16.02.2022. АПИ — Членов семьи умерших участников и инвалидов Великой Отечественной войны предлагается лишить права на повторное получение бесплатных квартир. С такой инициативой выступило Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Справка
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году жилые помещения получили 584 семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. В очереди на улучшение жилищных условий оставалось 1,2 тысячи таких лиц.
Действующий федеральный закон предусматривает специальные меры социальной поддержки ветеранов. В частности, нуждающимся в улучшении жилищных условий фронтовикам должны без очереди предоставляться бесплатные квартиры. Такое же право имеют служившие в тыловых частях, жители блокадного Ленинграда, а также вдовы участников и инвалидов войны. При этом оговаривается, что жилье предоставляется этим категориям только один раз.
Однако в строительном ведомстве указывают на факты злоупотреблений – случаи, когда вдовы продают квартиры, предоставленные при жизни участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, а затем после соответствующих обращений повторно получают жилье. «На практике отказ в постановке на учет членов семей участников и инвалидов Великой Отечественной войны, которые уже были обеспечены жильем, обжалуется в судебном порядке в связи с отсутствием в федеральном законе нормы, запрещающей такую постановку на учет. Сложившаяся практика приводит к увеличению общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан. При этом соответственно увеличиваются сроки обеспечения жильем непосредственных участников и инвалидов Великой Отечественной войны», – отмечается в пояснительной записке.
Представленный законопроект призван пресечь такую недобросовестность, исключив право на предоставление жилья членам семей уже получивших такие квартиры участников и инвалидов Великой Отечественной войны.
Отметим, что Конституционный суд России еще в 2007 году пришел к выводу о допустимости ограничения в признании нуждающимися в жилых помещениях граждан, совершивших умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Судебная практика также свидетельствует о многочисленных злоупотреблениях – попытках получения новых квартир вдовами, в том числе родившимися после войны. Например, Мария Григорьева подарила принадлежащий ей частный дом в Малой Вишере дочери и переехала к внучке, а после продажи ее квартиры оказалась в неблагоустроенном чужом доме с печным отоплением. Признав такие действия направленными на ухудшение жилищных условий, служители Фемиды отклонили иск о предоставлении выплаты на приобретение жилья.
Схожее решение было принято и в отношении Амины Яльцевой, проживающей в принадлежащей внучке квартире в Бронницах. За год в эту квартиру переехало сразу четыре родственника из разных регионов, в результате чего площадь на каждого проживающего оказалась ниже учетной. В злоупотреблениях уличили и екатеринбурженку Галину Дьякову. «Только после совершения умышленных действий, связанных с изменением места и условий проживания, Дьякова Г.П. заявила ответчику о возникшей нуждаемости в улучшении жилищных условий», – заключил Свердловский областной суд.