Найти тему
Жизнь артиста в Дзене

Романс "Отцвели хризантемы". Неизбежность

В Киеве есть замечательная певица – лауреат международной премии «Дружба» Анжела Черкасова. Более 30 лет она занимается творческим наследием композитора, ее поиски и находки уникальны. Она первая на Украине и в СССР стала выступать с концертными программами, целиком посвященными сочинениям Николая Ивановича. Анжела Черкасова и ее коллеги-энтузиасты, киевские музыканты, пианистки Татьяна Чайка и Нонна Козлова дали несколько сотен концертов памяти композитора. Они выступали на Украине, в России, в столицах и в провинции, в музеях, красных уголках и на сценах престижнейших концертных залов. Их подвижнический творческий труд достоин восхищения и преклонения.

Лауреат международной премии «Дружба» Анжела Черкасова, меццо-сопрано.
Лауреат международной премии «Дружба» Анжела Черкасова, меццо-сопрано.

Рассказывает Татьяна Чайка:

Мы с Анжелой познакомились в оперной студии, где она была солисткой, встречались на концертах. Я помню, что ее всегда называли Хризантемой, она так душевно, хорошо пела, публика все время просила исполнить ее этот знаменитый романс. И вот, счастье нам такое выпало – мы познакомились с коллекционером Виталием Петровичем Донцовым, который занимался «раскопками», иначе не скажешь. Десять лет он потратил на то, чтобы найти могилу Николая Харито.
Но самые счастливые воспоминания о нашей работе относятся к тому периоду, когда мы были знакомы с младшей сестрой Николая Ивановича. Она жила в Киеве, прекрасным была человеком – светлая голова, хотя была в то время уже прикована к постели. Надежда Ивановна передала нам много романсов, которые не печатались – она свято хранила память брата. И очень боялась всегда говорить о его смерти, всегда его гибель была легендой, загадкой. Две версии сейчас существуют: он погиб или в деникинских войсках или, как говорила Надежда Ивановна, из ревности его убили. Правду сказать тогда боялись.
До сих пор ничего точно неизвестно.
Донцов раскопал, что Харито учился в юнкерском училище, служил в Белой армии, был человеком демократических убеждений, хороший товарищ. Его однокурсники по Киевскому университету даже сочинили эпиграмму:
Не все хорошее забыто,
Не всюду царствует обман,
Среди студентов есть Харито,
А профессуры - Эйдельман.
Эйдельман - это профессор права, его студенты очень любили.
Виталий Петрович Донцов вспоминал, что, когда он, наконец, после долгих поисков нашел Надежду Ивановну, переступил порог ее дома, рассказал, кто такой и какие имеет намерения, она произнесла: «Ну, наконец-то Вы пришли, я ждала Вас всю жизнь! Вот эти вещи, эти ноты, которые Вы можете взять!»
Сестры Харито, слева направо: Надежда Ивановна, Вера Ивановна, Лидия Ивановна, Людмила Ивановна.
Сестры Харито, слева направо: Надежда Ивановна, Вера Ивановна, Лидия Ивановна, Людмила Ивановна.
После этого он передал их в музей.
И, когда он пришел в оперную студию и предложил эти ноты для исполнения, Анжела только одна ими заинтересовалась, остальные певцы отнеслись к этому прохладно.
Все произошло благодаря знакомству с Донцовым, я помню, как он принес нам с Нонной Козловой эти ноты ... Было всего три фортепианных пьесы Николая Харито, мы посмотрели их и решили, что это прекрасно будет звучать в четыре руки. Его произведения, конечно, требуют обработок – он ведь не был профессиональным музыкантом. Хотя у него чудесные мелодии ...
Как вспоминала его сестра Надежда Ивановна, он пек свои романсы, как блины – нужен был заработок. Он кормил четырех сестер, всю семью.
Последняя страница нот, практически, любого романса. Здесь располагалась реклама произведений, выпущенных издательством.
Последняя страница нот, практически, любого романса. Здесь располагалась реклама произведений, выпущенных издательством.
Препятствия Виталию Петровичу Донцову чинились страшные. Сегодня мы можем об этом открыто говорить – ведь Харито был и юнкером, и в революционном движении участвовал, был и белым, и красным. Донцов передал нам материалы, а у него были архивы ... Чиновники нас с этими материалами буквально отшвыривали.
Когда Анжела пришла в Союз композиторов и предложила для исполнения готовую концертную программу композитора Николая Харито, ей отказали, сказали, что это невозможно, так как он не является членом Союза композиторов (!!). Анжела, прощаясь с ними, заметила, что Чайковский тоже не был членом Союза.
Потом она отнесла ноты Харито Ростиславу Бабичу, руководителю Государственного эстрадно-симфонического оркестра радио и телевидения Украины. Он работал долго, около полугода, и итогом всей работы стала телепередача, где Анжела пела эти романсы.
Энтузиазм Анжелы Черкасовой дал чудесные результаты, мы просто счастливы, ведь мы занимаемся этим четверть века, даже больше! Слава Богу, нашлись спонсоры, нас материально поддержали, удалось издать два сборника нот.

