В Грузии намечается конфликт между азербайджанской диаспорой Грузии и её правительством. Канал избегает любых оценок ситуации, информация преподносится, так как она есть.
Начать следует с того, что количество мусульманского населения в Грузии растёт. На сегодняшний день количество мусульман в стране составляет 470 тыс, это 13% от всего населения страны. В 2005 году мусульман в Грузии было 7%. Причём речь шла об азербайджанской диаспоре представленной в основном шиитами. Сейчас же ситуация начала меняться за счёт увеличения количества суннитов - салафитов (радикальное течение в Исламе).
Грузинский город Квемо Картли является местом компактного проживания азербайджанской общины. 25 января 2022 года, это место посетил Хуберт Книрш посол Германии в Грузии. Визит был организован Самирой Байрамовой координатором региона по вопросам гражданского общества. В ходе визита Книрш встретился с мэром Марнеули Кеннаном Омаровым с которым прошло обсуждение насущных проблем этнических азербайджанцев - мусульман, И тут германский дипломат предложил применить опыт Германии, где якобы имеется положительный опыт проживания разных конфессиональных общин. В этом видится механистический подход западных друзей Грузии к решению проблем, которые только им кажутся идентичными. Если Германия только недавно начала интегрировать внутри себя мусульманские общины, то за взаимоотношениями христиан и мусульман в Грузии стоят века. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что элита Грузии уже принимала Ислам, а потом возвращалась назад в христианство.
Экспертами Грузинского фонда стратегических и международных исследований Рондели (фонд Рондели), в мае-августе 2021 проводился мониторинг религиозной ситуации в Грузии и в азербайджанской общине в частности. В этом докладе излагается мысль, точнее сетования на то, что Турция на доктринальном уровне проводит политику исламизации населения Грузии в частности турецкие фонды занимаются тем, что внедряют среди азербайджанцев суннизм , который быстро принимает форму салафизма. Эту политику по их мнению продвигает Агентство по сотрудничеству и координации Турции (ТИКА) и управление по делам религии ТР Дианет (глава – доктор Али Эрбаш).Дианет курируется лично Реджепом Эрдоганом и его деятельность сконцентрирована на поддержке исламской уммы за рубежом. При этом представители фонда Рондели утверждают, что проповедники связанные с Дианетом, в частности Осман Топбаши и Ахмет Юнлю занимаются продвижением не мягкой формы османского ислама, а именно пропагандой салафизма.
Всего Дианет инвестировал в турецкую религиозную программу в Грузии ок. 3 млн.долларов США в течение 2021 года (не очень большая сумма), при этом грузинский "Религиозный совет мусульман шиитов" (Рамин Игидов) не раз высказывал протесты против деятельности Дианета на территории Грузии. «Всемирная ассамблея Ахль аль-Байт», тесно связанная с посольством Ирана в Грузии (возглавляет Расим Мамедов) и «Высшее духовное управление мусульман Грузии», опекаемое иракскими шиитскими духовными лидерами (возглавляет Миртаг Асадов), также противодействуют деятельности Дианета в Грузии, в результате чего произошло обострение отношений между шиитами и суннитами в Грузии. Наибольшее количество мусульман салафитов зафиксировано в Марнеульском, Гардабанском, Болнисском и Дманисском районах Грузии. При этом шиитское духовенство утверждает, что из района Квемо - Картли уже происходила мобилизация боевиков в Сирию. Вейсал Оруджев является основным проповедником салафизма в этом регионе, он добивается строительства салафитских мечетей, говоря при этом, что имамы не имеющие турецкого или ближневосточного религиозного образования должны быть отстранены от религиозной деятельности. Также стоит отметить, что грузинские салафиты имеют тесные контакты с своими собратьями на территории РФ в частности в Дагестане.
Если говорить об общих выводах в рамках исследовательской деятельности канала, то нет никаких новых выводов. Канал уже не раз высказывал мнение, что дрейф Грузии и Армении в сторону нео - османской Турции будет неизбежным. Эти регионы будучи осколками советской империи, хотя и комплиментарны к Западу, но на самом деле являются продуктом тысячелетней цивилизации Кавказа, в которой и тюркское и иранское влияние было всегда высоким, в следствие чего цивилизационные и поведенческие стандарты, как Персии, так и османов куда ближе народам Грузии, нежели стандарты западной Европы, которая по сути не понимает и не может понять этот регион. Слишком далеки пути двух цивилизаций, слишком разная национальная психология, европейцев и кавказцев. При всей " евро ориентированности" двух "островов" христианской цивилизации на Кавказе им не избежать Османского моря.