Должны ли молчать музы, когда грохочат пушки? Очень актуальный на сегодняшний день вопрос, когда наши деятели культуры разделились на два лагеря (или даже три, или больше) по вопросу поддержки России и совершаемой её президентом военной операции?
Сразу вспоминаются советские деятели искусств, выступавшие перед нашими (да, нашими!) воинами в Афганистане, в Чечне. Перед ними выбор не стоял, кого поддерживать и чью сторону занимать. И речь тут шла не о принуждении.
Тот же Иосиф Кобзон, ныне покойный, но много раз летавший в разные «горячие точки» – какую сторону он бы выбрал сегодня? А ведь Украина для него – Родина. Но ответ, как кажется, очевиден.
Можно ли стоять в стороне, прикрываясь, как щитом, своею творческой избранностью, в то время, когда гибнут россияне? Только российских военнослужащих, по последним данным, погибло в этой операции уже почти 500 человек, не считая раненых. Но сколько тех же россиян погибло за эти восемь лет на Донбассе и в Луганске?
Безусловно, война – зло, за какое бы правовое дело она не велась. Но если её не избежать? Кто тогда здесь виноват и что делать с этим? Это очень сложные вопросы, на которые труднее ответить, чем просто вопить: «Я против войны!».
Для многих сейчас настал момент истины: с кем ты? Но если ты «народный» артист, то, значит, ты должен быть со свои народом, который облёк тебя своим доверием и званием, и быть до конца.
Многим российским артистам, работающим за рубежом, было выдвинуто жёсткое требование по определению своей политической позиции. Тот же Гергиев, Мацуев лишились своих выступлений и должностей (тот же Гергиев), но остались на прогосударственных позициях.
Иностранцы, работавшие в России, были также вынуждены сделать свой нелёгкий выбор. Можно сколько угодно поносить худрука Вахтанговского театра, но он остался честным по отношению к своей Родине, хотя в Москве был обласкан Минкультовской властью и, конечно, имел большую зарплату.
Но что же Анна Нетребко, о которой говорится в заголовке? Именно её действия, неприятно удивившие, и заставили взяться за этот пост. Нельзя усидеть на двух стульях, с одного рано или поздно свалишься, да и публика будет смеяться. Это про неё.
Ах, как всё прекрасно для неё складывалось. Поклонники, миллионные гонорары, всемирная слава, график гастролей, расписанный на годы. Импресарио и театры, наверное, выстраивались в очередь. Интернет сообщал о каждом шаге с демонстрацией фото: Анна там, Анна сям, Анна в новом наряде, Анна …
Но в новых реалиях слава ничто, потому что ты «россиянин» или «россиянка». Поэтому, будь добр, определись со своей политической позицией по известному вопросу. Но Анне так хотелось на всех стульях усидеть, как мы помним, так что с определением дело затянулось. И когда момент истины настал, понесло: «Я осуждаю агрессивные действия России …», и этот вопль в пустыне «Что нам делать?». Но уже было поздно, поезд вместе с отменёнными выступлениями и разорванными контрактами ушёл.
Так должны ли молчать музы, когда грохочат пушки? Должны, если ты не знаешь, где твоя Родина, если тебе нечего сказать своим соплеменникам, чтобы не оказаться совсем без стульев.
Вот интересно даже, как потом примут Нетребко в России? Лично для меня все эти деятели теперь «нерукопожатые».
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.