, как ведёт себя Poxipol, какой инструмент нужно иметь под руками и как быстро всё делать, все советы будут бесполезны. Да, он не поможет при сложных ремонтах корпуса, но таких случаев обычно менее 10%. Увидели при т/о, что петли начали вместе с креплениями выходить из корпуса? Это работа для него. Лучше предотвратить, чем восстанавливать.
P.S. Бывают случаи, когда нужно починить корпус, а под руками нет нужных инструментов и материалов. Например, у меня был случай, когда ребёнок (не мой, к счастью) уронил ноутбук, когда я был в гостях. Из инструмента была отвертка, плоскогубцы, а из материалов - суперклей, сода и клеевой пистолет. Отвертка помогла разобрать ноутбук, плоскогубцы расслабить петли, суперклей и сода - приклеить бонки в посадочные места, а клеевой пистолет - восстановить высоту сломанных пластиковых частей для правильной фиксации петель. Решение до сих пор работает, поэтому я не смеюсь, когда разбираю и вижу следы подобных ремонтов: держится и отлично!
Спасибо за внимание! Стабильной работы Вашей технике!
#ремонт корпуса ноутбука #ремонт ноутбука #ремонт компьютера #it #истории компьютерного сервиса