Найти тему
Домодедово online

«Ты сможешь это сделать!»

Снизить напряжение перед сдачей ЕГЭ выпускникам домодедовских школ помогают педагоги-психологи

Всегда сильнее тот, кто умеет владеть собой. Эта мудрость востребована обществом с незапамятных времен. По-настоящему актуальна она и для выпускников домодедовских школ. Параллельно с академической подготовкой к экзаменам они овладевают навыками самоконтроля и саморегуляции.

– Школьные экзамены – это проверка не только знаний, но и психологической устойчивости выпускников. Справляться с волнением на экзамене ребят обязательно надо учить, – подчеркивает Елена Чибисова, педагог-психолог средней школы № 1, руководитель муниципального методического объединения педагогов-психологов городского округа Домодедово. – Этим и занимаются школьные психологи. Наша задача – снизить излишнее напряжение школьников и повысить их стрессоустойчивость.

Чтобы эмоции не накрыли с головой

Встреча корреспондента «Призыва» с домодедовскими психологами состоялась в средней школе № 1. Вместе с Еленой Александровной своим опытом и наработками по подготовке школьников к выпускным экзаменам поделились педагоги-психологи Екатерина Халикова и Татьяна Миронова.

В первую очередь они отметили, что волнение ребят перед сдачей экзаменов – это естественная реакция на стресс. Ведь выполнять тестовые задания им предстоит в незнакомой школе под зорким «глазом» видеокамер и наблюдателей. Хорошо, если тревожность ученика не зашкаливает, а лишь помогает ему собраться с мыслями и сконцентрироваться на задании. Но бывают ситуации, когда паника накрывает молодого человека с головой. Лишь владение техникой самообладания поможет ему вынырнуть на поверхность. Кстати говоря, этот навык пригодится ему не только при сдаче экзаменов, но и в любой стрессовой ситуации.

– Сегодня практически все родители дают согласие на психологическое сопровождение школьников. Без этого педагоги-психологи не имеют права проводить с ребятами диагностические работы, определять уровень их тревожности и психологической готовности к итоговой аттестации. Выявляя личностные ресурсы ребят – их сильные и слабые стороны, мы строим дальнейшую коррекционную работу, – поясняет Екатерина Халикова.

Укрепите дух!

Для определения психологической готовности школьников к экзаменам педагоги используют методики, разработанные кандидатом психологических наук Мариной Чибисовой.

– Объективные, хорошо выверенные диагностические приемы

помогают определить, например, готовность выпускников девятых классов к государственной итоговой аттестации (ГИА), а одиннадцатых – к единому госэкзамену (ЕГЭ) по трем характеристикам. Это личностная готовность, определяющая уровень тревожности и стрессоустойчивости, познавательная готовность, определяющая развитие учебных действий и способность к самоорганизации, а также процессуальная готовность, определяющая умение работать с контрольными измерительными материалами (КИМ) и знание процедуры экзамена. Понимая показатели ребят по этим шкалам, мы помогаем им выстроить стратегию своего поведения на экзамене и рационально распланировать свое время, – разъясняет педагог-психолог Татьяна Миронова.

– Вот пример. Если в ходе диагностики выясняется, что у

учеников 11 «а» класса повышен уровень тревожности, то психолог с помощью коррекционных программ будет развивать личностную готовность ребят. Если в 11 «б» необходимо закрепить стратегию

поведения на экзамене, то мы будем развивать процессуальную

и познавательную готовность выпускников, – уточняет Елена Чибисова, подчеркивая, что эти занятия укрепляют дух ребят, помогают им стать более собранными и целеустремленными.

Якорь спасения

Свои занятия с учащимися 9 и 11 классов педагоги проводят в форме психологических тренингов. Они носят познавательно-информационный характер и способствуют развитию у ребят памяти, концентрации внимания, формируют позитивную установку на успешную сдачу экзаменов. А это дорогого стоит. Потому что, по мнению специалистов, тревога – это очень энергоемкое занятие. Чем больше школьник переживает, тем меньше сил у него остается на учебу.

Из этого следует, что навыки психической саморегуляции – это настоящий якорь спасения для выпускников. Они помогают преодолеть сильное волнение и страх, помогают поверить в то, что не так страшен «зверь» по имени ЕГЭ, как его малюют. Школьные психологи поделились с читателями «Призыва» некоторыми практиками.

