Найти в Дзене
Кино и книги

"Пролетарии, комиссары и писатель Гашек": 3 забытых советских фильма о начале революции и становлении Советской власти

Оглавление

В который раз удивляюсь богатству советского кинематографа. В нем можно найти картины неординарно мастерски снятые и, вместе с тем, малоизвестные. Хочу исправить эту ошибку и предложить вашему вниманию несколько фильмов о временах до и после революционных, рисующих картины прошлого с необыкновенной выразительностью.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Окраина" 1933 г.

1914 г. Провинциальный российский городок, где на ходу спят даже извозчики и лошади. На скамейках сидят мещаночки, изображающие дам, утки купаются в луже на главной улице, а основное производство, похоже, представлено сапожными мастерскими.

В крупной мастерской у хозяина работает семья Кадкиных. Младший, легкомысленный Сенька, стуча молотком, пялится на ножку заказчицы, с которой снимают мерку . Тычет локтем старшего брата, приглашая полюбоваться приятным зрелищем. Николай тоже расцветает белозубой улыбкой. Даже отец, Петр Иваныч, косит глазом туда же.

Кадр из фильма "Окраина". Семен и Николай Кадкины - сапожники.
Кадр из фильма "Окраина". Семен и Николай Кадкины - сапожники.

Раздается заводской гудок. "Кряковские" - замечает Петр Иванович. Затем - другой гудок. Знатоки начинают спорить хрущевские это или еще какие, но тут поднимается Николай и заявляет, что пора идти поддерживать забастовщиков. Хозяин, разумеется, протестует. Народ думает.

"Сенька!"- взывает Николай. Сенька удачно подражает гудку, в знак того, что он тоже забастовал и все валом валят поддерживать заводских. За ними бегут мальчишки, собаки, кошки и Манька Грешина, которой везде больше всех надо.

Легкомысленный младший Кадкин, обладатель великолепного чуба, откалывается от политического движения, заметив на скамейке привлекательную даму с собачкой. Это, конечно, не героиня Чехова, но успешная ее подражательница. Сенька пытается завязать знакомство, используя несчастного щенка, которого он то пинает со скамейки, то гладит, пытаясь задеть при этом хозяйку.

Казаки разгоняют забастовщиков: рабочие, сочувствующие, Манька, мальчишки, собаки, кошки бегут обратно. Сенька выхватывает из этой суматохи щенка и преподносит владелице. Он один в выигрыше - Муся позволяет спасителю питомца себя обнять.

Мастерская Грешиных - маленькая. У Александра Петровича, отца Маньки, всего четыре несовершеннолетних ученика, поэтому он частично сдает дом жильцам. Немцу Роберту Карловичу, с которым играет в шашки и ударяет по пивку, и вечному студенту, социал-демократу Александру Федоровичу, которого уважительно опасается. Манька, формирующаяся во взрослую барышню, живет без присмотра.

Кадр из фильма "Окраина". Манька Грешина (Елена Кузьмина).
Кадр из фильма "Окраина". Манька Грешина (Елена Кузьмина).

Скоро вся эта размеренная жизнь с ее достоинствами и недостатками разлетится. Наступит Первая мировая, затем Февральская революция, а потом, как выразился солдат, герой Михаила Яншина: "Солдатские депутаты какой-то Зимний взяли".

Прежние связи разорвутся, завяжутся новые. Одни погибнут, другие чуть не погибнут. "Вот горячка-то!"- скажет почти расстрелянный Николай и мы поверим, что он сейчас встанет, как и обещал. Ну, может быть не сейчас, но - встанет.

Режиссер фильма Борис Бернет - великий мастер. Это видно даже по одной картине. Постоянно проводимые при помощи монтажа параллели между происходящим в тылу и на фронте, даже звуковые. Операторская работа, в которой часто происходящее направлено в лоб на зрителя: на вас прыгают солдаты из окопа, на вас движется расстрельная команда. Невозможно не чувствовать себя в центре событий.

