7 малоизвестных символов в иконографии

558 прочитали

На православной иконе даже самый неприметный или обыденный предмет имеет духовное значение. О духовном настроении святого могут рассказать даже складки одежды, а показать неотмирность изображаемого – предметы повседневности. В этой статье предлагаем взглянуть на некоторые примеры малозаметных и неожиданных деталей на иконах, которые помогут лучше понять православную иконографию.

На православной иконе даже самый неприметный или обыденный предмет имеет духовное значение.

Апостол Павел наступает на ногу апостолу Петру

Этот жест встречается на иконах Сошествия Святого Духа на Апостолов, он крайне малозаметен и почти неизвестен. На некоторых иконах он упускается, хотя имеет глубокий символический смысл.

Хотя апостол Павел никак не мог находиться рядом с Христом в день Пятидесятницы, он изображен на иконе среди Его учеников. Тогда он еще не обратился ко Христу, но он – вместе с Господом в иконографии этого праздника, поскольку Пятидесятница – день создания и утверждения Церкви. И жест, когда ап. Павел как бы наступает на ногу ап. Петру, означает признание миссионерских заслуг св. Павла, апостола “второго призыва”, особо потрудившегося на благо основания церквей наряду со своими предшественниками.

Апостол Павел наступает на ногу апостолу Петру
Апостол Павел наступает на ногу апостолу Петру

Велум

В иконографии велум (лат. - парус) – красная ткань, натянутая или переброшенная между двумя архитектурными сооружениями или элементами. Велум можно увидеть, например, на иконах Рождества Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, Сретения Господня.

Наличие велума на иконе может иметь несколько значений. Чаще всего он указывает на то, что событие происходит внутри помещения. На некоторых иконах оно запечатлено внутри того здания, над которым висит велум. Также велум может изображаться на тех иконах, события на которых являются тайными или сокрыты от посторонних взглядов.

Но главным значением велума является связь и преемственность между Ветхим и Новым Заветом. Это выражается и в самом виде велума: красная тканая завеса использовалась как в Иерусалимском Храме, так и ныне задействована во всех православных храмах.

Велум – красная ткань между двумя сооружениями
Велум – красная ткань между двумя сооружениями

Мандорла

Мандорла – особый вид нимба круглой или овальной формы, внутри которого помещается изображение Христа. Иногда внутри мандорлы – Пречистая Дева, ангелы или святые. Чаще всего мандорлу можно увидеть на иконах “Преображение Господне”, “Воскресение Христово” и “Второе Пришествие”.

Мандорла изображается тогда, когда иконописец желает представить образ запечатленного в Божественной славе. Стреловидные лучи – знак энергии Божией, небесные силы внутри мандорлы – сила Божия, сияние мандорлы – слава Божия.

Лица в профиль и в анфас

Язык иконографии – язык символов, случайности в нем редки. Может иметь значение даже то, под каким углом повернуты лица изображенных. Взгляните на следующую икону и попробуйте предположить, в чем дело.

Господа, Богородицу, ангелов и святых принято изображать в анфас или повернутых к молящемуся лицом на ¾. Людей, не являющихся святыми, изображают или в профиль, или отвернувшимися от молящегося.

Символически это объясняется так: икона служит для молитвенного общения. Те, кто повернуты лицом к лицу, входят в него. А профиль означает отсутствие этого общения.

На православной иконе даже самый неприметный или обыденный предмет имеет духовное значение.-5

Складки на одежде

Даже складки на одежде могут сказать многое как о изображаемом, так и о самом изображении. Множество мелких складок указывают на то, что икона была написана с VIII по XIV век. А если складок немного и они длинные, то, вероятно, икона была написана уже после XIV века.

Короткие складки – символ духовного переживания, длинные – духовного спокойствия. Неровные складки символизируют движение.

 Складки на одежде святого
Складки на одежде святого

Пещера

Изображение пещеры встречается на иконах Рождества Христова, некоторых подвижников-анахоретов. Да, действительно, Христос родился в Вифлеемской пещере, а, например, св. Макарий Великий годами подвизался в пещерах Нитрийской пустыни.

Но символически пещера означает преисподнюю. Темнота пещеры – мрак преисподней. Пещеры изображаются в напоминание того, что Христос спустился во ад и разрушил его врата, что Свет Христов побеждает любой мрак.

Изображение пещеры на иконах
Изображение пещеры на иконах

Необычная архитектура

Здания на иконах выглядят нелогично и странно. Геометрические формы фасада могут быть подчеркнуто нереальными, двери – доходить до потолка, а окна – установлены там, где ими воспользоваться невозможно. Даже размер окон и дверей может делать их присутствие бессмысленным.

Здания на иконах - причудливые геометрические формы
Здания на иконах - причудливые геометрические формы

Назначение намеренно бессмысленных с архитектурной точки зрения зданий состоит в том, чтобы показать, что события, изображенные на иконе, находятся вне законов земной логики. И, несмотря на то, что они происходят на земле, прежде всего касаются мира духовного.

В полноте понять суть изображаемого на иконе, не зная ее символического языка, невозможно. Духовный смысл имеют большинство деталей, начиная от цвета фона и заканчивая складками на одежде. Учиться читать иконы необходимо точно так же, как и учиться читать вообще. И если освоить этот язык, то даже хорошо знакомая икона раскроется с новых сторон. Будто вновь прочитанная книга.

На православной иконе даже самый неприметный или обыденный предмет имеет духовное значение.-9

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