Давно вызревала у меня идея написать небольшую статейку про это...
Руки чесались, чесались и вот дочесались. Вопрос очень тонкий, но очень важный. Будем считать, что открываются бесплатные курсы просвещения.
Дело в том, что в системе транспортного фанатизма я с 1988-го года, когда первый раз мне попала в руки огромная (для 9-летнего человека) карта городского транспорта Москвы, где были отображены все-все-все маршруты. И я увлёкся навсегда. Я эти маршруты просто взял и выучил наизусть.
А до этого я мог часами смотреть на несущиеся под ногами поезда Белорусского хода, стоя на пешеходном мосту, соединявшим Полоцкую и Гвардейскую.
Потом собирал книжечки расписаний всех направлений, знал наизусть все остановки на 200-300 километров, очень много куда ездил лично.
А после я водил ЛиАЗ-677М по проезду Стратонавтов, знал в лицо абсолютно все машины 12-го автобусного парка и мог назвать её госномер по памяти метров с двухсот, опираясь только на внешний вид, пока зрение не упало.
Далее после транспортных погромов 90/91 годов, я объехал все станции метро, зафиксировал все изменения и нарисовал свою первую собственную карту.
Вскоре появились сигареты, бухло, женщины, музыка и меня унесло в другие рок'н'ролльные дали. Но первая любовь никуда не делась, и вот мне уже 43, а рука всегда была и остаётся на транспортном пульсе: что меняют, где, зачем, когда, что строят, что ломают, что планируют... Я - транс-фанат с 1988-го года и я знаю почти всё. Хорошо, не всё, но многое. Хорошо, кое-что знаю...
И таких как я очень много. Нас десятки тысяч по стране. Но всё-таки мы абсолютно разные, и вот в этом как раз и надо разобраться.
Для простых людей мы конченые долбанаты, все на одно лицо, утырки с убогими интересами, так как нормальный человек должен интересоваться машинами, футболом и рыбалкой. Ведь большинство жителей города не отличит электробус ЛиАЗ от КАМАЗа, а всё потому, что людям похрен, пусть хоть троллейтрамбус на воздушной подушке приедет, лишь бы отвёз до метро. Поэтому человек с полным погружением в одну узкую тему, всегда будет для обывателя опасным психом. Ну, то есть эти транс-фаны совсем ку-ку, заняться людям нечем, работать бы лучше шли...
Спокойно, граждане. Мы все работаем. Просто есть вещи, в которых мы разбираемся досконально и лучше всех. И не потому, что есть диплом о высшем образовании - нашему делу не учат - а потому что сами, своим умом, ногами, внимательностью, памятью и энтузиазмом постигли истину в этом одном конкретно взятом вопросе. Но даже мы делимся на две абсолютно непохожие команды профессионалов.
Об этом как-то не принято говорить в транс-фанских кругах. А простой человек ничего об этом не знает. Хотя, ведь даже в психиатрии шизофреник и параноик это разные типажи, но для простых граждан и тот и другой просто психи. Вот так же и у нас - у транс-фанов - нас две основных, абсолютно не похожих друг на друга, группы, которые, как правило, вообще не пересекаются, редко, когда бывает комбо, как шизофреники и параноики, как холерики и сангвиники...
В общем, условно мы делимся на маршруточников и пээсников. Оба термина моего собственного сочинения, я сам для себя так обозначил две наших касты. А теперь давайте разбираться подробнее в терминологии. Ведь транспорт, это не только железяка, которая тебя везёт, но и маршрут, которым она движется. И вот тут наступает магия разделения.
ПС - аббревиатура от словосочетания Подвижной Состав. ПС - это всё, что нас возит. Маршрутка, автобус, троллейбус, трамвай, метро, электричка, вагоны поездов дальнего следования, тепловозы, электровозы, теплоходы и самолёты в их железном исполнении - это всё подвижной состав.
Пээсников в транс-фанском инете почти все, более 90 процентов. Завалены все существующие ресурсы фотками тепло/электровозов и электричек, автобусов и самолётов, причём с одного и того же ракурса как правило, просто сделанных в разных местах и в разное время.