– Известно, что для быстрого входа в спокойное состояние не придумано ничего лучше, чем дыхательные упражнения. Справиться с нарастающим беспокойством выпускникам поможет техника «Квадрат дыхания». В течение нескольких минут нужно дышать, считая до четырех, по схеме: вдох – задержка дыхания – выдох (задуваем свечку) – задержка дыхания. Это очень простая дыхательная техника, позволяющая убрать мышечное и психологическое напряжение. Ее можно практиковать где угодно и, главное, незаметно для других. А вот что можно сделать, если вы, что называется, «потерялись» на экзамене. Попробуйте переключить свое внимание на посторонний предмет. Например, перечислите пять свойств авторучки: шариковая, голубая, прозрачная, легкая, пластмассовая, а затем придумайте пять необычных способов ее использования. Это поможет вам успокоиться и прийти в себя. Фокус в том, что осваивать эти умения и доводить их до автоматизма следует заблаговременно, – рекомендует Елена Чибисова.

Накройтесь куполом!

В предэкзаменационную пору психологическое сопровождение необходимо не только выпускникам 9 и 11 классов, но и их учителям, и родителям, то есть, всем участникам образовательного процесса. Оно и понятно, ведь с приближением лета накал страстей неуклонно растет. В том числе, среди родителей.

– Поддерживать ребенка – значит верить в него. Именно об этом мы говорим на встречах с родителями выпускников и советуем им наблюдать за душевным и эмоциональным состоянием детей, подбадривать их словами: «Ты сможешь это сделать», «Ты со всем справишься», «Мы в тебя верим». Поддерживать можно посредством прикосновений и совместных действий. Иногда достаточно просто прийти к ребенку в комнату и посидеть рядом. Старайтесь меньше тревожиться, помните, что ваше беспокойство еще больше будоражит ребенка. Поэтому не «фоните» рядом с ним радиацией тревоги, а накройтесь «куполом», – рекомендуют профессионалы.

Бывает, что ученикам не дает покоя назойливая мысль: «Что будет, если я не сдам экзамен?» В этом случае психологи советуют родителям проработать с выпускником дополнительные варианты его учебы или работы. Имея «запасной аэродром», ребенок поймет, что неудача на экзамене – это не катастрофа и не конец света: любой экзамен можно пересдать.

– Каким бы ваш ребенок не казался взрослым и самостоятельным, экзамены в школе для него сложное испытание, и родителям, даже при их крайней занятости, не стоит отпускать его в это плавание одного. Лучше вместе, плечом к плечу, – советует психолог Татьяна Миронова, призер регионального конкурса лучших профориентационных практик.

В одной связке

– Мир неминуемо и быстро меняется, и психологи, как никто другой, должны за ним поспевать, осваивая новые формы работы. Так, в период подготовки к экзаменам мы стремимся к системному взаимодействию учителей, родителей и администрации школы. Это позволяет нам еще активнее поддерживать наших выпускников, – обращает внимание на сплоченность команды Елена Чибисова.

Важно, что работа с педагогами по психологической подготовке выпускников строится в школах по нескольким направлениям. Это информационная поддержка в виде выпуска тематических буклетов и памяток по созданию благоприятного микроклимата в классе. Это плотное взаимодействие с детьми группы риска и обучение ребят навыкам контроля в стрессовых ситуациях.

– Повышая психологическую компетенцию учителей, мы проводим с ними индивидуальное и групповое консультирования, делимся полезными рекомендациями по снижению тревожности школьников, по укреплению их веры в себя и свои силы, – уточняет Екатерина Халикова.

Примечательно, что в минувшем году в Домодедове прошел VI ежегодный съезд Международной профессиональной ассоциации психологов. Спикерами съезда, где обсуждались вопросы психологической службы в системе образования, выступили российские и зарубежные специалисты. Председателю оргкомитета Елене Чибисовой было вручено благодарственное письмо за содействие в организации съезда.

А под занавес 2021 года на базе лицея № 3 состоялась региональная Workshop-сессия «ГИА. Осознанность. Профориентация». Ее участниками стали психологи, педагоги-навигаторы и заместители директоров школ Подмосковья. Речь шла о том, как помочь выпускникам сделать осознанный выбор предметов для сдачи экзаменов. Педагог-психолог Татьяна Миронова представила гостям тренинг-аквариум "Что такое осознанность?" Мастер-класс «Медитативные техники при формировании осознанности» провели Елена Чибисова и Екатерина Халикова.

В тему:

Спросите психолога

Сегодня газета «Призыв» открывает новую рубрику под таким названием. В ней мы будем публиковать рекомендации психологов. Первая тема посвящена подготовке выпускников к экзаменам. Советы дают школьные психологи. Мы думаем, что это будет интересно всем родителям учеников. Ведь запрос общества на психологическую поддержку и просвещение учителей, детей и их родителей приобретает все большую актуальность. Причем, не только при подготовке юного поколения к сдаче экзаменов. Нуждаются в поддержке и ученики начальной школы, и школьники среднего звена. Психологическое сопровождение необходимо, например, детям, живущим в приёмных семьях, и взрослым, занимающимся их воспитанием. «Призыв» планирует посвятить этим и многим другим темам цикл материалов. Полезные советы на страницах газеты будут давать профессиональные психологи.