Какие замечательные песни, точно привязанные к сюжету, которых нигде больше не услышишь! Романс "Мы расстались с тобой!". Солдатская, времен Первой мировой войны:

Не на тот ли мёртвый на голос

Псы железные залаяли —

В чистом поле над окопами

Медны коршуны заграяли...

Лирические природные зарисовки прекрасны. Быт, вообще, непередаваемо, густо, детально реалистичен. Ведь ставили, снимали, играли люди, для которых дореволюционная жизнь была недавно. Всего 16 лет прошло. Отдельное спасибо постановщикам за всю живность от утят до лошадей, оживляющую кадр. Особенно запоминается говорящая лошадь и щенок, постоянно страдающий от романа Сеньки с Мусей.

Более всего фильм посвящен вопросу о патриотизме. О том, когда ты воюешь за родину, а когда этот лозунг лишь дымовая завеса для тех, кто наживается на поставках или решает за счет войны какие-то другие проблемы.

Картина поставлена по одноименной повести Константина Финна.

Актеры не просто звезды, а настоящее созвездие: дебют Николая Крючкова (Семен Кадкин), худой Михаил Жаров (Александр Федорович), неотразимо улыбающийся Николай Боголюбов (Николай Кадкин), молодая Елена Кузьмина (Манька Грешина), Михаил Яншин в роли солдата, который в курсе всех новостей и немецкий актер Ганс Клеринг, играющий военнопленного, на которого положила глаз Манька.

Не лишайте себя удовольствия посмотреть эту картину.

"Большая дорога" 1962 г. СССР, Чехословакия

Если верить фильму, молодой фельетонист Ярослав Гашек в 1914 г. проводил жизнь, большей частью, в пражском трактире, который содержал внешне грубоватый, но хитрый хозяин. Здесь собирались завсегдатаи, лилось пиво, пели песни. Настроение обществу портил назойливый шпик, к счастью, не блиставший интеллектом, но с ним тут научились справляться.

Кадр из фильма "Большая дорога". Гашек - завсегдатай трактира.
Кадр из фильма "Большая дорога". Гашек - завсегдатай трактира.

Чехословакия входила в состав Австро-Венгерской империи, которой управлял император Франц-Иосиф. По мнению Гашека, он был хитрой лисой и не вылезал из резиденции, оставляя все выездное представительство на наследника Фердинанда. Потому Фердинанда в Сараево и убили. Это, как известно, явилось формальным поводом к началу Первой мировой войны.

Неугомонный Гашек решил приколоться по поводу шпиономании и , явившись в гостиницу, назвался Иваном Ивановом из Москвы. Вероятно, после пива это показалось ему хорошей шуткой.

Местную полицию он своими шутками уже достал и потому загремел на фронт, где, по привычке прикалываясь над начальством, обдумывал как сдаться в плен и оказаться в безопасности. К его сожалению, приползший к австрийским окопам отряд русских оказался не разведкой, а такими же дезертирами, мечтавшими выйти из войны. Пришлось брать в плен их.

Эта героическая акция сделала Гашека ефрейтором и командиром подразделения. Среди подчиненных он встретил свою Музу - рядового Йозефа Страшлипку, с которого списал будущего популярного персонажа - солдата Швейка. Цель, к которой с удовольствием присоединились его бойцы, осталась той же: сдаться в плен и оказаться подальше от фронта.

На пути храбрецов стояли их собственные командиры, русские пули и снаряды, но они преодолели трудности, перешли линию фронта, сдались поручику Поливанову и попали в вожделенный лагерь военнопленных. Вскоре политика снова вмешалась в их спокойную жизнь. Сначала из пленных стали формировать Чехословацкий корпус, потом случилась Февральская революция, потом - Октябрьская.

Гашек со Страшлипкой сбежали из корпуса и пережили много разных приключений. Ярослав даже успел жениться на белокурой валькирии революции Шуре, но все же вернулся вместе с другом в Прагу, хотя встретили их там не очень гостеприимно.