Чудом сохранились архивные записи, сделанные Анжелой Черкасовой с фортепианным дуэтом и эстрадно-симфоническим оркестром радио и телевидения Украинской ССР. К существующим в записи романсам и пьесам Харито я добавил еще несколько, записанных мной в студии и получился диск, который мы с Анжелой Черкасовой выпустили на свои средства в 2011 году, к 125- летию со дня рождения композитора.

Диск содержит, кроме романсов, три мелодекламации (редчайший на сегодня жанр!), несколько пьес для фортепиано и 5 вариантов «Хризантем» – с вокалом, обработки для двух гитар, для гитары и балалайки, для фортепиано и для арфы.

Уникальная работа!!!

Компакт-диск, выпущенный к 125-летию композитора.
Компакт-диск, выпущенный к 125-летию композитора.

Кажется, что Анжела Черкасова знает о своем любимом авторе все, она может увлеченно говорить о нем часами. И, наверно, никто лучше, чем она, не расскажет о трагической гибели композитора:

Николай Иванович поступил в юнкерское училище, проучился год. И его призвали в Белую армию, к Деникину, на Северный Кавказ, в Тихорецк. Это был 1918 год, потому что в 1919-м там был уже Фрунзе. У меня есть документ – «исключить из юнкерского училища в связи с призывом в войска А. И. Деникина».
Я больше чем уверена, что Деникин его призвал не в качестве военного, а из-за того, что он композитор, ведь он уже тогда имел громкое имя! Ведь «Хризантемы» пели к тому времени уже семь-восемь лет, выходили нотные сборники с портретами автора, граммофонные пластинки с его романсами! И Деникин, конечно, распорядился, чтобы к нему был прикомандирован знаменитый Николай Харито.
Анжела Черкасова.
Анжела Черкасова.
Причем, сестра Николая Ивановича отрицает, что он был белогвардейцем – ну, как раз это можно понять, а Донцов нашел подтверждающие это документы. Надежда Ивановна все время говорила, что он был красным – вспомните 1937 год – так ведь так оно и было.
Романс "Отцвели хризантемы" на граммофонной пластинке, записанный Василием Дмитриевичем Шумским - первым исполнителем романса, другом композитора. Киев. Начало ХХ века.
Романс "Отцвели хризантемы" на граммофонной пластинке, записанный Василием Дмитриевичем Шумским - первым исполнителем романса, другом композитора. Киев. Начало ХХ века.
Это рассказала мне Надежда Ивановна, его сестра:
В Тихорецке была свадьба, одна из двух сестер-близнецов, Софья Гонсерова, выходила замуж. Вторая сестра, Вера, пришла на торжество с таким блестящим офицером, бароном Бонгарденом, который специально приехал из Петербурга. Женился приятель композитора, его университетский товарищ, А. Козачинский.
Николай Иванович, как всегда, сидел за роялем, играл и пел. Сестра невесты, как и все рядом находящиеся дамы, буквально смотрела ему в рот, просто млела, глядя на него, он же был популярный человек – все женщины с ума сходили – молодой, красивый, знаменитый! Все побросали своих мужей, женихов, кавалеров, все обступили Николая Ивановича, в тот вечер для прекрасного пола существовал только он один. Так вот, этот барон Бонгарден сестру невесты раз увел с собой, второй ... Приревновал и пригласил Харито выйти, поговорить.
А Николай Иванович напоминает немножко мне в этом отношении Лермонтова – он за словом в карман не лез, любил ответить.
Надежда Ивановна вспоминала, что за честь женщины ее брат буквально мог полезть в драку, особенно, когда нужно было кого-то защитить. Она рассказывала, что однажды они с братом и сестрами шли по улице, Николай Иванович отстал, хотел закурить, когда двое каких-то студентов, поравнявшись с сестрами Харито, бросили фразу: «Какие хорошенькие девчонки!» Николай Иванович подбежал к сестрам: «Что он вам сказал?» «Да-а, ничего, ничего», – засмеялись они. Тогда он догнал этих студентов и прямо-таки стал их трясти – что они себе позволяют, какое имеют право приставать на улице! Чуть-чуть не завязалась драка, еле разняли! Вот такой он был.
Так и здесь. Этот офицер ему что-то сказал, тот что-то ответил, тогда он попросил его выйти. Вышли. И, как рассказывали, никто не успел даже оглянуться – Бонгарден застрелил его в упор. Причем, подошел к нему близко, никто даже выстрела не слышал. Пуля пробила легкое и ударила в сердце. Смерть была мгновенной.
Композитор Николай Харито, автор "Хризантем", на смертном одре. Тихорецк. Ноябрь 1918 года. У изголовья - россыпь белых хризантем. Осень - пора этих печальных цветов.
Композитор Николай Харито, автор "Хризантем", на смертном одре. Тихорецк. Ноябрь 1918 года. У изголовья - россыпь белых хризантем. Осень - пора этих печальных цветов.
Похоронили Николая Ивановича сначала в Тихорецке.
Год спустя Надежда Ивановна сопровождала мать, когда она поехала в Тихорецк забирать тело сына, ведь нужно было ехать через всю страну, шла революция, война, мама одна ехать боялась. Надежде Ивановне было тогда пятнадцать лет, она безумно любила брата. Когда они приехали, им все в деталях рассказали. Надежда Ивановна вспоминала, что так была потрясена рассказом, так ярко себе все представляла, как будто сама была на этой свадьбе.
Старолукьяновское кладбище. Киев. Первоначальный вид захоронения композитора в родственной могиле с матерью и сестрой.
Старолукьяновское кладбище. Киев. Первоначальный вид захоронения композитора в родственной могиле с матерью и сестрой.
Николай Иванович был женат. Его жену звали Олимпиада, она была медицинским работником и, кстати сказать, была с ним в ссылке. После возвращения в Киев они расстались. Порвав с женой, Николай Иванович поселился у режиссера киевского Художественного театра миниатюр Строева. В этом театре часто пели В. Шумский, В. Сабинин, которые были первыми исполнителями романсов Харито. На деньги от издания романсов он содержал семью – четырех сестер, мать. (Фото сестер). Молоденькая дочка Строева, Татьяна, в него влюбилась. Она сочиняла стихи, на ее стихи Николай Иванович написал два романса. Он ею тоже увлекся, они стали встречаться, но она не была еще совершеннолетней. И, только после того, как Татьяне исполнилось 17-18 лет, они стали жить в гражданском браке – жена Николая Ивановича не давала ему развод. А после 1918 года было уже поздно ...
Это случилось 9 ноября 1918 года. Николаю Харито не было и тридцати двух лет.