Пээсник приезжает на точку, встаёт со штативом и целый день фоткает всё, что едет мимо, иногда, бывает, меняет точки, но это редко. Важно именно поймать какой-нибудь автобус, тепловоз, какой-нибудь редкий ПС. А тысячи таких же фанатов это потом просматривают. По мне так скука и тоска смертельная, ведь чем отличается один электровоз от другого такого же из выпущенных их двух тысяч серийно, знает только настоящий пээсник.
Но в этом пээсник и уникален. Автобусный пээсник по форме фар или наличию какой-нибудь свистелки/перделки точно назовет модель транспортного средства, её бортовой и госномер. Так же и на жд, и в метро. Как правило у пээсников очень мощная запоминалка, ведь они помнят огромное количество цифр и прочей ненужной ерунды.
Ну, приведу виртуальный пример. Едет электричка с номером головного вагона 5056. Транс-фан пээсник тут же скажет "а раньше номер головы был 3081, перекрасили, и три вагона вцепили из 8834, а три родных порезали в Металлострое, и вообще раньше этот поезд работал в Свердловске". Вот это классический железнодорожный транс-фан пээсник.
Или так скажем, например... Едет по Москве автобус с бортовым 154040, а пээсник сразу скажет "о! а это перенумерованный 048890, его передали месяц назад с восточной площадки на ходынскую, ходил по т792, а теперь поставят на м135, там все машины этого типа". Это классика автобусного транс-фана пээсника.
Пээсник, как я уже говорил, человек с феноменальной тренированной памятью, досконально погруженный в материал, внимательный до полного самоотречения, он знает и помнит каждую мелочь. Но самое интересное во всём этом, что такое знание в жизни может пригодиться только при общении с себе подобным, для остальной жизни оно абсолютно бесполезно...
И вот в этом свете вторая, малюсенькая по сравнению с первой, категория транс-фанов - маршруточники - сильно выигрывает в житейском плане. Маршруточники знают когда, откуда и куда можно доехать, что гораздо важнее именно в ежедневном прикладном смысле.
Маршруточников не интересует железо, хотя, в 99 случаев из 100 они заранее знают, какое железо приедет, ведь тоже, блин, транс-фаны и не лишены глаз и запоминалки. Я типичный вот такой он по классике, мне важно не на чём ехать, а откуда, куда и как.
Настоящий маршруточник, узнав, что где-то запущен новый маршрут, сразу же поедет на нём кататься от начала до конца, посмотреть, увидеть своими глазами всё. Пээсник же встанет на его конечной со штативом и сфоткает все машины, на нём работающие.
А всё потому, что маршруточнику наземного транспорта до фонаря по большому счёту, что приехало к нему под посадку. Приехало по рельсам - трамвай, с рогами - троллейбус, требуют деньги перевести на номер телефона - подмосковная маршрутка. Основная цель знания маршруточника, это трасса, остановки, места пересадок, стыкование, где срезать, как сэкономить, кто перевозчик, время работы, интервалы...
Маршруточники железнодорожного типа (чем я увлёкся в последние годы особенно глубоко) - совсем уж большая редкость. Мы как самураи, нам важен путь, где мы едем, как мы едем, что мы есть в этом мире. Я сфоткаю каждый остановочный пункт. Пээсник, катаясь в такую же дальнюю поездку, нафоткает морд электричек и тепловозов, забыв даже в подписи к фотке указать место съёмки.
Вот такие мы на самом деле разные. Но конфликта между пээсниками и маршруточниками нет. И быть не может по природе нашей. Для всего мира мы все одинаково долбанутые, а друг для друга - единственные нормальные. Просто пээсники и маршруточники - это кардинально разные увлечения, а обычный народ всё это валит в одну кучу, называя всех без разбора транс-фанатами. Безусловно, и одно, и другое - это оно и есть, но какие же это разные по своей сути направления...
Ведь маршруточники должны постоянно куда-то ехать, чтобы созерцать, а пээсники уже приехали и просто созерцают, стоя на месте...
Но самое обидное, что среди нас вообще нет женщин. По природе своей женщинам всё это не интересно. А жаль. Встретив такую, женился бы во второй раз не задумываясь, хоть какой там крокодил будет... Шучу, естественно. Не женюсь. Потому что не встречу. Женщин транс-фанаток не существует, это миф.
Надеюсь, вышло не очень заумно?
За сим вечно ваш
(с) Касым, 2022