Найти тему
ЛесДача96

Для чего Икарусу "Синие очки" - на фары, кто знает?

Приветствую друзья!!!

В Советский Союз автобусы марки Икарус массово начали поставляться еще в конце шестидесятых.

-2

Ранние. венгерские машины на просторах СССР, такие как Икарус 556 гармошка, уже практически стерлись, из нашей памяти.

Многие помнят этот автобус жёлтый,

-3

на городских маршрутах, и само собой, поворотный круг.

-4

Ну как такое можно забыть?

-5

И междугородние, окрашенные в красный цвет.

-6

-7

Икарус 250 хоть и коптил прилично,

но, в свое время мог предложить невиданный комфорт, да и внешне был стиляга. Сейчас они постепенно становятся раритетами и скоро совсем не останется, даже сравнительно свежих 280-283-х. Главный запомнившийся недостаток городского автобуса- «жуткая холодина зимой». Что касается внешности междугороднего красного автобуса, то была у него была одна, казалось-бы незначительная, но интересная деталь, которую замечали все. Это очки на фарах.

-8

Их устанавливали на большинство автобусов. А зачем это было нужно, знали немногие. На других автобусах такого не было. Без этих тонированных очков, Икарус 250 воспринимается совсем по-другому. Создается впечатление что это обязательный атрибут автобуса, без них он смотрится гораздо проще. Были по этой теме и курьезные ситуации. Пассажиры, заметив неладное, подходили к водителю, чтобы узнать почему нет очков у Икаруса? Настолько к ним привыкли. Однако к заводской комплектации эта деталь не имеет никакого отношения и в списке дополнительных опций, этот элемент не значится. Венгерский завод поставлял автобусы в обычном виде, без какой-либо тонировки на фарах. Да это и не нужно было. А вот что тонировали у венгерина, так это верхнюю часть лобового стекла. Своеобразный тюнинг фар, сделали уже по месту эксплуатации. В первую очередь с практической целью, но и стилистика играла немалую роль. Стекла в рамках защищали яркую галогеновую оптику от камней, попадавших во время движения автобуса по трассе. Дело в том, что фары у Икаруса были в дефиците. Всегда проблематично было их заменить. Можно подогнать фары отечественного производства, они взаимозаменяемы, но доводить до этого не хотели, так как венгерские фары были качественнее. Они светили гораздо ярче. Стекла на фары для Икарусов выпускались в Чехословакии, Болгарии, Германии и СССР на заводе в Вязниках. Стекла фар на Ваз-2101, -02, -011,-013 были точно такого же диаметра. А стекла без призм прекрасно вырезались из закалённого полированного стекла. Конечно, не было особо проблем с запчастями на них. Стёкла от фар мотоцикла Восход отлично подходили к Икарусам и наоборот. Вот только отечественная светооптика, "не оставляла желать лучшего", изготавливалась согласно требованиям ГОСТа, и имела не достаточный для её задач световой поток. На Икарусе стоял галоген, при повреждении концентратора светового потока (сквозная трещина, к примеру) лампа практически сразу умирала... А замена самого блока-фары на подходящий по размеру не родной комплект в те времена это гарантия того, что данное транспортное средство не пройдёт государственный техосмотр (перевозка людей всё-таки). Тем более такие машины работали на межгороде и в "Интуристе". С городскими "скотовозами" подход был намного проще. Правда скорее всего так обстояли дела в столицах. До развала были централизованные поставки, а после развала столько б/у Икарусов в страну прибыло, что в любом автопарке до сих пор где-нибудь лежит рабовский мост, гитара, задние фонари с гайками, а в углу агрегатки и кресло найдётся. Автопокрышки были Taurus и Barum. Обычно, защитой фары были тонированные козырьки от Газ 69, но использовались также от Газ-21. У Победы и Волги 21-ой такие козырьки были, как раз "тёмного цвета", они из плексигласа.

-9

Очки эти стоили совсем не дорого, а максимум бутылка для кладовщика, или просто скручивались, комуниздились, со списанных ЛАЗов и ЛиАЗов. Еще эти козырьки шли на ПАЗ-672 и ЛАЗ-695.

-10

А с Икарусов встречно тырили зеркала, микрофоны и динамики. Вот так и жили. Синие козырьки очень даже неплохо смотрелись со сдвоенными фарами Икаруса. До сих пор помню, когда ночью на трассе вопреки всем ПДД, светит в глаза синим светом. В наше время, автобус проехал бы до первого гаишника, потому как согласно ПДД запрещается установка спереди световых приборов с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого. Козырьки «Очки», по размеру подходили на фары. Выбирали те, которые имели минимальную прозрачность, так как для оригинальной оптики и такая преграда не была проблемой, она все равно светила ярче. Советскую рамку козырёк крупные камни могли разбить, но фары при этом оставались целыми. Гораздо проще было поменять «очки», чем оптику. На Икарусах стояли как теперь говорят моноблок-лампа -фара. То-есть лампа отражатель и стекло-рассеиватель были единым блоком под вакуумом. Причем у этого моноблока был просто восхитительный ресурс, плюс обалденный свет. На своем веку, сгоревших моноблоков, водители Икарусов не припомнят. Были или битые камнями, или ночью обрызганные водой из луж, отсюда трещины и сгорание лампы.

Приятель мне рассказывал, в начале 90-х, на единственном Икарусе, у отца на работе погибли все 4 фары. Какой-то дед на древней Волге, въехал ему в нос. Железо починили, а вот фар на замену - не было. Так бы и стоять ему без фар, но .... Водилы стащили с завода посадочные фары вертолета. Они размером как у Икаруса, только светят на 10 км., в воздухе, разумеется, на земле меньше. И вот первый выезд после ремонта. Выяснилось, что дальний включать не надо, хватало ближнего. Хотя фары светили менее ярко чем на вертолете. Оказалось, что напряжение фары не совпадало с напряжением бортсети Икаруса. От дальнего все встречные сразу сворачивали на обочину и останавливались.

Сейчас Икарусы встречаются всё реже, их сменяют новые версии ЛИАЗ-ов, монстроподобный «Волжанин» и ПАЗики.
Я уж не говорю о маршрутках… Да, канула эпоха, уже не услышать вой Икарусовского редуктора, 55-й люкс, хорошо подвывал колесными планетарными редукторами. Издали было хорошо слышно. Глядя на Икарусы, в детстве, я всегда хотел стать водителем автобуса.

Что сказать, современные автобусы никаких чувств не вызывают, все какие-то пустые и безликие, а вот на Икарусы. до сих пор приятно смотреть. Выглядят брутально.

Спасибо за лайк, поделитесь своим комментарием, наблюдениями из личной жизни. Спасибо.