Кадр из фильма "Большая дорога". В Советской республике Гашек одно время занимал пост коменданта города. У него была замечательная команда из четырех человек, с которой он изобретательно решал все вопросы. Там Гашек и познакомился с Шурой.
Кадр из фильма "Большая дорога". В Советской республике Гашек одно время занимал пост коменданта города. У него была замечательная команда из четырех человек, с которой он изобретательно решал все вопросы. Там Гашек и познакомился с Шурой.

Не знаю насколько исторична основа этого фильма , но юмористический стиль чешского писателя он передает великолепно. Картину хочется назвать "Похождения бравого солдата Гашека и его друга Страшлипки".

Единственное, что мне мешало при просмотре, то, что закадровый голос, комментировавший события от лица Гашека, принадлежал Юрию Яковлеву. Дело в том, что Яковлев в фильме играет одного из врагов Гашека - поручика Поливанова и, потому, странновато видеть его на экране как антагониста и слышать его же голос от имени героя.

Кадр из фильма "Большая дорога". Поручик Поливанов (Юрий Яковлев). Что хорошо в русском плену - сразу наливают.
Кадр из фильма "Большая дорога". Поручик Поливанов (Юрий Яковлев). Что хорошо в русском плену - сразу наливают.

Динамизм и юмор, реалистичность быта и комедийная игра актеров заслуживают высокой оценки. Даже эпизодические лица, вроде элегантного авиатора, небрежно разбрасывающего бомбы, доставляют удовольствие.

Великолепен Филиппов в небольшой роли городского головы в запое, разъезжающий в обнимку с балалаечником и внушительной бутылью самогона. Главные герои, Ярослав Гашек (Йозеф Абргам) и Йозеф Страшлипка (Рудольф Грушинский), полны обаяния.

Очень ярко выглядит красавица Инна Гулая в роли Шуры, блондинки в кожаной куртке с пистолетом в руках, которая иногда сначала стреляет и только потом смотрит в кого. Комбриг-кавалерист (Николай Гринько) с ординарцем Митькой (Олег Борисов) напоминают незабвенную пару из Чапаева и Петьки. Я думала, в конце концов, так и скажут, что это Чапай.

В остальных ролях: Ярослав Марван (генерал), Франтишек Филиповский (капитан), Александр Кутепов (Свердлов), Йозеф Кемр (шпик), Йозеф Глиномаз (трактирщик) и другие.

"Комиссары" 1969 г.

Пролог. Под протяжный вокал на гребне холма показывается конница с тремя бьющимися на ветру красными флагами и несется вниз. Впереди - классический комиссар гражданской войны: сабля наголо, кожаная тужурка и фуражка. Война отгремит, но настоящие комиссары всегда будут рваться в первые ряды борьбы за лучшее будущее, пока они живы.

Кадр из фильма "Комиссары". Атака.
Кадр из фильма "Комиссары". Атака.

1921 год. Закончилась гражданская и началась, можно сказать, перестройка. Приспособление к новой жизни и новым задачам. Люди, привыкшие к борьбе грудь на грудь с врагом должны были занимать руководящие должности для мирного строительства, на что у многих и образования не хватало.

Они умели проливать кровь, свою и чужую, не щадить жизни, от многого отказываться, но новая экономическая политика, власть и соблазны роскоши тоже были большим испытанием, для кого-то оказавшимся губительнее вражеской пули и сабли.

Комиссаров революции и гражданской войны направляют на переподготовку для хозяйственной деятельности, а также подтянуть образование по основным предметам: литература, география, история и прочее. Они временно становятся простыми курсантами, хотя и с военной дисциплиной. За прогул занятий можно схлопотать отсидку на гауптвахте.

Курсы проходят в великолепном здании вроде замка или дворца, где учащиеся живут и слушают лекции. Многие неожиданно узнают знакомых сослуживцев, которых считали погибшими. Так встречаются Федор Лукачев, по прозвищу "комиссар комиссаров" и Григорий Громов.