Однажды после концерта, посвященного памяти композитора (а мы с Анжелой Черкасовой дали за последние 5 лет их несколько десятков), в Библиотеке им. Боголюбова в Москве к нам подошла немолодая женщина и рассказала, что, увидев фамилию композитора на афише, не могла не прийти. Эту фамилию она много раз слышала в своей семье, но не знала, кто это и чем он знаменит. А семья ее связана родственными узами с теми самыми сестрами-близнецами.

Эта женщина рассказала потрясающую историю.

Когда гости на той самой свадьбе услышали шум и выстрел, они бросились к выходу, узнать, что случилось! Невеста в белом подвенечном платье помогала внести в дом застреленного композитора. И все ее платье было в крови Николая Ивановича!

Невероятно! – Это платье с кровью композитора и до сих пор хранится у потомков Софьи Гонсеровой в Париже!!!

К великому сожалению, наша связь с этой дамой утеряна – мы договорились встретиться в самое ближайшее время, чтобы подробно поговорить, встреча не состоялась, а ее координаты я тогда не взял!

Этикетка граммофонного диска с записью романса "Бояном русской песни" Юрием Морфесси. Петроград. Диск записан в ноябре 1914 года.
Этикетка граммофонного диска с записью романса "Бояном русской песни" Юрием Морфесси. Петроград. Диск записан в ноябре 1914 года.

После того, как Виталий Донцов нашел могилу композитора, киевляне начали сбор средств на установку памятника автору любимого романса. Собирали всем миром - кто сколько может. И теперь могила Николая Ивановича выглядит так.

Старолукьяновское кладбище. Киев. Здесь похоронен автор любимого романса "Отцвели хризантемы". Современное фото.
Старолукьяновское кладбище. Киев. Здесь похоронен автор любимого романса "Отцвели хризантемы". Современное фото.

Николай Харито многого не успел – не успел окончить университет, не успел получить развод и жениться на Татьяне Строевой, не успел родить наследников, не успел подарить современникам и потомкам весь свой талант, данный ему Создателем – недоучился, недолюбил, недосоздал, недожил …

Николай Иванович Харито.
Николай Иванович Харито.

А в прискорбном для России навечно проклятом ряду фамилий появилась еще одна: Дантес, Мартынов, Бонгарден …

Николай Иванович Харито успел в жизни только одно: войти в Бессмертие с букетом белых хризантем!

Отцвели хризантемы. Музыка Н. И. Харито, слова В. Д. Шумского. Поет Ирина Чмыхова, Болгария.