Почему атеизм так токсичен? Некоторые люди чувствуют себя прямо обязанными заявить кому-то, что то, во что они верят, «не существует».
Потому что люди, которые верят во что-то, сами постоянно беспокоят людей, которые не верят в это. Если они не звонят в ваши двери в неподходящее время, чтобы «распространить слово», они пихают вам в нос брошюры на улице. Они отвергают членов своей собственной семьи, которые после многих лет страданий становятся неверующими, или травят их из-за того, что их ориентация не соответствует чьему-то толкованию какой-то священной книги.
Они проталкивают законы, делающие их религиозные правила обязательными для всех, даже для неверующих. Наконец, они наезжают на грузовике на толпу, взрывают клинику для абортов, врезаются на самолёте в небоскрёб, режут людей на улицах или убивают свою семью перед тем, как совершить самоубийство во имя своего бога.
Вот почему атеизм просто обязан быть «токсичным».
Религия — это моральный компас человечества. Значит ли это, что у атеистов нет морали?
Довольно много людей говорили, что именно их религия (какая-то одна из многих религий) является моральным компасом человечества. В основном это означает, что эти люди (чаще всего священнослужители) пытаются продвигать свою религию и делать так, чтобы она казалась лучше, чем неверие в богов. Ничего удивительного, в самом деле. Если бы никто не верил в богов, эти священнослужители остались бы без работы.
На самом деле мораль — это просто следствие того, что мы являемся очень социальными стайными животными. Это то, как мы ведем себя и взаимодействуем, чтобы стая работала. И у нас есть этот стайный инстинкт и социальное поведение, потому что это наше средство выживания.
У нас нет когтей, клыков, бивней или рогов, и мы прозябаем как одинокие охотники. Но у нас есть развитый головной мозг, голосовой аппарат, развитые большие пальцы рук и прямохождение, чтобы использовать руки для изготовления и использования инструментов. У нашего могучего универсального мозга есть недостаток. Он огромен и при родах должен проходить через таз, который, в свою очередь, не может быть слишком широким из-за вертикального положения тела. Это значит, что мы рождаемся с недостаточно развитым мозгом, которому требуется около года развития вне тела матери, чтобы он стал действительно полезным своему обладателю. Всё это означает, что мы вынуждены тщательно заботиться о своих детях.
Детей необходимо обучать навыкам, которые заменяют упомянутые клыки, когти, рога и бивни. Копьё для охоты мы придумали не инстинктивно, а долго тренируясь и исследуя. Требуются годы, чтобы научить наших детей выживать. Лучшие учителя — самые опытные, то есть старики. Они являются хранилищами мудрости. Поэтому мы должны беречь и их.
Именно так наш вид и выжил: мы развили базовую мораль. Это, в свою очередь, переросло в сложную этику, когда мы стали оседлыми и начали заниматься сельским хозяйством. Религия развилась из представлений анимизма, и со временем стала утверждать, что законы поведения были даны Богом. Это давало духовенству власть: теперь они могли быть толкователями «закона». У людей в определённое время не было другого объяснения для морали.
Так что на самом деле у атеистов и верующих ровно одна и та же мораль, которую они получили от своих стайных инстинктов, общества, сверстников и семьи. Разница только в том, что духовенство учит верующих, что их мораль якобы исходит от бога. Последнее можно использовать против атеизма: заявляя, что мораль исходит от бога, вы можете изобразить атеистов как аморальных животных.