Кадр из фильма "Комиссары". Комиссар Лукачев и Шура.
Кадр из фильма "Комиссары". Комиссар Лукачев и Шура.

Судьба вновь сводит и бывшего офицера-белогвардейца Михаила Кондрашова, выдающего себя за комиссара Дегтярева, и атамана Коцура, скрывающегося с бандой в окрестных лесах и болотах. О Кондрашове/Дегтяреве сообщает Коцуру его любовница Шура, преподающая на курсах литературу.

Кадр из фильма "Комиссары". Атаман Коцур (Михаил Голубович).
Кадр из фильма "Комиссары". Атаман Коцур (Михаил Голубович).

Коцур не верит в ближайшую победу над Советской властью, но ненавидит комиссаров как человеческий тип и готовит налет банды на курсантов.

Фильм поставлен по мотивам одноименной повести Юрия Либединского. Режиссер Николай Мащенко в этой ранней работе уже проявляет свой стиль. Манера постановки напоминает его будущую экранизацию романа "Как закалялась сталь" с Владимиром Конкиным. Те же крупные планы лиц героев, долгие идеологические диалоги, и некоторая декларативность.

Роскошь антуража и красивый видеоряд заставляет вспомнить другую его работу - "Овод" 1980 г. Красота кадра, на мой взгляд, - наиболее бросающееся в глаза достоинство фильма. В черно-белой картине, полагаю, такой живописности достигнуть особенно нелегко.

Слабой стороной этой киноработы, по-моему, является отсутствие динамики и некоторая условность происходящего. Автора больше интересуют герои, их сомнения и переживания, чем сюжетная линия, так что эпизодов сражения, вопреки содержанию картины, вы не увидите.

Кадр из фильма "Комиссары". Вместо военных действий нам показали только избиение Громова.
Кадр из фильма "Комиссары". Вместо военных действий нам показали только избиение Громова.

Основной темой, выдвинутой создателями фильма, является вопрос о постепенной ротации партийных кадров. Суровых, даже жестоких, но преданных идеям коммунизма, мирового братства и справедливости комиссаров постепенно сменяют люди менее восторженные и максималистичные. Среди них есть и приспособленцы, ради своих интересов примыкающие к победителям, и бывшие бойцы революции, на которых власть подействовала разлагающе.

Фильм, в какой-то мере, можно считать памятником породе людей, выкованных революцией и гражданской войной, железным комиссарам в кожаных тужурках, умевшим мечтать о всеобщем счастье и справедливости и не жалевшим для этого жизни и душевных сил. Образ их овеян своеобразным романтизмом.

Враги революции не менее интересны и показаны не схематично.

Кадр из фильма "Комиссары". Михаил Кондрашов/Дегтярев (Леонид Бакштаев).
Кадр из фильма "Комиссары". Михаил Кондрашов/Дегтярев (Леонид Бакштаев).

Обращают на себя внимание казацкие и украинские песни, звучащие в картине и вальс "Разбитая жизнь" композитора Макса Кюсса.

В ролях: Константин Степанков (Федор Лукачев), Иван Миколайчук (Григорий Громов), как всегда в трагедийной роли человека, охваченного сомнениями, Борислав Брондуков (Дмитро Коваль) в обычном комическом амплуа, Лариса Кадочникова (Шура), Леонид Бакштаев (Кондрашов/Дегтярев), Михаил Голубович (Коцур), тоже в знакомом образе бандита, но, что непривычно, - он один из главных героев.

Надеюсь, что мне удалось привлечь ваше внимание у этим, действительно выдающимся, работам. Как всегда, предлагаю ознакомиться с предыдущим обзором лент на революционную тему, если вам он раньше не попадался: "Революция, ее друзья и враги": 3 забытых интересных советских фильма о переломных событиях 1917 года".

-14